Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Эндаумент. Пять вопросов российским вузам

Специалисты управляющей компании «РВМ Капитал» провели исследование, основной целью которого было выявить готовность учебных заведений создавать фонды целевого капитала. Ряду вузов, входящих в топ-100 ежегодного рейтинга вузов России по версии агентства «Эксперт РА», но еще не имеющих эндаумент-фондов, было задано пять вопросов.

15.01.2014
Просмотров: 3746
ОРЛОВ Сергей Владимирович – генеральный директор управляющей компании «РВМ Капитал», сертифицированный специалист финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Специалисты управляющей компании «РВМ Капитал» провели исследование, основной целью которого было выявить готовность учебных заведений создавать фонды целевого капитала. Ряду вузов, входящих в топ-100 ежегодного рейтинга вузов России по версии агентства «Эксперт РА», но еще не имеющих эндаумент-фондов, было задано пять вопросов.

• Почему вузу нужны дополнительные источники финансирования?

Практически все респонденты отметили, что, несмотря на предпринимаемые усилия по привлечению внебюджетных ресурсов, существует их дефицит. Представители ректоратов образовательных организаций, ориентированных на развитие, констатировали, что у них много идей и проектов, на реализацию которых недостаточно средств. Дополнительные финансы в первую очередь могут быть направлены на ведение востребованных научных исследований, внедрение современных образовательных технологий, мотивацию преподавателей, поддержание конкурентоспособного уровня образовательного процесса.

Вузы, имеющие четкое видение своего будущего, готовы создавать фонды целевого капитала – эндаумент-фонды (от англ. endowment – вклад, дар, пожертвование). Вместе с тем следует отметить, что уровень проникновения эндаумент-фондов в сферу образования составляет всего лишь около 10 процентов.

• Осуществляется ли работа с донорами?

В настоящее время российские вузы часто строят работу с донорами – организациями, предоставляющими безвозвратную финансовую помощь на конкурсном основании: по принципу «мы благодарны за оказанную поддержку». Даже те университеты, которые имеют фонды целевых капиталов, не всегда осознают, что для стабильного их пополнения необходимо заранее выстраивать отношения с потенциальными донорами, причем не только компаниями, но и отдельными лицами.

Эндаумент-фонд – фонд целевого капитала. «Целевой капитал некоммерческой организации – сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций».

Из Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», №275 от 30.12.2006.

Сейчас фонды целевых капиталов в основном пополняются благодаря пожертвованиям корпоративного сектора и отдельных выпускников. И работать с компаниями, безусловно, необходимо, но выстраивание отношений со студентами и выпускниками – дорога к массовым корпоративным пожертвованиям в будущем.

Участники опроса свидетельствуют, что спонсоры главным образом предоставляют пожертвования на развитие инфраструктуры, ремонт помещений, закупку оборудования, выплату дополнительных стипендий студентам и аспирантам, поддержку спорта, однако системного подхода к процессу привлечения дополнительных денежных средств и иных ресурсов – человеческих, материальных, информационных и прочих – нет, деятельность носит характер разовых акций. Некоторые активисты быстро разочаровываются в фандрайзинге, ведь он не приносит быстрого результата, рассчитан на перспективу, а средства нужны здесь и сейчас. В результате часто всё снова возвращается к целевой благотворительности: дали на новый принтер – хорошо. И все же большинство вузов работает с донорами.

• Как именно вуз работает с донорами?

Взаимодействие с донорами является своего рода индикатором востребованности образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза. Одним из инструментов взаимодействия являются ассоциации выпускников, наличие которых отметили около 65 процентов опрошенных. Респонденты придерживаются единого мнения, что взаимодействие с донорами позволяет реализовывать не только крупные проекты, но и регулярно получать средства «на мелочи».

Однако в большом количестве вузов отмечаются сложности в выстраивании долгосрочных отношений с донорами. Руководство даже некоторых крупных вузов, в которых функционируют ассоциации, не может ответить на вопрос, что им мешает, например, пригласить выпускников на вузовские мероприятия? Среди членов ассоциаций есть немало тех, кто уже прочно встал на ноги, добился существенных профессиональных успехов, далеко продвинулся по карьерной лестнице. Для таких людей было бы престижно и даже выгодно помогать альма-матер. Помощь родному вузу – элемент имиджа успешного человека.

Узкоспециализированные вузы, которые осуществляют подготовку специалистов для определенной сферы (медицина, строительство и т.д.) гораздо быстрее и легче выстраивают отношения со студентами и выпускниками, поскольку реализуют концепцию «школа – вуз – предприятие – повышение квалификации». Это очень правильная концепция.

ЗАО УК «РВМ Капитал» основана в 2005 году и на сегодняшний день является одной из крупнейших частных управляющих компаний России. Обладает индивидуальным рейтингом надёжности на уровне АА (репутация очень высокой степени доверия со стороны клиентов и контрагентов) по версии Национального рейтингового агентства, а также рейтингом надёжности на уровне А+ (очень высокий уровень надежности и качества услуг) по версии «Эксперт РА».

• Нужен ли вузу эндаумент?

Казалось бы, ответ очевиден. Фонд целевого капитала – дополнительный источник финансирования, и вряд ли найдётся много учебных заведений, которым достаточно средств на реализацию всех проектов и всех нужд. Есть, конечно, вузы, которые осуществляют подготовку специалистов для определенных отраслей стратегического значения, особо поддерживаемых государством. Остальным дополнительное финансирование не помешает, хотя эндаумент – инструмент не для всех.

Стартовые позиции образовательных организаций в создании эндаумент-фондов и привлечении ресурсов различаются. Очевидно, что вузы, испытывающие дефицит средств для финансирования текущей деятельности, заинтересованы, прежде всего, в «затыкании дыр» в краткосрочный период. Эндаумент – инструмент для сильных, «неголодных» вузов. Нужна не только разработанная стратегия, но, главным образом, готовность прилагать определенные усилия, знания, опыт. Готовность идти к донорам и просить. Именно это, как выяснилось, является самым сложным и требует непосредственного участия первого лица вуза, высокого уровня культуры и заинтересованности со стороны профессорско-преподавательского состава.

Есть, к сожалению, и такие примеры: вуз официально регистрирует свой первый эндаумент, но что с ним дальше делать не понимает. Соответственно, не ведется никакой работы по привлечению доноров. Чаще всего руководители таких вузов говорят: «Мы думали, что нам дадут деньги, а не дали». В работе с донорами можно ожидать таких «подарков», когда фонд уже доказал свою состоятельность. Когда доноры действительно могут быть уверены, что доход от каждого потраченного рубля не только пойдёт по назначению, но и принесет социальный эффект.

Следует понимать, что в большинстве случаев фонды целевых капиталов не способны генерировать потоки денежных средств на реализацию всех программ, а в основном предоставляют возможность поддержки только некоторых из них. В любом случае, создание эндаумента – решение, которое может принять только руководство вуза, исходя из целей и задач развития образовательной организации.

• Когда будет создан фонд целевого капитала?

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к формированию фондов целевых капиталов в региональных университетах, также большой интерес к эндаументу проявляют узкоспециализированные вузы. По результатам проведенного исследования, можно говорить о том, что чуть более 27 процентов опрошенных предполагают создание эндаумент-фонда в краткосрочной перспективе. Примерно такое же количество предполагает сформировать фонд целевого капитала в течение ближайших лет, а вот представители 45 процентов вузов заявили, что они вообще не планируют создание эндаумент-фонда.

В итоге из участников исследования сформировались три группы вузов, которые можно условно назвать «Сторонники», «Присматривающиеся», «Спящие». Четверкой попавших в группу «Сторонники» вскоре после проведенного исследования созданы фонды целевых капиталов. И это радует. Глобальная перестройка в отношении к вопросам поиска альтернативных источников финансирования постепенно перестаёт вызывать страх и скепсис. Процесс идёт медленно, но, главное, не стоит на месте. Не будем забывать, что успешному эндаументу, например, Гарварда более трехсот лет, а в России этому явлению нет даже десяти.

Вместе с тем идея создания и формирования фондов целевых капиталов устойчиво проникает в социальную сферу. Эндаумент – уникальный и надежный инструмент для обеспечения долгосрочного финансирования деятельности отдельных организаций или целевых программ. На данный момент рынок целевых капиталов находится на начальном этапе развития, но уже немало организаций в области образования и науки, культуры и искусства, спорта и здравоохранения сформировали свои первые целевые капиталы, получают доходы от доверительного управления имуществом и направляют их на финансирование своей деятельности, реализацию проектов. Рынок целевых капиталов находит поддержку у власти, известных политиков и представителей бизнеса.

Компания «РВМ Капитал», в свою очередь, готова задать вузам новые вопросы и будет способствовать изменению ситуации в лучшую сторону, пониманию важности целенаправленной деятельности по созданию фондов целевых капиталов и необходимости системного подхода к этой работе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: эндаумент, сергей орлов, ВПО, качество образования, РВМ Капитал, компетентно, ао-67

Похожие материалы:
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Оценка качества образования: точки зрения
Об особенностях современной системы образования в КНР
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Модель оценки качества образовательной программы
ДемиУрГИ гуманитарного образования
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах
Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ
Молодежь ставит оценку качеству высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
В Северо-Восточном государственном университете прошли XI научные чтения, посвященные Дню...
Из журнала
#91Слово редактора к №91
#90Модернизация педагогического образования
#93Эффективный контракт
#88Образовательная экспансия на мировом рынке
#88Перспективы развития экономического образования
Информационная лента
13:45В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"