Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Творческое образование - опыт Казахстана

Казахская национальная академия искусств – многоступенчато многопрофильное учебное заведение, признанный центр подготовки творческой интеллигенции республики Казахстан. Выпускники академии составляют золотой фонд мировой и национальной культуры и искусства.

25.03.2011
Просмотров: 2409

Поиск истоков национальной культуры

МУХАМЕДИУЛЫ Арыстанбек – ректор Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, кандидат исторических наук (PhD)

В 1991 году на геополитической карте мира появилась Республика Казахстан, новое государство, переживающее ныне период национального возрождения.

Открывая в сентябре прошлого года международный форум «Стратегические направления и перспективы развития искусства Казахстана», ректор Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова подчеркнул, что предназначение культуры – в способности формировать личность гражданина и патриота Казахстана. Сегодня Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ делится опытом с читателями нашего журнала.

Соответствуя международным стандартам

Сегодня Казахская национальная академия искусств – многоступенчатое многопрофильное учебное заведение, признанный центр подготовки творческой интеллигенции республики. Выпускники академии составляют золотой фонд мировой и национальной культуры и искусства.

История КазНАИ им. Т. Жургенова началась с 1955 года, когда в Институте искусств им. Курмангазы (ныне – консерватория) был открыт театральный факультет. В 1977 году на его базе создали Алматинский государственный театрально-художественный институт (АГТХИ).

Значимой вехой в истории академии стало открытие художественного факультета, который принял первых студентов в 1979 году.

В январе 1989 года АГТХИ было присвоено имя Темирбека Караулы Жургенова, народного комиссара просвещения, который внес огромный вклад в развитие казахской культуры и искусства.

В 1991 году на базе АГТХИ было создано два специализированных вуза – Казахский государственный институт театра и кино им. Т. Жургенова и Казахская государственная художественная академия.

В 2000 году эти вузы были объединены под крылом созданной Казахской государственной академии искусств им. Т. Жургенова, которой по указу президента Казахстана в июле следующего года был придан особый статус – национальной академии искусств.

Сегодня в академии – 7 факультетов: театрального искусства, кино и ТВ, хореографии, живописи и скульптуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства, искусствоведения, музыкального искусства.

Профессорско-преподавательский состав вуза насчитывает более 300 человек. Среди них академик, 16 народных артистов и народных художников, 13 лауреатов государственной премии, 8 лауреатов ежегодной независимой общенациональной премии «Тарлан», более 40 докторов наук и профессоров ВАК, 39 академических профессоров, более 50 кандидатов наук и доцентов.

За последние годы в КазНАИ создано более 50 художественных, документальных и анимационных фильмов. Более 200 фильмов переведено на государственный язык. Осуществлено 15 театральных постановок. Проведено более 40 концертов и бенефисов. Создано 16 хореографических композиций.

В 2010 году академия успешно прошла международную аккредитацию.

Торжество принципа непрерывности

В КазНАИ реализуется принцип непрерывного многопрофильного комплексного профессионального образования. В начале 2002 года в состав академии был включен Республиканский художественный колледж. С этого момента осуществляется многоступенчатая подготовка специалистов в области искусства в рамках системы: школа-интернат (7-9 классы) – начальная художественная подготовка, колледж – среднее специальное образование, вуз.

В 2009 году осуществлён первый приём докторантов PhD по шести творческим специальностям: режиссура, актёрское искусство, живопись, скульптура, декоративное искусство, искусствоведение. На сегодняшний день в бакалавриате проходит подготовка по 14 специальностям, в магистратуре – по 12, в докторантуре – по 7.

В КазНАИ собраны под одной крышей все виды искусства: театр, кино, музыка, изобразительное искусство, хореография, декоративно-прикладное искусство и дизайн. Между факультетами и кафедрами существует тесная взаимосвязь, позволяющая осуществлять многомерные проекты. Например, в постановке театрального спектакля участвуют студенты не только специальностей режиссуры и актёрского мастерства, но и сценографы, художники по костюмам, гримёры. Так и на факультете кино и ТВ, ведь полнометражный художественный фильм – это плод коллективных усилий.

Многопрофильное профессиональное образование, особенно в сфере искусства, обладает высокой степенью эффективности, поскольку позволяет на современном уровне и в полном объеме реализовывать подготовку специалистов творческих специальностей.

Болонский процесс: решительный шаг!

Уже более шести лет, с 2004 года, Республика Казахстан активно участвует в Болонском процессе. За это время проявились все особенности многоуровневой системы высшего образования – с их положительными и отрицательными сторонами.

Повышение конкурентоспособности, доступности высшего профессионального образования, реализация самых современных методов и подходов – на это направлены все усилия по реорганизации системы высшего образования.

Когда встал вопрос перехода академии на многоуровневую систему подготовки, отдельной частью педагогического коллектива нововведение было встречено очень настороженно и даже скептически. Это вполне объяснимо: человеческой психике свойственно всё новое сначала отторгать как чужое, инородное. Однако вуз сделал решительный шаг: был осуществлен переход на кредитную систему образования, чему предшествовало внимательнейшее изучение её главных принципов. Сегодня академия в полной мере ощущает преимущества этой системы в подготовке специалистов творческой направленности.

Практика подтвердила, что модульный принцип построения программ не только не противоречит общепринятой практике высшего художественного образования, но в значительной степени увеличивает потенциальную возможность студента, магистранта, докторанта, которая, прежде всего, выражается в мобильности, что в итоге способствует значительному повышению качества высшего образования.

Открытие докторантуры PhD стало значимым событием не только для КазНАИ, но и для развития всего высшего художественного образования в нашем современном государстве, так как это первая докторантура, осуществляющая подготовку научных кадров в сфере искусства.

Стоит отметить, что академии было оказано высокое доверие с официальной стороны – в лице Министерства образования и науки, потому что все места в докторантуре PhD бюджетные, финансируемые на основе государственного заказа. Сегодня на первом и втором курсах в докторантуре академии обучаются 19 докторантов. В 2011-2012 учебном году запланирован приём ещё на 30 бюджетных мест по шести специальностям. Отбор в докторантуру происходит из числа лучших магистрантов, успевших ярко проявить себя в качестве креативно мыслящих молодых ученых. Программа докторантуры очень насыщенна, включает, помимо академических учебных часов, обязательную зарубежную научную стажировку, публикации научных работ в зарубежных специализированных изданиях с высоким импакт-фактором.

В масштабе образовательной программы докторантуры было осуществлено несколько интересных научных экспедиций. В их числе поездка докторантов в Монголию в рамках программы «Культурное наследие» с возможностью посещения древней столицы Тюркского каганата Орду-Балык, ставки Чингисхана Каракорум, стелы Кюль-Тегина и других достопримечательностей. В академии придаётся огромное значение сохранению культурного наследия, поиску истоков национальной культуры. Соприкосновение со святынями навсегда меняет сознание человека, заставляет почувствовать собственную причастность к истории народа, формирует и укрепляет патриотизм – не формальный, показной, а искренний. Без этого невозможно представить истинных представителей национальной интеллигенции, которыми хочется видеть выпускников академии.

Как привлечь молодежь в науку?

Сегодня в системе высшего профессионального образования в русле развития принципиально новых подходов остро ощущается потребность в обновлении научных и преподавательских кадров. Эту задачу можно эффективно решить, если привлекать к преподавательской деятельности лучших из числа выпускников – магистрантов, докторантов. Это люди другого поколения – с новым сознанием, обладающие большей мобильностью, свободой, энергией, креативностью мышления. Они в меньшей степени скованы системой внутренних ограничений и запретов, что для сферы искусства является фактором исключительной важности. Недостатка в притоке новых кадров национальная академия искусств не ощущает, потому что сфера искусства по-прежнему притягательна для людей увлечённых, которым вопросы материального стимулирования никогда не заслоняют главного – потребности самовыражения, возможности оставить свой след в истории.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: казахстан, арыстанбек мухамедиулы, казахская национальная академия искусств, творческое образование, содружество, ао-46

Похожие материалы:
Общая идеология интеграции
Социальная ответственность высших учебных заведений
Система высшего образования республики Казахстан
Давайте введем понятие «профильный университет»
Проектирование программ высшего образования: опыт Казахстана
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Обеспечение качества образования в Казахстане
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Инклюзивное образование в сфере искусства
Дискуссии о судьбе творческого образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#89Организация системы профессиональных квалификаций
#92
#88Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
#91Слово редактора к №91
#92Новые приоритеты профобразования
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники