Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Универсальный подход к коммерциализации гуманитарного знания

Интервью с Владимиром Савченко, заведующим кафедрой математики и информатики Нижегородского государственного лингвистического университета о методах коммерциализации гуманитарных знаний.

Просмотров: 1746

Стык с информатикой

САВЧЕНКО Владимир Васильевич – заведующий кафедрой математики и информатики Нижегородского государственного лингвистического университета, доктор технических наук, профессор ВАК, руководитель малого инновационного предприятия «Системы речевых коммуникаций».

Более года прошло с момента принятия федерального закона № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Надежды были большие: считалось, что малые предприятия начнут расти, как грибы после дождя. Пока такого не случилось, и причин этому немало. Однако редакция «АО» решила поискать положительный опыт реализации этого закона, и это удалось. Пример тем более интересен, поскольку воплощается в гуманитарной сфере.

Рассказывает Владимир САВЧЕНКО, заведующий кафедрой математики и информатики Нижегородского государственного лингвистического университета, доктор технических наук, профессор, руководитель малого инновационного предприятия «Системы речевых коммуникаций».

– Владимир Васильевич, прежде чем перейти к рассказу о самом проекте, скажите – не страшно было начинать? Все-таки кризис, много других неизвестных составляющих?

– Федеральный закон РФ № 217 впервые предоставил государственным вузам, цитирую, «право… быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства – ноухау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям».

Однако на тот момент среди значительной части профессорско-преподавательского состава вузов доминировали сомнения в практической реализуемости этого закона. Мой прошлогодний проект – это, если хотите, своеобразный способ противодействия мнению большинства моих коллег в отношении перспектив этого документа. Правда, на моей стороне в этом заочном споре был значительный, по самым высоким меркам, задел из результатов научной интеллектуальной деятельности коллектива ученых и преподавателей кафедры математики и информатики Нижегородского государственного лингвистического университета. Наши разработки сделаны на актуальнейшем стыке современной лингвистики и информатики – это два патента на полезные модели, а также три свидетельства о госрегистрации программ для ЭВМ и фонетической базы данных.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте создания малого предприятия «Системы речевых коммуникаций». Какая идея лежит в его основе, и какой конечный продукт ожидается? Какую поддержку получил проект от вуза?

– В проекте предусматривается трехлетний период становления и одновременно раскрутки создаваемого инновационного малого предприятия в расчете приблизительно на двухтрехлетний срок окупаемости (мировой стандарт) инновационной продукции. В течение этого периода главным заказчиком на продукцию предприятия должен был выступать, что мне представлялось естественным, его учредитель – Нижегородский государственный лингвистический университет со всеми своими филиалами. В результате, я был уверен, выиграли бы все. Предприятие получало время на становление и первый опыт коммерции и вслед за этим возможность выйти в режим самоокупаемости и прибыльности. А вузучредитель – сразу несколько приобретений: уникальную, не имеющую аналогов в мире лабораторную базу на стыке лингвистики и теоретической информатики для проведения фундаментальных научных исследований на мировом уровне; постоянно действующую и учебно-экспериментальную площадку для разработки новых систем, технологий и методик обучения языкам и постановки произношения в режиме самообучения; мощный стимул для совершенствования учебного процесса и овладения преподавателями самой современной вычислительной техникой и новыми информационными технологиями, а также для вовлечения в НИР лучших студентов и аспирантов; постоянно действующую выставочную PRплощадку для демонстрации достижений вуза и его инновационного потенциала разного рода делегациям, проверяющим и, не в последнюю очередь, абитуриентам.

Но, к сожалению, тогда – год назад – руководство НГЛУ меня не поддержало, и мы пошли «другим путем».

– И каким же?

– Учредителями стали сами преподаватели и аспиранты НГЛУ. И в январе 2010 года было создано инновационное малое предприятие «Системы речевых технологий», сокращенно – ООО «Сирко» (http://www.sirko-nn.ru/). Предприятие появилось в рамках программы «Старт2010» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при Правительстве РФ (Фонд Бортника).

В том же 2010 году мы приняли участие и победили в конкурсе инновационных проектов этого фонда по разделу «Информационно-коммуникационные технологии» с новым проектом «Фонетический детектор лжи». И, по результатам нашей победы, получили годовой госконтракт на сумму 1 млн. рублей для выполнения НИОКР по теме нашего проекта. Это послужило первой и весьма существенной поддержкой в его практической реализации и развитии.

На сегодняшний день НИОКР находится в стадии завершения, наш первый научно-технический продукт, «Фонетический детектор лжи», реализован в партии опытных образцов, успешно пройдя натурные испытания. На очереди – его внедрение и распространение на практике. Но это уже другая задача и другие проблемы. Таким образом, если не строго по букве, то уж по его духу точно – федеральный закон № 217 все же реализуется нами на практике.

– Многие вузы действительно до сих пор относятся к возможности создания малых предприятий с настороженностью: говорят о несовершенстве самого закона № 217, о нерешенности вопроса имущественных отношений вуза и инноватора, о неясности принадлежности авторских прав. В вашем конкретном случае, с какими неожиданными барьерами пришлось столкнуться? И как вы их преодолеваете?

– На мой взгляд, здесь больше лукавства вузовских руководителей и их бухгалтерского персонала, до сих пор не вовлеченного в рыночную экономику, чем логики самого процесса. Все они считают нормой, чтобы создаваемые при вузах инновационные малые предприятия сразу приносили вузам доход, а не влекли за собой дополнительные расходы. В принципе, такие ожидания понятны и оправданы, но только не у нас в России, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Для этого требуется время, когда, вопервых, новое предприятие нащупает свою нишу на рынке товаров и услуг. И, вовторых, когда в стране будет создана (хотя бы в зародыше) современная рыночная экономика, испытывающая перманентную и постоянно острую потребность в инновациях, а не «бегающая» от них под любыми предлогами. Но в нашем случае все вышеперечисленные проблемы, кроме последней, связанной с экономикой, отсутствуют в принципе: НГЛУ, как я уже говорил, не имеет прямого отношения к созданию и функционированию ООО «Сирко». Хотя, повторюсь, все участники и сотрудники этого предприятия – преподаватели и аспиранты НГЛУ.

– Если с коммерциализацией РИД в вузах технического профиля вопросов все-таки меньше, то коммерциализировать продукт интеллектуальной деятельности в гуманитарной сфере сложнее. Вы согласны с этим?

– Не вижу здесь вообще никаких проблем. Все это стандартные отговорки людей, не умеющих создавать новое знание. А любое новое знание имеет свою цену. Гуманитарная сфера не исключение. Более того, я думаю, что именно в гуманитарной сфере инновации имеют в России больше перспектив, поскольку они рассчитаны, главным образом, на их широкую реализацию в обществе. Вообще говоря, раздел «Общественная (социальная) составляющая» гуманитарных проектов – их самая сильная сторона. И наш собственный опыт междисциплинарных научно-исследовательских проектов на стыке лингвистики с информатикой – тому прямое подтверждение. В качестве иллюстрации приведу конкретный пример: наш фонетический (бесконтактный) детектор лжи привлек внимание многих СМИ, в том числе центральных ТВканалов (подробнее на http://www.sirko-nn.ru/node/14). Мне кажется, стык с информатикой – это универсальный подход к коммерциализации гуманитарного знания в современных условиях.

– Теперь, спустя год с момента воплощения вашего проекта и познания ситуации изнутри, что, на ваш взгляд, необходимо устранить или изменить в законодательстве, других механизмах поддержки инновационной деятельности вузов и малых предприятий при образовательных учреждениях, чтобы результаты интеллектуальной деятельности не оставались на бумаге?

– Здесь я не открою Америки: нужна кратковременная – минимум на три года – поддержка со стороны государственных органов вновь создаваемых инновационных малых предприятий, причем с момента их открытия. Но только не всех, а на конкурсной основе: в форме целевых (на развитие) грантов, подобно тому, как это делается в Фонде Бортника. Кстати сказать, это единственный крупный грантфонд России, в котором сам факт предоставления гранта и его размер ставятся в зависимость от результатов воплощения в жизнь каждого отдельного проекта. Во всех других фондах (а я выигрывал за последние годы конкурсы научных проектов самых престижных из них – РФФИ, РГНФ и др.) даже не задаются подобными вопросами. Именно отсюда, к слову, и возникают в большинстве своем общеизвестные сомнения авторов проектов в объективности оценок экспертных комиссий.

– С 2011 года в России вводятся новые налоговые ставки. Как увеличение налогов повлияет на развитие вашего предприятия?

– На мой взгляд, для инновационных малых предприятий это второстепенный вопрос. Насколько мне известно, мы сохраняем за собой все основные нормативы отчислений на прошлогоднем уровне, и это нас вполне устраивает. Между тем имеются вопросы, действительно жизненно важные для инновационного бизнеса. Один из самых острых – о приглашении в Россию, в частности, в Сколково, иностранных специалистов, в том числе бывших соотечественников. Приведу простой пример из нашего опыта.

Инновационное малое предприятие ООО «Сирко» в числе других российских малых предприятий подало свою заявку на участие в глобальном инновационном проекте Сколково. Казалось бы, кто как не мы – победители конкурса инновационных проектов по программе «Старт2010» – должны в нем участвовать? Однако – нет! После опубликования на официальном сайте Фонда Сколково (http://www.i-gorod. com/files/20101219_Participant_Status.pdf) официального положения о статусе участника проекта выяснилось, что наше предприятие не имеет права участвовать в проекте Сколково само по себе, а только при условии подключения к нашему проекту иностранного специалиста. Скажите, пожалуйста, для чего нам нужен иностранец, если до настоящего момента мы в своей научно-исследовательской работе (на мировом уровне) обходились без него?! Не для того же, чтобы за копейки передать наши ноухау конкурентам за границей? Однако вопрос, если вдуматься, много серьезнее: отдают ли себе отчет руководители и кураторы российской науки и промышленности в том, что инновации во всем мире – это строго засекреченная сфера исследований? Пробиться в эту сферу иностранцу нигде в мире не дадут: я это знаю наверняка. А у нас, в России, видимо, это не так…

– Очень серьезное замечание. И все-таки, какие принципиальные шаги могут вывести инновационную деятельность высшей школы на качественно новый уровень, чтобы движение инноваторов в России стало и массовым, и необратимым?

– В свое время в ответ на публикацию «Россия – вперед!» я написал электронное письмо Президенту Д.А. Медведеву. Кратко процитирую его: «Находясь под впечатлением вашей последней инициативы по возвращению в строй (в Россию) временно выбывших за границу российских ученых с целью создания необходимой научной базы для скорейшей модернизации нашей экономики, я решил высказать свое мнение по этому вопросу в надежде быть вами услышанным. Как профессиональный российский ученый с тридцатилетним стажем, доктор технических наук, профессор ВАК я утверждаю: проблема состоит вовсе не в отсутствии достаточных научных сил в стране – в свое время уехали, кстати, далеко не самые сильные ученые, – и даже не в отсутствии условий для продуктивной работы российских ученых – условия вполне приемлемы. Проблема гораздо проще и одновременно серьезнее: в России отсутствует спрос на результаты новейших научных исследований и в целом на отечественную научно-техническую продукцию».

Это ключевая проблема всего инновационного процесса в России. Получается замкнутый круг – без инноваций не быть обновленной России, но только обновленная Россия может служить необходимой почвой для инноваций. Разорвать этот порочный круг можно, я убежден, только волей и силой государства. Тогда «движение инноваторов в России станет и массовым, и необратимым». Одним Сколково здесь не обойтись.

– Что бы лично вы посоветовали тем, кто намерен организовать свои проекты? С чего начать? На какие грабли не наступать?

– Ответ простой: начать надо с занятий современной наукой. Очень многие проблемы и беды в современной системе высшего образования в стране объясняются катастрофическим падением уровня научных исследований в вузах. Сфера инновационного бизнеса здесь не исключение. Давайте вспомним, прежде всего, что инновация – это такой процесс или результат процесса, в котором, перечислю, вопервых, используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, вовторых, обеспечивается выпуск патентоспособной продукции, втретьих, обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих или превышающих мировой уровень.

Инновация – это стратегия «обгонять не догоняя». В общем случае инновации – это наука (изобретение) плюс предприниматель.

– Каковы дальнейшие планы по развитию вашего предприятия?

– Сейчас мы, как говорится, на коне. Общественное восприятие результатов нашей работы – заинтересованное, а общее мнение – положительное. Это дает основания рассчитывать в будущем не только на научный, но и коммерческий успех от реализации наших ИКТразработок на практике. Но вместе с тем существуют и серьезные сомнения в будущем. Причина сомнений, прежде всего, в общем состоянии отечественной экономики. Она на протяжении двадцати лет остается, в основном, сырьевой и малоэффективной. И с этим пока, увы, ничего не могут поделать органы государственной власти.

Словом, поживем – увидим. Я для своего коллектива выделяю максимум дватри года: если коммерческий успех к нам в этот период не придет, мы наше предприятие вынуждены будем попросту ликвидировать.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, гуманитарное образование, владимир савченко, нижегородская область, нижегородский государственный лингвистический университет, личный опыт, ао-44

Похожие материалы:
Майкопский государственный технический университет: комплексное развитие
Стабильность вуза в его внутренней политике
Филиал вуза как ресурс развития территории
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Архитектура посткризисного периода
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
Университетский комплекс – инновационный, сетевой вуз
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа
Пути повышения мотивации талантливой молодежи к получению инженерного образования
Гуманитарное образование в современном обществе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#99О новациях в образовании размышляет директор колледжа
#100Слово редактора к №100
#95Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль