Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен

Любой из минувших веков может восхититься стремительностью XXI столетия. Технические новшества, возникающие, стареющие и исчезающие на глазах, в одночасье меняющееся производство, появление новых материалов и технологий – всё это, несомненно, оказывает самое непосредственное влияние на систему обновления профессиональных знаний.

Просмотров: 1709

Любой из минувших веков может восхититься стремительностью XXI столетия. Технические новшества, возникающие, стареющие и исчезающие на глазах, в одночасье меняющееся производство, появление новых материалов и технологий – всё это, несомненно, оказывает самое непосредственное влияние на систему обновления профессиональных знаний.

Кто сядет за парту?

Сегодня в России насчитывается около тысячи учреждений дополнительного профессионального образования, в которых ежегодно повышают или меняют свою квалификацию от 400 тыс. до 1 млн. специалистов. В современных условиях для вхождения страны в инновационную экономику этого, конечно, явно недостаточно. Поэтому на международном инвестиционном форуме «Дополнительное профессиональное образование: технологии работы в XXI веке», проведенном в МГУ им. М.В. Ломоносова Международной ассоциацией непрерывного образования, центральным стал вопрос об обновлении системы ДПО в рамках перемен, происходящих в образовании.

– Система ДПО в связи с изменениями, начавшимися в прошлом году, проходит серьезные испытания на устойчивость, умение стать структурой, которая реализует рыночные механизмы и умеет доказывать, что можно ориентироваться на потребности образовательного рынка и подтверждать свою эффективность.

Наталия ЗОЛОТАРЕВА, директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ.

– Перед нами стоит задача привлечения в систему дополнительного профессионального образования взрослого населения, – выделила одно из ключевых направлений развития директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Наталия Золотарева. – В России доля экономически активного населения, участвующего в системе непрерывного образования, в настоящее время не превышает 22,4 процента, в то время как в развитых европейских странах она достигает 60-70 процентов.

Отставание подтверждает и такой факт, что в США квалифицированный работник за десять лет в среднем затрачивает на повышение уровня знаний 500 дней, а в России за такой же период времени на переобучение приходится только 30. Расширяя область непрерывного образования, следует учесть, что учреждения высшего образования в условиях бурных информационно-технологических перемен не в состоянии без активной поддержки системы дополнительного образования обеспечить экономику квалифицированными кадрами. Кроме быстрого старения полученных в вузе знаний, к скорейшему развитию системы ДПО подталкивает и возросшая межпрофессиональная мобильность специалистов.

– После окончания вуза 35 процентов выпускников никогда не применяют полученные знания на практике и не возвращаются к своей специальности, – привел данные статистики заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Виктор Шудегов. – Следовательно, они работают по другому профилю и нуждаются в системе ДПО. Кроме того, в связи с резким возрастанием потока информации, знания выпускников вузов заведомо нужно будет обновлять, если не сразу после окончания института, то, по крайней мере, через несколько лет. Поэтому трудно переоценить значение дополнительного профессионального образования по овладению работниками профессиональными компетенциями в соответствии с запросами реальной экономики.

Перемены и проблемы

Система повышения квалификации и переподготовки кадров до недавнего времени была достаточно действенной и обеспечивала высокий уровень образования, а дипломы, свидетельства и удостоверения, выдаваемые в учреждениях ДПО, являлись документами государственного образца. Поскольку новый закон «Об образовании в РФ» не предусматривает государственную аккредитацию дополнительных профессиональных программ, а документы будут выдаваться только установленного образца, то оценка работы учреждений ДПО будет производиться силами общественной аккредитации, а качество образовательных программ – профессионально-общественной.

– Образование, в том числе среднее профессиональное, в России бесплатно и общедоступно, что является большим плюсом. Но исчезло начальное профессиональное образование, хотя налицо дефицит рабочих рук. Например, 10 процентов квалифицированных рабочих «Уралмаша» приглашены из Казахстана. Не будем говорить о нехватке летчиков, которых тоже станем зазывать из бывших союзных республик.

Виктор ШУДЕГОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию.

Идея этих нововведений проста: население и работодатели должны ставить условия, по которым будет работать в их интересах система дополнительного образования, а вузы и другие образовательные учреждения – формировать процесс обучения в соответствии с интересами потребителей. Проблема заключается в том, что весь этот механизм находится в процессе становления и не может не вызвать вопросы педагогов-практиков.

– Отличительной особенностью закона № 273 является фактическое отстранение дополнительного профессионального образования от общеобразовательного процесса, – сделал вывод ректор Института развития дополнительного профессионального образования Валерий Безлепкин. – В этих условиях учреждения ДПО не вправе выдавать дипломы государственного образца, а документы установленного образца, выдаваемые уже в течение двух лет, признает не каждый работодатель. В принципе, при таком положении дел можно на региональном уровне получить лицензию на ведение образовательной деятельности и раздавать всем желающим дипломы, не ведя никакого образовательного процесса. Документ установленного образца может получить определенное признание лишь в рамках отраслевой или корпоративной системы, и важно добиваться, чтобы он признавался, как признаются государственные, на всей территории страны.

Поэтому следует создать не только механизмы проведения общественной и профессионально-общественной аккредитации, но и центры признания документов об образовании, подобно нострификации документов международного уровня в Рособрнадзоре.

– В 2000 году, – обратился к прошлому ректор ИРДПО, – в ведомстве Министерства образования РФ было около 500 центров дополнительного профессионального образования: межотраслевые институты повышения квалификации и переподготовки кадров (МИПКи), региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учебные центры переподготовки военнослужащих и ряд других. Сейчас их число уменьшилось до 9. Для организации мероприятий и книгоиздательской деятельности прежде предусматривался фонд развития ДПО, а методический совет имел право ставить гриф министерства. Сейчас ничего этого нет, поэтому речь идет даже не о том, чтобы системе дополнительного образования развиваться в соответствии с законом об образовании, а хотя бы вывести её на тот уровень, который был в прошлом.

Горизонты ДПО

– Отличительной особенностью нового закона «Об образовании» является фактическое отстранение дополнительного профессионального образования от общеобразовательного процесса. Были отменены даже федеральные государственные требования к программам ДПО, введенные законом ФЗ-293, и с сентября они не будут применяться при обучении таможенников, преподавателей высшей школы и государственных служащих.

Валерий БЕЗЛЕПКИН, ректор Института развития дополнительного профессионального образования.

Характерной особенностью ДПО, способствующей гибкому реагированию на потребности рынка труда, является возможность вести вариативный процесс обучения по программам профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, краткосрочных семинаров. Вместе с тем низкий уровень мотивации работников к повышению квалификации, плохое информирование населения о возможностях системы дополнительного профессионального образования и недостаточная финансово-правовая поддержка со стороны государства не позволяют обеспечить полноценную переподготовку специалистов.

– Для того чтобы сделать принципиально новый шаг в развитии качества ДПО, – подчеркнула в выступлении Наталия Золотарева, – необходимо сформировать современную модель взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями и расширять деятельность в сфере профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.Кроме того, ближайшие перспективы ДПО связаны с развитием национальной системы квалификации, для успешного формирования которой требуется координация действий между федеральными и региональными органами власти, работодателями, учреждениями ДПО и профессиональными союзами.

– Система дополнительного профессионального образования, – продолжила Наталия Золотарева, – должна стать гибкой, настраиваемой на потребности рынка образовательных услуг, реализуемой не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека, быть открытой для различных групп населения независимо от возраста или особенностей здоровья. А к 2015 году доля населения, повысившего квалификацию или прошедшего переподготовку, должна возрасти до 37 процентов от общей численности занятого населения в возрасте от двадцати пяти до шестидесяти лет.

В процессе обсуждения проблем участниками форума были определены иные приоритетные задачи развития дополнительного профессионального образования. К ним относятся формирование реального спроса на образовательные услуги системы ДПО, создание профориентационных центров для населения, создание информационно-технической и учебно-методической базы ДПО, позволяющей качественно формировать образовательные программы в соответствии с потребностями общества и требованиями ФГОС.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ДПО: независимая оценка и признание качества
Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
Менталитет профессуры и инновации в инженерном образовании
Образовательные стандарты третьего поколения
Российское образование. Пять сюжетов Виктора Болотова
Аккредитационные коллизии ДПО
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
К вопросу об управлении качеством профессионального образования
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ