Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Тьюторство как эффективная практика индивидуализации

Что стоит за модным сегодня словом «тьюторство», насколько в действительности тьютор востребован временем, и что необходимо для дальнейшего развития этого движения? Об этом диалог с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяной Ковалевой.

Просмотров: 13547
КОВАЛЕВА Татьяна Михайловна – президент Межрегиональной тьюторской организации, доктор педагогических наук

На волне инноваций в образовательном пространстве России появилась фигура тьютора, а в едином квалификационном справочнике – должность «тьютор». О тьюторстве поговаривают в школах и вузах. Но что стоит за этими модными ныне словами, насколько в действительности тьютор востребован временем, и что необходимо для дальнейшего развития этого движения? Об этом диалог с доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики МПГУ, руководителем тьюторской магистратуры Татьяной КОВАЛЕВОЙ.

– Татьяна Михайловна, тьюторство называют эффективной практикой индивидуализации. Скажите, каковы предпосылки его появления в России, и чем вызвано такое активное распространение?

– Предпосылки – начавшийся процесс индивидуализации образования. Индивидуализации, которая проявляет себя в том, что мы хотим от человека, чтобы он умел самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, в том числе образовательную, действовал самостоятельно и инициативно. Все эти требования, которые предъявляются к современному образованию, на самом деле во многом являются характеристиками целостного процесса – индивидуализации. В этой ситуации тьюторство профессионально берет на себя ответственность за работу с этим процессом, именно поэтому становясь весьма ресурсной и эффективной практикой. Надо ли призывать других профессионалов, которые занимаются иными практиками, заниматься непосредственно индивидуализацией?

Как показывают наблюдения, управленцы сейчас вводят тьюторство очень по-разному и зачастую стихийно. Кто-то вводит потому, что это стало модно, кто-то вводит потому, что хочет некую новую позицию, чтобы жизнь в школе была ярче. Однако если говорить о целесообразности введения тьюторства, то вводить его стоит только тогда, когда в школе реально создается богатая среда, в которой по-настоящему могут существовать выбор и самоопределение. В случае отсутствия их достаточного разнообразия тьютор является излишним. В школе все регламентировано, есть расписание. При этом школа может очень хорошо обеспечивать процесс обучения, но само по себе это находится вне тьюторства, и введение новой позиции не нужно.

Некоторые управленцы, отвечая на вызовы времени, создают в школе множество кружков, различные формы работы, обилие типов выбора, возможности для самоопределения обучающихся в разных видах деятельности. Такую работу сейчас проводят не столько даже школы, сколько университеты, которые, стремясь быть современными, многое уже сделали в этом направлении. Когда же в учреждении такая богатая среда создана, то следом логически возникает вопрос для любого управленца. А кто со всем этим разнообразием будет работать, проявлять его обучающимся, обсуждать с ними возможности для реализации индивидуальных траекторий образовательного движения в избыточной среде, искать индивидуальные способы навигации в этой среде и стратегии движения человека в своем образовании?

Так возникает необходимость введения позиции тьютора или распределения этой позиции на других специалистов в качестве дополнительной тьюторской компетенции. Например, этими специалистами могут стать классные руководители или учителя старшей школы.

Особый интерес тьюторство вызывает в инклюзивном образовании, образовании детей, находящихся в социально неблагоприятных условиях, а также в педагогической работе с одаренными детьми. В отличие от школ, делающих ставку на традиционное обучение, в инклюзивном образовании возникает естественная потребность в создании разнообразных форм обучения, учитывающих различные, а на самом деле и вовсе уникальные возможности детей, что в данном случае проявлено ярче, чем в «обычных» школах. Так же и в случае с одаренными детьми. Ведь что такое одаренные дети? Это дети, у которых развита мощная чувствительность к определенной сфере. Если он одарен математически, вряд ли будет сидеть в одной единственной математической форме. Ему нужно много разного сразу, он быстро бежит по материалу и по формам обучения, решает различные типы задач. И все это многообразие необходимо создать, проявить и поддерживать. С выпускниками детских домов крайне важно показать многообразие форм и возможностей собственного развития, иначе на следующем шаге жизнь может их попросту поглотить, и они совершенно не будут к этому готовы.

– Хороших идей много. Но управленцам важно понимать, а с чего начинать, какие рабочие модели внедрения существуют, какая практика есть по регионам? И как вам кажется, с чего начинать регионам, муниципалитетам, школам?

– Любое новое начинается с создания условий. Если управленец уже все понимает про индивидуализацию как ценность, принимает это, соглашается с тем, что действительно такое направление становится важным в сфере образования, значит, он должен создать условия. И круг этих условий сейчас уже достаточно понятен. Поскольку тьютор появляется в избыточной образовательной среде, то первое, что необходимо создать, – эту избыточную образовательную среду. Как ее создавать и где – все будет зависеть от специфики образовательного учреждения: детский сад это, вуз, школа, школа для одаренных детей или инклюзивная школа. Но относительно любой целевой аудитории, которая имеется в образовательном учреждении, образовательная среда должна быть избыточна. Избыточна настолько, чтобы была реальная возможность выбора: чтобы можно было что-то выбрать, от чего-то отказаться, а не так, чтобы выбирать два факультатива из двух. А образовательной среда должна быть в том плане, чтобы быть связанной с пониманием рамочного процесса образования. В тьюторском сообществе все-таки это не есть обучение плюс воспитание, а это процесс построения своего образа, в широкой рамке – построение своего будущего. Если речь идет о проблемных детях, обучающихся в инклюзивной школе, то они должны видеть для себя разные места в современном социуме. Не только те, где они будут клеить конвертики, а те, где потом смогут достойно и полноценно жить, несмотря на то, что у них есть реальные проблемы физиологического характера. Дети должны увидеть эту избыточность в какой-то мере. Через что? Каким образом? Через видение социальных практик, через возможность встреч с разными людьми, которые в таких местах работают. Дальше возникает момент конкретной помощи конкретному директору, когда он будет пытаться понять относительно его целевой аудитории, что значит создать эту избыточную образовательную среду.

Второе обязательное условие – должны быть подготовлены люди. Есть разные формы подготовки, переподготовки: вводные курсы в тьюторскую проблематику на 72 часа, центры, количество которых растет в России. Если говорить о первых центрах, где ведут повышение квалификации, то это Ижевск, Томск, Москва, Волгоград, Чебоксары. Есть углубленные курсы – 144 часа. В Москве уже начали пробовать курсы на переподготовку, когда люди занимаются два года без отрыва от производства в рамках Московского института открытого образования и получают второй диплом. И, наконец, магистратура. Она существует в Москве и в Приморском крае. Поступать можно на очную и заочную формы обучения, получать магистерский диплом о том, что ты тьютор в сфере образования. Сейчас в этом направлении работают в Перми, Чебоксарах, Ижевске. В разных регионах будут разные магистратуры.

Итак, важны три момента. Первый – создание образовательной среды, второй – создание условий, а третий – управленческий. Сама управленческая действительность должна быть так развернута, чтобы это стало возможно. О чем я здесь говорю? О том, что должны быть введены такие регламенты, как договор: например, между старшеклассником, родителем и педагогом-тьютором. Должны быть договорные отношения, с понятной мерой ответственности каждого и всей вот этой регламентацией. И управленчески должно быть обустроено. Если вводится тьюторская позиция или тьютор, то должны быть прописаны должностная инструкция, параметры работы. Это необходимо, чтобы потом понимать: что есть тьютор, хорошо или плохо он работает. Поэтому мы сейчас своим сообществом начинаем разрабатывать качественные параметры.

– Сообщество здесь может быть ресурсом?

– Да. Тьюторская ассоциация здесь реальный ресурс, хотя бы потому, что все разработанные документы у нас являются общеколлективной собственностью тьюторской ассоциации. Важный момент: если ты являешься членом тьюторской ассоциации, то ты по запросу можешь получать те или иные необходимые для работы документы. А мы в этом году начинаем делать пакет экспертиз: что значит экспертиза тьюторской практики, что значит экспертиза тьюторской деятельности, что значит экспертиза качества процесса индивидуализации.

– Есть еще одна тема, волнующая управленцев: работа с молодыми педагогами и педагогическими коллективами. Насколько здесь тьюторство может быть ресурсом?

– Тоже может быть. Кстати, сотрудничество с разными группами началось. В Москве находится государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, где есть такой центр наставничества. Мы очень с ними взаимодействуем. Тьюторство можно рассматривать как ресурс наставничества именно в работе с учителями. Сама традиция наставничества очень давняя. Когда молодой учитель приходит в школу, то у него, как правило, есть наставник. Но теперь возникает вопрос в отношении инструментария этого наставничества. Мы можем просто человека наставлять, рассказывать ему о том, что нужно делать, чтобы быстро стать хорошим учителем. А можем работать тьюторски, то есть создать для этого молодого педагога избыточную образовательную среду. Необходимо выявить его сильные стороны, понять, как ему важнее двигаться. А дальше вместе с ним выстраивать «культурные карты». Потому что относительно его движения уже есть культурные традиции, которые тот или иной тип движения приспосабливают. Некоторым педагогам удобнее двигаться как Монтессори-педагогам – раскрыть все, сделать разные зоны. Кому-то удобней по-другому – психотехнически двигаться, как в Вольфдорфской школе. Кому-то еще как-то. То есть необходимо выявить культурную среду поддержки образовательного движения педагога.

– А как выглядит введение тьюторства с региональной точки зрения?

– Методологически ход один и тот же. Хоть в масштабах страны, хоть в масштабе конкретной группы детского сада, все равно необходимо создавать избыточную образовательную среду. Должен быть обучен человек – тьютор, и управленчески его работу нужно сделать возможной: например, урок не 45 минут, а по-другому. Скажем, мы берем какой-то регион, группу городских школ и начинаем обсуждать, можно ли тьюторскими техниками осуществлять методическую помощь. Может ли городской методический кабинет, помогающий педагогам, разворачивать себя как тьюторский? Первое – нужно создать для них избыточную образовательную среду: не то, что они приходят в определенный момент, и методист их учит. Это значит, что в методическом пространстве города есть возможности для методического оснащения, и мы их открыли. А дальше начинаем понимать, на каких субъектах это держится. Все эти повышения квалификации, методические центры начинают двигаться в сторону этого умного менеджмента. Потому что не они собой покрывают все, а фактически они открывают ресурс и становятся тьюторами, которые держат связку.

– Какие риски вами как профессионалом обозначаются, и что важно учитывать тем, кто вводит тьюторство?

– У нас сейчас риск быстрого, популярного, фактического вхождения в практику образования. У каких-то других групп, наоборот, риски заклинивания: что называется, сидим во дворце из слоновой кости и что-то там себе обсуждаем. А у нас точно сейчас абсолютно другой риск. Не успеваешь сказать одно слово в профессиональном пространстве, начинаешь только про это думать, завтра оно уже отражается во всех документах, все регионы его говорят. Мы слово «самость» сказали месяц назад, как метафору назвали просто в своем рабочем пространстве, а все уже кругом по всей стране строят самость. Поэтому у нас риск какой? Риск того, что практика опережает осмысление, и это всегда чревато. Люди начинают практиковать: и в словах еще не осмысливается то, что делается, а называется-то это все тьюторством. Многие делают ценное, очень важное, называя его тьюторством. Позиция тьютора расплывается… Все, что не в традиционной школе, значит – тьютор. А это неправильно. Вот это очень страшный риск, и мы его наблюдаем.

Второй риск заключается в том, что все как всегда: возникают грандиозные задачи, сил на все не хватает, хотя нас и много, а все нужно одновременно. Нужно одновременно делать моральный кодекс тьютора. Где он видит свои границы, куда вникает, а куда нет. Мы это уже понимаем. Тьютор не священник, тьютор не психоаналитик, тьютор работает в своей очень тонко организованной, но именно сейчас образовательной линии. А мы ее все время расширяем, потому что говорим, что тьютор работает с процессом индивидуализации. С другой стороны, нам нужно формировать стандарты, мы все силы на них бросаем. Теперь выясняется, что оценку качества надо делать. Во всех документах задается оценка качества, а индикаторов нет. Сейчас на регионе будет следующий шаг – положили, что должна быть индивидуализация, а индикаторов тоже нет. Срочно создавайте! Во всех регионах будут быстро создавать свои доморощенные индикаторы, если мы сейчас тьюторским сообществом это не выработаем.

Такие вот задачи развития, решая которые, приходится рисковать. Но практика опережает, требования опережают. Сейчас я ужесточаю требования на необходимость концептуальной работы. Было время, когда мы пиарили, сейчас вот есть журнал (вышло два номера «Тьюторского сопровождения». – Прим. ред.), и замечательно.

Материал подготовлен членом правления Межрегиональной тьюторской ассоциации Юлией ИЗОТОВОЙ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Обзор рынка труда Северного Кавказа
Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики
«Россотрудничество»: продвижение российского образования за рубежом
Интеллектуальная собственность – на выход!
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
НЕТ – поверхностной тьюторизации
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Экспорт образования: промежуточные итоги и перспективы
Модель оценки качества образовательной программы
Модернизация СПО: европейская версия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ