Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Высшая школа Европы: уроки кризиса

С 2008 года Европейская ассоциация университетов (EUA) проводит регулярный страновой мониторинг изменений государственного финансирования учреждений высшего образования, а также воздействия экономического кризиса на национальные системы высшего образования стран Европы.

Просмотров: 2128
М.П. БРЫЛЯКОВА, руководитель отдела журналистики журнала «АО»

С 2008 года Европейская ассоциация университетов (EUA) проводит регулярный страновой мониторинг изменений государственного финансирования учреждений высшего образования, а также воздействия экономического кризиса на национальные системы высшего образования стран Европы.

Главная цель мониторинга, заявляет ассоциация, – «проследить воздействие кризиса на государственное финансирование университетов и идентифицировать тенденции в государственном финансировании по всей Европе». Недавно ЕUA опубликовала краткий обзор результатов мониторинга за последние пять лет, с некоторыми из них (прежде чем подробнее рассмотреть тему влияния кризиса на российское образование) мы хотим ознакомить читателей. В предлагаемой таблице (А) приводятся сводные результаты динамики финансирования национальных систем высшего образования стран Европы за пятилетний период (2008-2012 гг.).

Разнонаправленные тренды

В 2013 году в мониторинге изменений госфинансирования учреждений высшего образования приняли участие 22 европейские страны.*
О сокращениях заработной платы и социальных льгот для преподавателей сообщили Хорватия, Греция, Ирландия, Италия и Нидерланды. Исключениями стали Франция и Польша – университеты этих стран получили дополнительные финансовые средства. Так, во Франции в секторе ВПО создана 1 тыс. новых рабочих мест, а в Польше ожидается увеличение заработной платы на 9 процентов после нескольких лет застоя.

В вузах Хорватии, Греции и Ирландии, помимо сокращения зарплаты преподавателей, произошло также уменьшение финансирования для поддержания и развития университетской инфраструктуры. А в Англии и Уэльсе подобное уменьшение капвложений из государственных источников за период с 2010 по 2013 годы сократилось весьма ощутимо – почти вдвое. Исключением стала Швеция, где произошло увеличение государственного финансирования системы ВПО.

Некоторые европейские страны, попавшие в трудное финансовое положение, избрали политику повышения платы за обучение в вузах. Так, в Испании студенческие сборы увеличились с 15 до 25 процентов (в зависимости от области); увеличить плату за обучение в 2013-2015 годах планирует Ирландия. Однако некоторые страны, несмотря на финансовые трудности, все-таки отказались от этого пути. Например, Чешская Республика, отменившая ранее анонсированные планы по увеличению студенческих сборов. Об уменьшении взносов со студентов заявила и Греция. В Германии повышенные студенческие сборы были формально утверждены на федеральном уровне. Но большинство земель отменило их в течение последних нескольких лет, остальные решили последовать этому примеру уже в ближайшем будущем.

Увеличить изображение

Влияние инфляции: плюс меняется на минус

Как заявляет Европейская ассоциация университетов, инфляция в ряде случаев существенно влияет на реальную картину государственного финансирования вузов Европы. Скажем, Словакия при номинальном повышении уровня государственного финансирования высшей школы (+ 2,1 процента) после применения корректирующих данных по инфляции (3,7 процента) переместилась в мониторинге ЕUA из категории «увеличение финансирования» в категорию «уменьшение финансирования», причем с отрицательным значением (– 1,5 процента).

Выделяется еще несколько стран с подобным негативным эффектом – это Венгрия, Греция и Литва, где реальное сокращение финансирования сектора ВПО измеряется подчас двузначными числами (свыше 20 процентов).

Таким образом, данные мониторинга подтверждают, что национальные системы высшего образования ряда стран Восточной и Южной Европы испытывают чрезвычайное финансовое давление, в то время как высшая школа в странах северной и западной частей европейского континента (за некоторыми исключениями) находится в гораздо более лучших финансовых условиях. Эта особенность подтверждается и анализом финансирования ВПО относительно валового внутреннего продукта (ВВП) рассматриваемых стран.

«Сколько стоит» демография?

«Наблюдается сложная взаимосвязь между динамикой государственного финансировании ВПО и количеством учащегося населения», – делятся выводами исследователи ЕUA. Например, в Латвии с 2008 по 2011 годы наблюдалось резкое, более чем на 16 процентов, сокращение количества студентов – молодые люди просто оставляли высшее образование или искали его за границей. И в стране эту ситуацию рассматривают как весьма серьезную с точки зрения долгосрочного развития (в том числе развития высшей школы).

Особняком в данном контексте выглядит Великобритания: здесь при увеличении числа студентов (на 8 процентов) наблюдается, напротив, уменьшение госфинансирования высшей школы. Однако в данном случае за счет увеличения студенческих взносов происходит компенсация изменения структуры госфинансирования университетов.

Еще один подход в разрешении проблемы снижения количества студентов показывает Германия – запланированная отмена обязательной военной службы, как ожидается, приведет к увеличению количества молодых людей, поступающих в немецкие вузы. Таким образом, уменьшение количества учащихся, которое, в свою очередь, является следствием демографических и иных проблем в стране, становится поводом серьезного беспокойства для ответственного руководства. И главная причина такого беспокойства – нарастание рисков в восполнении и создании человеческого капитала (human capital) – этого национального богатства, значение которого каждая страна сегодня понимает все более отчетливо.

«Стратегический актив» Европы

Наблюдается еще одна тенденция: в странах, где государственная поддержка ВПО сокращается, университеты для поддержания своей деятельности все большее внимание обращают на каналы финансирования, отличные от «традиционных» государственных источников – различные фонды и программы, в том числе программы ЕUA. Но, как подчеркивают представители ассоциации, эти программы не предназначены для обеспечения замены национальных схем финансирования, которые должны остаться достаточно сильными, чтобы поддержать конкурентоспособность высшего образования Европы на мировом уровне.

По всей Европе – независимо от того, насколько уменьшилось государственное финансирование, – проявляется общая черта: расходы, связанные с обслуживанием и развитием вузовской инфраструктуры, сокращены – либо непосредственно государственными органами, либо в результате собственных решений университетов. И эта тенденция заставляет задуматься.

Стареющая инфраструктура и оборудование, как ни пытаться на них экономить сегодня, в будущем обязательно вызовут увеличение затрат для учреждений, дабы не столкнуться с ухудшением самой среды обучения. Поэтому университетские городки должны восприниматься в качестве стратегических активов.

В этом контексте вопросы эффективного финансирования – с точки зрения стратегических целей университетов и всей системы ВПО – становятся все более весомыми. Важно заново продумать и реализовать комплексную политику финансирования высшего образования.

Итак, подводя краткие итоги мониторинга, Европейская ассоциация университетов вновь заявляет, что финансирование учреждений высшего образования не должно восприниматься европейскими правительствами как расходы, а скорее как инвестиции в будущее Европы, способ помочь европейским странам выйти из экономического кризиса.

P.S. При переводе использованы данные сайтов: www.eua.be, epp.eurostat.ec.europa.eu

* Информация по Эстонии была направлена по истечении крайних сроков подачи материалов, поэтому не была включена в анализ. Великобритания представила данные по Англии и Уэльсу, информация по Шотландии и Северной Ирландии недоступна.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-66, акцент, марина брылякова, кризис и антикризисные меры, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования
Российское и зарубежное медицинское образование
Будущее университетов: желаемое и возможное
Расходы на образование в РФ на 2017-2019 годы
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
Качество образования определяет содержание
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Финансирование образования в Европе. Уроки кризиса
Трудности трудоустройства
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#102Дайджест № 102 «Аккредитация в образовании»
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
#98Слово редактора к №98
#96Советы студентов предпринимателям и педагогам
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве