Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

УГАЭС: Академия с душой «первой скрипки»

Сегодня Уфимская государственная академия экономики и сервиса является одним из ведущих российских учебных и научных центров по подготовке профессиональных специалистов в области экономики, предпринимательства, туризма, дизайна и сервиса. На вопросы корреспондента «АО» ответила и.о. ректора УГАЭС Наталья Солодилова.

Просмотров: 1832
СОЛОДИЛОВА Наталья Зиновьевна – и.о. ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор

Сегодня Уфимская государственная академия экономики и сервиса (УГАЭС) является одним из ведущих российских учебных и научных центров по подготовке профессиональных специалистов в области экономики, предпринимательства, туризма, дизайна и сервиса.

Опыт работы вуза по формированию интеллектуального потенциала кадров для предприятий и организаций, создающих конкурентоспособную инновационную экономику Республики Башкортостан, вызывает повышенный интерес еще и потому, что бывший ректор этого вуза Александр Дегтярев возглавляет ныне профильный для системы образования комитет в Госдуме РФ.

На вопросы корреспондента «АО» ответила исполняющая обязанности ректора УГАЭС Наталья СОЛОДИЛОВА.

– Наталья Зиновьевна, поздравляем коллектив вуза с успешным прохождением государственной аккредитации. А каким видится дальнейшее развитие УГАЭС?

– Нашей стратегической целью сегодня является создание университетского комплекса, в основу деятельности которого будет положено сетевое взаимодействие с профильными учебными заведениями разного уровня и отраслевыми предприятиями. Мы видим комплекс как территориально-распределенную, многоуровневую систему непрерывной подготовки, поскольку инновационная экономика региона остро нуждается в новой генерации экономических и управленческих кадров для сферы услуг.

Еще одна актуальная задача «на вырост» – создание учебно-научно-производственного туристического кластера Башкортостана на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

Мы намерены увеличить численность обучаемых, в том числе и за счет иностранных студентов. Безусловно, пристальное внимание будет уделяться качеству образования, в том числе особо – магистерской и аспирантской программам как моделям инновационной организации подготовки специалистов. Это, по нашему мнению, позволит обеспечить партнерство УГАЭС с ведущими российскими и зарубежными университетами, академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, а также будет способствовать развитию новых научных школ.

Уже несколько лет УГАЭС – один из главных отечественных центров, специализирующихся на методиках оказания различных услуг людям с ограниченными физическими возможностями. Поэтому наши усилия будут направлены на создание достаточных и необходимых условий для обучения людей с особыми потребностями по основным образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования, а также на развитие модели социальной интеграции, объединяющей процессы обучения, реабилитации и трудоустройства.

Стоит отметить, что в последнее время важную роль в развитии вузов играет грантовая финансовая политика. Объективно, сегодняшний статус УГАЭС значительно уменьшает вероятность участия вуза в получении грантов и дополнительного финансирования для развития. Вывод из этого однозначен: вуз должен в будущем стать университетом.

Хочется отдельно подчеркнуть, что УГАЭС – уникальный вуз. Его принципиальное отличие от других учреждений ВПО состоит в том, что здесь готовятся кадры для наиболее динамичного и быстрорастущего сегмента отечественного рынка. Именно на область услуг в настоящий момент приходится более 40 процентов объема рынка, и можно смело говорить о резком возрастании роли сферы сервиса в производстве валового регионального продукта. Согласитесь, у нас есть все основания смотреть в будущее с оправданным оптимизмом.

– Повышение качества подготовки кадров для сферы сервиса является одной из серьезных проблем, особенно если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшее время. Известно, что в 2009 году был создан Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса, участником которого является УГАЭС. Расскажите об основных итогах деятельности этого объединения и о тех «дивидендах», которые получает ваш вуз.

– Консорциум представляет собой новую модель сетевой интеграции вузов сервисного направления с целью эффективного сотрудничества в образовательной и научной деятельности. Свою миссию он видит в кардинальном повышении качества подготовки кадров для отрасли. Основываясь на синергетическом эффекте объединения потенциалов ведущих российских профильных вузов, консорциум призван обеспечить качественный прорыв в развитии сферы сервиса России.

Сегодня в состав объединения входят 13 вузов, в которых обучается около 190 тыс. студентов и трудится около 8 тыс. преподавателей. Функции сетевого интегратора взял на себя один из ведущих вузов профиля – Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики.

Необходимо признать, что в рамках консорциума ведется достаточно активная и плодотворная работа. Систематически проводятся заседания совета президиума и ученого совета, на которых рассматриваются ключевые вопросы определения основных направлений подготовки специалистов, разработки проектов государственных образовательных стандартов и скоординированных учебных планов, вырабатывается единая политика взаимодействия с работодателями, координируется учебная, научная, воспитательная и методическая деятельность.

Вузы объединения плодотворно взаимодействуют также по вопросам академической мобильности студентов, грантовой деятельности, электронного и дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом, подготовки волонтеров для Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи. Достаточно упомянуть, что вузами-участниками обозначено около 30 направлений сотрудничества в различных областях деятельности. Есть первый опыт создания объединенных диссертационных советов и формирования государственных аттестационных комиссий – по защите диссертаций и дипломных работ.

Что касается наших «дивидендов», это и закономерный рост качества подготовки кадров, и повышение конкурентоспособности, и, наконец, формирование имиджа академии в образовательном и научном пространстве России как прогрессивного и динамично развивающегося вуза.

– Известно, что в структуру академии входит центр кластерного развития и стратегического прогнозирования. Одна из его функций – обеспечение реализации совместных проектов в рамках формируемых на территории Республики Башкортостан кластеров. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Центр создан как «точка опоры» кластера индустриального обеспечения туризма в республике, но в настоящее время успешно реализует проекты и в других сферах экономики региона. Центром кластерного развития и стратегического прогнозирования, который является подразделением управления науки и инновационного развития УГАЭС, инициированы такие значимые проекты, как «Ты – предприниматель» в Башкортостане, долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы», а также программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В 2011 году успешно реализованы мероприятия программы «Ты – предприниматель» по вовлечению молодежи Башкортостана в предпринимательскую деятельность. Проект предполагает отбор и обучение молодых граждан, а в дальнейшем открытие ими собственного дела. Из более тыс. молодых людей из всех районов и городов Башкортостана по программам «Основы предпринимательства» и «Бизнес-планирование и управление проектами» обучено более 950 человек, около 100 разработали бизнес-планы инициируемых проектов и 80 открыли свой бизнес. В рейтинге Федерального агентства по делам молодежи, которое является инициатором и координатором проекта, Башкортостан занимает уверенную позицию в группе регионов, впервые вошедших в проект и успешно выполнивших ключевые показатели.

Что касается актуального проекта долгосрочной целевой программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, выполненного центром кластерного развития в рамках контракта с Государственным комитетом РБ по предпринимательству и туризму, он направлен на рассмотрение в правительство республики. Документом предполагается увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 120 тыс., повышение уровня заработной платы до 20867 рублей, увеличение инвестиций в основной капитал до 0,4 млрд. рублей, увеличение объема вновь выданных кредитов субъектам предпринимательства до 100 млрд. рублей. Прогнозируемый объем финансирования – 679,6 млн. рублей, в том числе за счет привлечения федеральных субсидий.

Одной из ключевых новаций программы является перенос акцентов в поддержке предпринимательства с республиканского на муниципальный уровень, а также переход от механизмов самозанятости населения к механизму формирования новых предпринимательских ниш, в том числе и для успешно развивающихся предпринимателей. За последние три года центром выполнены такие научно-исследовательские форсайт-проекты для Республики Башкортостан, как проект промышленной политики на 2010-2015 годы, проект дорожных карт развития приоритетных направлений регионального научно-технического и инновационного развития и критических технологий.

Отметим, что при участии центра также разработана программа «Дорожная карта развития студенческого самоуправления «Молодежный драйв: перезагрузка» на 2012-2013 годы», победившая в конкурсе Министерства образования и науки России. Она позволит – при софинансировании из федерального бюджета – усилить востребованные направления развития студенческих объединений УГАЭС (а их в вузе – свыше 10). Не менее важно, что программой предполагается и развитие новых направлений, являющихся передовыми не только для академии, но и для многих российских вузов.

В заключение хочется подчеркнуть: практика показала – идеи и разработки центра адекватны современным трендам развития экономики нашей страны.

– Известно, что академия имеет богатую историю развития международного сотрудничества. Что предпринимается сегодня для привлечения на учебу иностранных граждан, ведь это является одним из приоритетов дальнейшего развития вуза? Как вы оцениваете возможности развития в России экспорта образовательных услуг, какие меры для этого необходимы?

– Современный вуз обязан иметь «международное измерение» – как с точки зрения возможности передачи студентам самой передовой информации, так и признания за рубежом качества нашего образования, наших научных достижений.

Сегодня международное сотрудничество реализуется по нескольким перспективным направлениям.

Первое – это прямые договорные связи с зарубежными университетами-партнерами. Например, в 2000 году УГАЭС заключен договор о взаимодействии с Институтом международной коммуникации при университете им. Генриха Гейне (г. Дюссельдорф, Германия). В результате ежегодно большие группы студентов и преподавателей академии проходят в Германии стажировки по немецкому языку.

Второе – совместная работа по проектам, которые поддерживаются грантами международных фондов. Совсем недавно академией завершено выполнение такого проекта в рамках одной из программ Европейского Союза – TEMPUS. В течение трех лет в составе большого консорциума, куда, в частности, входили университеты Греции, Португалии, Латвии, Финляндии, Украины и России, мы участвовали в создании образовательной сети в области туризма. Сейчас осуществляется доработка и внедрение методических материалов, появившихся в результате совместных исследований.

Третье – академия стремится развивать и продвигать те идеи и тот накопленный опыт, которые достойны представления мировому сообществу. УГАЭС, например, является единственным российским вузом – членом Европейской сети доступного туризма (ENAT), которая объединяет организации и учреждения из 30 стран, способствуя расширению возможности туризма для инвалидов. В 2011 году специалисты академии из института дизайна и национальных культур заняли призовое место на I Международном конкурсе дизайна одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья. А в нынешнем году мы стали соорганизаторами II Международной конференции по доступному туризму, которая прошла в Москве в рамках ме роприятий Международной выставки «Интурмаркет-2012» и награждены сертификатом этой выставки за вклад в развитие данного направления.

Что касается обучения иностранных учащихся, то в этой деятельности мы последовательно «наращиваем активность», безусловно поддерживая тесные контакты с Департаментом международного сотрудничества Минобрнауки РФ, посольствами и консульствами ряда государств. Преимущества, которые дает уровневая система образования, открывают новые перспективы для привлечения иностранных граждан в российские вузы. Например, несколько месяцев назад к нам прибыли для учебы в магистратуре пятеро граждан Республики Ирак, получивших образование по программе бакалавриата на родине. Мы рассчитываем, что количество магистрантов-иностранцев будет возрастать.

Что необходимо предпринять для дальнейшего развития российского экспорта образовательных услуг? Представителями вузов было высказано немало предложений федеральным властям: они касались необходимости изменений в миграционном законодательстве, улучшения финансовой составляющей международной деятельности. Но если поставить вопрос, что делать непосредственно вузам, то ответ будет простым: повышать качество образовательных услуг. Чем более качественным, современным и престижным станет наше образование, тем больше иностранных студентов будет стремиться на учебу в Россию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии
Стратегическая задача: от традиций - к инновациям
ТывГУ: опыт воспитательной работы
Соликамский педагогический колледж - традиции плюс новации
АГИМС: учиться с желанием
Научно-образовательный Центр в индустриальном Кузбассе
Золотой портал южноуральского вуза
ОГИС: траектория развития творческого вуза
Приоритеты спортивного вуза
ХГАЭП: экономическое образование для Дальнего Востока

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ