Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В.Г. Костомаров: «Учитель должен быть носителем правильности»

В дискуссии «Верю - не верю. Какие словари и учебники выбирает учитель русского языка за рубежом?» принял участие президент Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина доктор филологических наук, профессор, академик РАО В.Г. Костомаров.

Просмотров: 711

Президент Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина доктор филологических наук, профессор, академик РАО Виталий Григорьевич КОСТОМАРОВ принял участие в дискуссии "Верю - не верю. Какие словари и учебники выбирает учитель русского языка за рубежом?" Мероприятие было организовано "Российской газетой". Предлагаем вниманию ответы Виталия Григорьевича на вопросы ведущих дискуссии.

Искореженный "великий и могучий" на билбордах и вывесках, в меню ресторанов, в ответах кассиров супермаркетов и даже у врача в районной поликлинике - продукт плохих учебников и сомнительных словарей, по которым и учат русский те, кто приезжает к нам в Россию работать.

О сомнительном качестве бумажной и электронной справочной литературы говорят и их педагоги. 19 лауреатов Международного конкурса "РГ" проходили недельную стажировку в Московском городском педагогическом университете. Мы пригласили пушкинских учителей из Грузии и Казахстана, Болгарии и Белоруссии, Сербии и Украины в редакцию "РГ" для актуальной дискуссии "Верю - не верю. Какие словари и учебники выбирает учитель русского языка за рубежом?" и предоставили им решающее право голоса при выборе темы эссе для конкурса 2014 года.

И когда на огромном экране в зале заседаний редколлегии "Российской газеты" появился их список, педагоги дружно выдохнули: "Третью! Интересная! Живая! Актуальная!". Так и решили - "Пушкин. Интернет. Базар. Кто же настоящий учитель русского в моей стране?". Тем более что к ним единогласно присоединились и авторитетные участники Совета экспертов "РГ": заместитель руководителя Россотрудничества Лариса Ефремова, президент Института русского языка имени Пушкина Виталий Костомаров, заведующий отделом современного русского языка Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН Леонид Крысин, заместитель главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" и колумнист "РГ" Марина Королева, профессор Ирина Мурзак из МГПУ, заведующий кафедрой РУТИ-ГИТИСа Андрей Ястребов.

Вела встречу автор идеи конкурса и бессменный председатель его оргкомитета Ядвига Юферова, заместитель главного редактора "РГ". Она и предложила для разминки провести блиц: "В центре Москвы висит огромный щит с рекламой: "Костюмы "Сударь" с двумя брюками всего за 7700 рублей". Почему нежелательно покупать этот костюм? Филологи сначала были едины: объявление писал не русский человек, потому что по-русски говорят "двумя парами брюк".

Но потом последовало неожиданное уточнение, которое и положило начало нашей дискуссии. Тексты, написанные в жанре вывесок, требуют особого внимания, и рекламная грамматика спорит с общепринятой.

- Многие правила русского языка не то, чтобы отменяются, но сознательно редактируются в текстах рекламы, - прокомментировал грамотность пиарщиков костюмов Андрей Ястребов. - Чтобы избежать двусмысленного прочтения или неблагозвучности.

В случае с "костюмом с двумя брюками" законы рекламы "давят" на язык: слова "пара", "парами", как бы точнее выразиться, не смотрятся в рекламе, дают многозначность прочтения: "пАрами" - "парАми"...

Живая речь, спорить не будем, все смелее конкурирует с сухой, отточенной учебниками и словарями нормой. И все же школе нужно знать, как правильно, а как нет. Каким словарям можно верить? Что такое норма? Кто ее устанавливает, кому принадлежит "власть авторитета"?

Виталий Костомаров: Хороших словарей у нас много, но это не значит, что они подходят школе. К примеру, известный грамматический словарь русского языка Зализняка делался так, чтобы собрать все, даже то, что табуировано и с чем общество борется. То есть нужны новые пособия, где было бы четко установлено: вот это - норма, а это - нет. Но норму устанавливает кто-то, ориентируясь на свои личные ощущения правильности. Так рассказывают, что знаменитый автор толкового словаря Дмитрий Николаевич Ушаков, когда ему звонили и спрашивали, как правильно произносится то или иное слово, отвечал: "Сейчас сверюсь со своим словарем".

Полный текст статьи по итогам дискуссии доступен на сайте "Российской газеты".

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Виктор Михайлов: «Необходимо максимально индивидуализировать образование»
В ТГПУ им. Л.Н. Толстого прошел семинар для учителей английского языка
Новые требования к работе учителя
Проблемы развития педагогического образования в Дагестане
Сотрудничество России и Италии в сфере изучения языков
В СВФУ обсуждают проблемы подготовки педагогических кадров
Образование на русском языке станет доступным из любой точки мира
Современное педагогическое образование – какое оно?
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже
V Международная научно-практическая конференция «Профессиональная рефлексия педагога как фактор инновационного развития образования»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ