Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Тьюторство должно стать для вузов привычным

Тьюторское сопровождение многие считают одной из эффективных форм развития наставничества в системе непрерывного образования. О том, как укрепляется тьюторская позиция в вузах России, беседа с завучем магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета Ниной Лебедевой.

Просмотров: 3711

Все труднее молодому человеку справиться одному, без тьютора, с натиском информации, найти свой единственно правильный путь в процессе обучения, выбрать ориентиры, осознать собственные возможности. Тьюторское сопровождение многие считают одной из эффективных форм развития наставничества в системе непрерывного образования. О том, как укрепляется тьюторская позиция в вузах России, беседа с завучем магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета Ниной ЛЕБЕДЕВОЙ.

ЛЕБЕДЕВА Нина Владимировна – завуч магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Родилась в 1988 году в г. Москве. Окончила МПГУ, бакалавриат – по направлению «Физико­математическое образование», магистратуру – по направлению «Педагогика» со специальностью «Тьюторство в сфере образования». С 2007 года работала помощником в Московской тьюторской группе.
С 2009 года – специалист­документовед Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров МПГУ и завуч­координатор магистратуры «Тьюторство в сфере образования».
С 2012 года – тьютор­координатор магистратуры «Тьюторство в сфере образования».
Научные интересы – тьюторское сопровождение развития познавательного интереса учащихся средних классов, организация проб тьюторского действия в магистратуре «Тьюторство в сфере образования».

– Нина Владимировна, в едином квалификационном справочнике появилась должность «тьютор». Конечно, это положительный момент в развитии тьюторства в России и, как следствие, в развитии наставничества в системе непрерывного образования. В профессиональном сообществе все чаще говорят о курсе на индивидуализацию образования. Но ваши коллеги признают, что сама индивидуализация еще не институционализирована. Многое зависит от того, примет ли общество тьюторство как норму. Пока этого не случилось. Насколько сейчас востребовано тьюторское сопровождение образовательного процесса снизу, со стороны студентов и вузов?

– На данном витке развития тьюторства очень сложная ситуация, хотя уровень востребованности, конечно, возрастает. Но в основном запрос идет либо со стороны крупных вузов, либо со стороны продвинутых и умных студентов. Зачастую это связано с тем, что в большинстве вузов нашей страны образовательный процесс представляет собой разрозненную, а не целостную структуру. То есть студенты изучают какието предметы, которые как­то относятся к получаемой ими специализации, но для них самих эта причастность остается неявленной. В результате на выходе мы получаем специалиста, который изучил очень много предметов, но связать их между собой не может. Или другая ситуация: абитуриент поступил в тот вуз, который выбрал, – не буду сейчас рассматривать основания и причины данного выбора, – но в вузе с ним никто не работает в русле дальнейшего самоопределения ни в рамках обучения, ни за его пределами. О своем будущем студенты зачастую задумываются только на выходе из вуза, реже – на последнем курсе. В момент осознания этих проблем и возникает потребность в тьюторском сопровождении.

– Что необходимо предпринять, чтобы в высших учебных заведениях зрел интерес – иметь в своей структуре тьютора?

– На мой взгляд, необходимо время, чтобы в вузах поняли, какую позицию занимает тьютор, что он делает, какие проблемы можно решить, введя его в свою структуру.

Мы же, в свою очередь, продолжаем работу над дальнейшими исследованиями и проработкой понятий в области тьюторства.
– Как тьюторскую позицию укрепить в вузе? Как она обеспечивается методически и технологически?

– Для начала необходимо, чтобы в вузе появилось место для тьюторской позиции. Чтобы возможность индивидуального образовательного движения студента стала ценностью в этом учебном заведении, а образовательное пространство рассматривалось как открытое, а не прямолинейное. Тогда и тьютор станет необходимой фигурой для сопровождения обучающегося в его индивидуальном движении в этом пространстве, что будет способствовать достижению целей образования. А затем можно организовывать пространство содержательных семинаров, где актуальным будет обсуждение методики и технологии проявления и оформления образовательного запроса, проведения индивидуальных и групповых консультаций, организации рефлексии, планирования, проектирования и прогнозирования, проведения образовательных событий, организации пространства совместной работы и работы с ресурсами, использования технологий открытого образования и многое другое.

– Чем тьюторство как технология для роста и развития лучше других, наиболее понятных форм помощи обучающемуся человеку: например, консультирования, коучинга, тренерства, наставничества?

– Мне не нравится сравнение «лучше» или «хуже». Я бы сказала, что перечисленные технологии работают в разных ситуациях и под разные запросы и цели тех, кто хочет их использовать. Главный инструмент для тьютора – это карта. Документ, который получается при взаимодействии тьютора и тьюторанта, – это индивидуальная образовательная программа. Причем не всегда она создается под реализацию какой­то конкретной цели. И тьютор не выступает в качестве наставника или ментора, он не дает советов. Движение человека происходит только исходя из его личных качеств и желаний. Но желания порой сами сокрыты или не явлены для него. В этом случае тьютор будет работать на их проявление и превращение в конкретные запросы.

– Должен ли быть результатом тьюторского сопровождения реальный успех? Что вообще считать результатом и как на практике это отражается в договоре тьютора с тьюторантом или вузом?

– Не рассматриваю результатом тьюторского сопровождения реальный успех, поскольку зачастую тьютор работает в таких категориях, к которым это понятие трудно применимо. И само понятие реального успеха невозможно определить. Скажем, эффектом работы тьютора и тьюторанта может быть полная смена образовательной траектории, в которой находился человек до тьюторского сопровождения. И это сложно рассматривать как успех. На практике в качестве предмета договора между тьютором и тьюторантом рассматривается создание и реализация индивидуальной образовательной программы тьюторантом. Но, конечно, вопрос о результативности тьюторского сопровождения является одним из самых актуальных для нашего сообщества.

– При выстраивании индивидуальной образовательной траектории не исключаются выбор вариантов, пробы, эксперименты. Как все это вписывается в систему непрерывного образования? Нет ли тут противоречий?

– Думается, никаких противоречий нет. Выбор вариантов и проб при выстраивании индивидуальной образовательной программы является неотъемлемой ее частью. А систему непрерывного образования я рассматриваю как образование в течение всей жизни. Поэтому ее реализация невозможна без проб и экспериментов. Конечно, в данном случае есть риск так и не сделать выбор в череде вариантов. Но в этом месте  напоминаю, что пробы и эксперименты происходят в рамках индивидуальной образовательной программы и под сопровождением тьютора. То есть это не беспорядочные, а строго выстроенные действия вместе с тьюторантом под его конкретные запросы.

– Что скрывается за фразой «организация проб тьюторского действия»? Расскажите подробнее.

– В магистратуре «Тьюторство в сфере образования» МПГУ магистранты на протяжении двух лет обучения проходят непрерывную тьюторскую практику. И мы проектируем и организуем в местах практики различные ситуации и пространства, где наши студенты могут попробовать себя в качестве тьюторов на разных ступенях образования. Одним из основных мест практики является сама магистратура. Студенты, которые уже прошли первый год обучения, на протяжении трех осенних месяцев становятся тьюторами­стажерами вновь поступивших и сопровождают их в процессе формирования темы и сути их будущего магистерского исследования. Таким образом, за два года наши магистранты пробуют себя в качестве тьюторов на семи­восьми площадках, а мы стараемся максимально возможным способом все это организовать.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-58, акцент, тьюторство, МПГУ, нина лебедева

Похожие материалы:
Архитектурное образование в США
НЕТ – поверхностной тьюторизации
Качество образования определяет содержание
Студенческие олимпиады: от Йошкар-Олы до Ариэля
Непрерывное образование: «Весь мир – это школа…»
Угольная отрасль Кузбасса: кадры решают всё
От чего зависит эффективность работы педагогического вуза?
Гуманитарное образование: проблемы и перспективы
Внеучебная деятельность как аккредитационный показатель
В России тоже будет рабочая аристократия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
С 13 по 16 ноября 2018 г. в Волгограде на базе ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный...
Из журнала
#92Новое педагогическое образование
#96В какие вузы стремятся поступить
#95Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
#95Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
Информационная лента
13:32В БГТУ им. В.Г. Шухова обсудили этические проблемы «цифрового сообщества»
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами