Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Высшее образование: конкурентная среда необходима

В интервью с Владимиром Зерновым, ректором РосНОУ, председателем Ассоциации негосударственных вузов, выражается надежда на то, что принятие закона о равнодоступности бюджетных средств для государственного и негосударственного секторов образования будет мощно способствовать формированию конкурентной среды.

Просмотров: 2375

Есть у конкуренции начало

В Госдуме проходят обсуждение законопроекты, которые могут решить задачу равнодоступности бюджетных средств для государственного и негосударственного секторов образования

ЗЕРНОВ Владимир Алексеевич – ректор Российского нового университета (РосНОУ), председатель Ассоциации негосударственных вузов России, доктор технических наук, профессор

– Владимир Алексеевич, в начале сентября на очередном заседании Комитета Госдумы РФ по образованию были рассмотрены два законопроекта, которые могут коренным образом изменить взаимоотношения игроков на отечественном образовательном поле, открыв всей линейке негосударственных учреждений доступ к бюджетному финансированию. Какие основные задачи, на ваш взгляд, может решить проект, касающийся законодательного закрепления этой возможности для вузов и ссузов негосударственного сектора?

– Действительно, внесение законопроекта об установлении контрольных цифр приема за счет средств соответствующих бюджетов негосударственным образовательным учреждениям среднего и высшего профобразования, имеющим государственную аккредитацию, на «час голосования» в Госдуме было бы очень важно для системы образования всей страны и, безусловно, для ее составной части – негосударственного сектора. Впрочем, этот законопроект касается также и муниципальных вузов, и вузов субъектов федерации. Актив Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) внимательно отслеживает судьбу этого наиважнейшего законопроекта. Мы надеемся, что его принятие будет мощно способствовать формированию конкурентной среды, составляющей основу развития системы образования любой страны.

Уместно задаться вопросом: есть ли конкуренция сегодня? С одной стороны, имеются многочисленные отчеты, свидетельствующие о том, что она развита очень высоко. Недавно мы присутствовали на конференции, где зачитывался доклад крайне уважаемой организации, получившей грант. На вопрос о том, каковы черты конкурентной среды, авторы доклада сначала путались, а затем и вовсе стали отрицать ее существование. В результате пришли-таки к выводу, что в нашей стране конкурентная среда есть, но в зачаточном состоянии. На конкретный вопрос из зала: «с кем все-таки конкурирует вуз при получении контрольных цифр приема», был дан восхитительный ответ – «сам с собой». Удручающе ясно, что, стоя на таких позициях, мы находимся очень далеко от победы. Отсутствие конкурентной среды является одной из причин того, что отечественная система образования, с которой совсем недавно многие страны мира брали пример, стала неконкурентоспособной на территории собственного государства. Так, по данным Общественной палаты, количество выезжающих за рубеж уже обгоняет количество приезжающих к нам.

А ведь именно наличие конкуренции является основополагающим фактором развития многих национальных систем образования. Прежде всего это страны Европы и Юго-Восточной Азии, ярчайший пример – Австралия. Когда руководство страны стало поддерживать негосударственный сектор образования, Австралия по темпам роста экспорта образования стала мировым лидером, а по абсолютным показателям сейчас входит в тройку ведущих стран мира.

– Законопроект «Об образовании» – один из самых обсуждаемых и ожидаемых в обществе. Какие-то замечания и предложения у АНВУЗ еще остались к этому документу?

– Закон «Об образовании» должен быть катализатором инновационного развития страны, а не его стагнатором. Он должен мотивировать как коллективы исследователей, так и отдельных ученых к достижению конкурентоспособности на мировом рынке. Однако в существующей редакции закона не были заданы ни критерии оценок, ни вектор развития. И пока зияет такая «законодательная дыра», продолжается очаровательное в своей простоте «освоение ресурсов». Мы же ожидаем от нового законопроекта, что «инновационный вклад» в развитие экономики будет сравнимым с достижениями мировых лидеров – сейчас отстаем от них как минимум на порядок.

Еще одно предложение АНВУЗ – системная модернизация российского образования. Необходимо комплексно решать внутренние проблемы его развития, анализировать, как государственный и негосударственный секторы образования могут содействовать инновационному развитию страны. Отечественная образовательная система по-прежнему пребывает в социализме. Однако в стране с рыночной экономикой деятельность такой отрасли, как образование, основанная на заведомо устаревших принципах, к позитивным сдвигам не ведет. А ведь в России для модернизации есть многое: хороший фундамент, оставшийся еще от Советского Союза, государственная воля и достаточное число талантливых ученых. Осталось создать условия. Например, в прошлом году Нобелевскую премию получили молодые ученые из Манчестерского университета, воспитанники советской исследовательской школы. Претендентов на мировые научные премии самого высокого ранга из числа наших соотечественников – огромное количество. Этот факт говорит о том, что если бы в нашей стране удалось создать привлекательные условия, то Россия стала бы мировым лидером постиндустриального общества. Принятие нового закона «Об образовании» и ряда других законодательных актов должно способствовать тому, чтобы занятие наукой и инновациями было историей не только материального, но и морального успеха. Наука должна приносить пользу своей стране – как это происходит во всех развитых и развивающихся странах.

– Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед Ассоциацией негосударственных вузов России?

– Ассоциация уделяет большое внимание укреплению материально-технической базы. Вузы ассоциации сами вводят новые площади, закупают новейшее оборудование… Обидно, что руководство государства как будто не замечает этого, хотя негосударственные вузы демонстрируют прекрасные образцы эффективности научных исследований, использования ресурсов и т.д. Например, наш университет, РосНОУ, только в нынешнем году ввел более 13 тыс. метров новых учебных площадей.

В этом году во многих регионах нашей страны проходят конференции, посвященные двадцатилетию негосударственного сектора. За это время в Восточной Европе и юго-восточной Азии были приняты и успешно реализованы программы поддержки негосударственных вузов. Этот шаг позволил реально повысить конкурентоспособность национальных образовательных систем. К сожалению, в России такой поддержки пока нет. Это и позволяет многим государственным образовательным учреждениям просто «съедать» ресурсы, отчитываясь методичками, и не стремиться к переходу на новый виток развития. Наша ассоциация искренне болеет не только за свой сектор, но и в целом за отечественную систему образования.

– В интервью «АО» в июне 2010 года вы сказали: «Прогресс в мире определяется уровнем развития научно-технической среды, и мне бы очень хотелось, чтобы изменения превратили российскую высшую школу в реальный инновационный локомотив страны». Наметились ли существенные сдвиги в инновационном направлении?

– Сегодня многие рассуждают о том, какой будет страна через десять, пятнадцать, двадцать лет. Выполнима ли одна из главных задач, поставленных руководством страны, – стать наиболее конкурентоспособной страной в мире?

На наш взгляд, задача не только правильно поставлена, но и реально выполнима. Отметим, что первым эту задачу поставил наш великий соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев, который еще тогда, сто лет назад, утверждал, что именно Россия к концу ХХ века будет страной номер один в мире по экономическому развитию и уровню жизни населения. В начале прошлого столетия подобные вопросы вообще не поднимались, но Д.И. Менделеев ход событий прекрасно смоделировал. России многое мешало: огромное количество трагедий и бед, включая революции, войны, борьбу за мировое господство… И хотя наша страна с огромными потерями все это преодолела, главной задачи – стать мировым лидером по уровню жизни людей – решить не смогла.

Что ж, задача ясна. Мы глубоко убеждены, что ее решение нам под силу, потому что отечественная образовательная система концептуально является лучшей в мире, а научно-инновационный потенциал, которым мы располагаем, дает все основания реально претендовать на мировое лидерство.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: негосударственное образование, АНВУЗ, РосНОУ, , актуальное интервью, ао-49

Похожие материалы:
Замминистра встретился с ректорами негосударственных вузов
Будущее — за сетевыми научно-образовательными консорциумами
Каковы перспективы негосударственных вузов?
РосНОУ вошёл в число 17 лучших частных вузов России
Нужно ли государству негосударственное образование?
Владимир Зернов вновь избран председателем совета АНВУЗ
Негосударственное образование в России. Ситуация изменилась
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Развитие негосударственного образования – государственная задача
Как сохранить «элемент питания» науки?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#87Качество образования: формальность и реальность
#88Кому нужны PR-инструменты?
#89Инновационная площадка дуального обучения
#88Региональный аспект профессионального образования
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров