Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей

Базовым вузом ГК «Росатом» является Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», созданный как регионально распределенная структура в городах присутствия предприятий атомной отрасли. Об опыте эффективной подготовки кадров для атомной энергетики рассказывает руководитель Волгодонского инженерно-технического института НИЯУ МИФИ В.А.Руденко.

Просмотров: 166

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Валентина РУДЕНКО

В интересах отрасли, на благо страны

Подготовка компетентных кадров для атомной энергетики – одна из наиболее актуальных проблем развития как ядерно-энергетического сектора России, так и отечественного образования. По оценкам госкорпорации «Росатом», ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек.

Базовым вузом ГК «Росатом» является Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», созданный как регионально распределенная структура в городах присутствия предприятий атомной отрасли. Об опыте эффективной подготовки отраслевых кадров рассказывает руководитель Волгодонского инженерно-технического института НИЯУ МИФИ, доктор социологических наук, профессор Валентина РУДЕНКО.

– Валентина Анатольевна, атомная отрасль, как известно, относится к числу самых высокотехнологичных и эффективно функционирующих. Это предъявляет особые требования к качеству подготовки кадров. Что делает вуз для обеспечения высокого уровня подготовки выпускников?

– Действительно, на состоявшемся недавно в нашем городе вводе в эксплуатацию 4-го энергоблока Ростовской АЭС Президент РФ В.В.Путин, поздравляя генерального директора ГК «Росатом» А.Е.Лихачёва, директора Ростовской АЭС А.А.Сальникова и всех атомщиков с трудовой победой, назвал атомную отрасль «высокотехнологичной и эффективно функционирующей».

Волгодонский инженерно-технический институт в 2018 году отмечает сорокалетний юбилей. Первый и самый многочисленный вуз г.Волгодонска создан как обособленное подразделение Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», который является стратегическим партнером госкорпорации «Росатом» и которому, согласно Паспорту инновационного развития ГК, отводится решающая роль источника кадрового потенциала для атомной отрасли. Уникальность расположения ВИТИ НИЯУ МИФИ на территории сразу нескольких дивизионов ГК «Росатом» делает возможной организацию учебного процесса в тесной связи с работодателем. Наряду с другими факторами это способствует повышению эффективности подготовки квалифицированных специалистов и позволяет повысить процент трудоустройства выпускников до максимально возможного уровня. 

Чему учить и как, чтобы выпускник в век бурного развития высоких технологий и высочайшей информатизации смог по максимуму быстро и эффективно войти в отрасль и способствовать ее развитию, быть востребованным и конкурентоспособным? В недалеком прошлом образование часто обвиняли в том, что оно готовит не тех специалистов, которые нужны работодателю. Происходило это по той причине, что образовательные стандарты зачастую не соответствовали требованиям рынка труда. НИЯУ МИФИ разработал свои собственные образовательные стандарты. ГК «Рос­атом» поручила профессорско-преподавательскому составу ВИТИ НИЯУ МИФИ разработку профессиональных стандартов. К выполнению задачи были привлечены сотрудники структурного подразделения ВИТИ НИЯУ МИФИ – НИИ Атомного энергетического машиностроения, которые имеют большой опыт выполнения разноплановых работ для атомных станций как России, так и ближнего и дальнего зарубежья. Интеграция собственных образовательных и профессиональных стандартов позволила в полной мере учитывать требования и запросы работодателей. Как следствие, уже на выпуске из образовательной организации наши студенты обладают всеми необходимыми компетенциями и в дальнейшем продолжают их совершенствовать.

Эффективной подготовке студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ способствует взятый вузом курс на практико-ориентированное обучение. Для этого создана соответствующая образовательная среда, начиная с материальной базы и заканчивая применением новейших образовательных технологий. Лекционные аудитории и лабораторные кабинеты, мастерские вуза оснащены новейшим оборудованием. Благодаря нашему головному университету, закупки ведутся практически непрерывно. Качеству подготовки специалистов способствует и наличие на РоАЭС и в компании «АЭМ-технологии» двух базовых кафедр, где обучение ведется на полномасштабном оборудовании атомных станций и тренажерах.

Интеграция собственных образовательных и профессиональных стандартов позволила в полной мере учитывать требования и запросы работодателей. Как следствие, уже на выпуске из образовательной организации наши студенты обладают всеми необходимыми компетенциями и в дальнейшем продолжают их совершенствовать.

– Как вуз участвует в реализации приоритетного проекта по экспорту образования? Влияет ли это на эффективность образовательного процесса?

– Наверняка, вы слышали о том, что портфель заказов Росатома уходит за рубеж. Это строительство атомных станций в таких странах, как Индия, Финляндия, Турция, Бангладеш, Иордания и других. Но что такое построить атомную станцию? Это же не дом соорудить. Тут нужны способности применять высокие технологии, это требует качественной подготовки, очень важна интеллектуальная составляющая.

Директор ГК «Росатом» А.Е.Лихачев подчеркнул: «Мы не просто строим там атомные станции, мы с нуля соз­даем отрасль вместе с МАГАТЭ, учим людей <…> создаем ядерную инфраструктуру, центры технологий, центры знаний». То есть мы полностью передаем за рубеж всю систему подготовки кадров. Вслед за экспортом ядерной отрасли следует экспорт образования.

По инициативе и при материальной поддержке ГК «Росатом» в 2015 году в институте был создан Ресурс­ный центр НИЯУ МИФИ для подготовки специалистов в условиях наукоемкого и высокотехнологичного производства атомной отрасли. За два года в РЦ было подготовлено более 200 обучающихся в НИЯУ МИФИ иностранных граждан из 13 стран (Вьетнам, Иордания, Египет, Бангладеш и других), а также студенты из Республики Беларусь. В настоящее время в центре обучаются иностранные студенты из Индии, Китая, Ганы, Танзании, Нигерии. Образовательный процесс вышел из аудиторий. Студенты приобретают практические умения и навыки на полномасштабном оборудовании на производственных площадках филиала компании «АЭМ-технологии» «Атоммаш», учебно-тренировочном подразделении Ростовской АЭС, других предприятий атомной отрасли г.Волгодонска. Обучение ведется на английском языке, что позволяет использовать единый категориальный аппарат. Российские студенты все активнее совершенствуют свою языковую компетенцию и защищают дипломные проекты на иностранном языке. Такая интеграция очень важна. Она стала возможной именно благодаря созданию РЦ. И это, несомненно, повлияло на эффективность образовательного процесса в вузе.

– Выпускники с дипломом НИЯУ МИФИ востребованы на рынке труда. Многие студенты Волгодонского инженерно-технического института вместе с дипломом получают приглашения на работу. Как удается добиваться таких результатов?

– Действительно, многие выпускники определяются с местом работы еще до окончания вуза. Буквально на днях будут вручены дипломы о выс­шем образовании обучавшимся пять с половиной лет студентам специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». По традиции вместе с дипломами лучшие выпускники получат сертификаты о трудоустройстве на РоАЭС из рук ее директора А.А.Сальникова. Надо сказать, что все они имеют средний балл диплома 4,2 и выше. Это обязательное требование работодателя.

Ежегодно порядка 50 выпускников пополняют ряды сотрудников предприятия, что является результатом разработанной совместно с РоАЭС и апробированной модели дуальной подготовки кадров для атомной отрасли. Старшекурсники проходят собеседование на имеющиеся вакансии с дальнейшим трудоустройством в учебно-тренировочном подразделении РоАЭС. На закрепленных участках предварительного распределения студенты проходят производственную практику, стажируясь в подразделениях РоАЭС. В этот период оформляются документы по трудоустройству, включая сдачу цеховых экзаменов по подготовке на должность. Представленная модель позволяет повысить качество обучения и сократить период адаптации и трудоустройства выпускников на данном предприятии.

Следует отметить, что сотрудничество с РоАЭС у нас очень многогранное. Например, совместное участие в организации и проведении дней карьеры ГК «Росатом», помощь в подготовке студентов к участию в турнире молодых профессионалов «ТэМП», в котором, к слову, наши студенты не раз становились победителями.

По инициативе и при материальной поддержке ГК «Росатом» в институте создан Ресурсный центр НИЯУ МИФИ для подготовки российских и иностранных специалистов в условиях наукоемкого и высокотехнологичного производства атомной отрасли. Обучение ведется на английском языке.

– В последнее время широкое распространение получило движение WorldSkills. Как вуз включился в него?

– В институте уже есть свой опыт внедрения технологий и методик WorldSkills в образовательный процесс. Осуществляется техническое оснащение мастерских и лабораторий в соответствии с требованиями инфраструктурных листов WS. Изучается зарубежный опыт организации образовательного процесса: стажировка в сертифицированном центре WorldSkillsGermany, знакомство с системой профессионального образования и организации чемпионатов профессионального мастерства Финляндии. В рамках рабочих сессий «Проектирование модели центров компетенций Росатома» из числа преподавателей готовятся эксперты, методисты и наставники по методике WS. Студенты принимают участие в чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, AtomSkills, ReaSkills. В образовательные программы ВИТИ НИЯУ МИФИ внедряются требования и технологии движения.

У нас уже много достижений в этой области. Так, студент Алексей Григорович, выступавший в составе команды ГК «Росатом», стал победителем национального чемпионата WorldSkills Hi-tech-2017, показав лучший результат в компетенции «Сварочные технологии», а также завоевал первое место в номинации «Мастер развития промышленности».

Также вуз успешно включился в проект по проведению демонстрационного экзамена по методике WorldSkills, предусматривающего моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня подготовленности выпускников в соответствии с международными требованиями. Демонстрационный экзамен в ВИТИ НИЯУ МИФИ проводился по компетенциям «Сварочные технологии» и «Электромонтаж». Следует отметить, что наши выпускники показали результаты выше средних по России. Затем мы подключили еще одну компетенцию– «Web-дизайн». Работа в этом направлении продолжается.

– В этом году вуз отмечает свое сорокалетие. С каким настроением коллектив готовится отметить юбилей?

– Созданный в 1978 году как филиал Новочеркасского политехнического института под нужды завода-гиганта «Атоммаш», вуз динамично развивался в соответствии с госзаказом и потребностью основных градообразующих предприятий. В 90-е годы вместе со всей страной переживал сложные времена, но вышел из них успешно, включившись в период ренессанса «Атоммаша» и РоАэС. Второе рождение институт получил, когда возникла необходимость подготовки кадров для предприятий атомной отрасли. Вуз вошел в структуру НИЯУ МИФИ и сегодня являет собой южный форпост в распределенной сети обособленных подразделений университета. За сорок лет деятельности подготовлены тысячи квалифицированных специалистов, которые влились в профессиональное сообщество предприятий атомной отрасли, выполнено большое количество хоздоговорных работ для атомных станций и флота. Мы активно откликаемся на реформы в образовании и уверенно смотрим в завтрашний день.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill! Профессиональные пробы как эффективная форма профориентации
Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
Щелковский колледж отметил семидесятилетие
Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
Чурапчинский институт физкультуры и спорта готовит чемпионов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ