Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ТИСБИ – предпринимательский университет на основе социальной ответственности

В 2017 году Университету управления «ТИСБИ» исполнилось 25 лет. Негосударственный вуз нового формата, созданный в период перестройки, стал драйвером изменений в регионе.

Просмотров: 248

Материал опубликован в журнале №99 от 27.11.2017.

Предпринимательский университет на основе социальной ответственности

ПРУСС Нэлла Матвеевна 

основатель и президент Университета управления «ТИСБИ», кандидат педагогических наук, профессор.

НУГУМАНОВА Людмила Николаевна 

ректор Университета управления «ТИСБИ», доктор педагогических наук, доцент.

ПОЛЯКОВ Дмитрий Владимирович 

первый проректор Университета управления «ТИСБИ», кандидат экономических наук.

КРАВЧЕНКО Елена Викторовна 

заместитель первого проректора Университета управления «ТИСБИ», кандидат технических наук, доцент.

В 2017 году исполнилось двадцать пять лет Университету управления «ТИСБИ» (г. Казань). В период перестройки группа энтузиастов создала негосударственный вуз нового формата. В его основе поликомпетентность выпускников, мультикультурность, интернационализация, культура общения и прозрачность как основа качественного образования, воспитательная работа со студентами, много социально необходимых дел, связи с государственными органами, а также видение будущего университета как драйвера изменений в регионе.

ИНТУИЦИЯ основателей не подвела: общество остро нуждалось в новых кадрах для рыночной экономики, которые и стал готовить институт, названный первоначально «Татарский институт содействия бизнесу». Ключевым в становлении и развитии вуза стало осознание роли университета как основного элемента в концепции «тройной спирали» Г. Ицковича (государство – университет – бизнес). Для усиления этих взаимосвязей вуз стал активно развивать функцию социальной ответственности. Несмотря на то, что она для образовательной организации не имеет законодательной основы и не закреплена в руководящих документах, университет взял на себя социальные обязательства, которые не ограничиваются только социально-трудовыми отношениями и обязательными расходами по выплатам, установленными налоговым, экологическим и трудовым законодательством. Они регулируются моральными и этическими соображениями, чувством долга перед работниками, потребителями и обществом в целом. Предпосылками для формирования расширенной деятельности в сфере социальной ответственности являлась также внутренняя потребность университета справиться с собственными проблемами в борьбе за источники финансирования, лучших профессоров и студентов. С позиции университетского менеджмента, реализация функции социальной ответственности отвечает взаимному продуктивному развитию вуза, бизнеса и общества, и поэтому в ближайшей перспективе является приоритетной.

СОЦИАЛЬНАЯ ответственность стала основой для социального предпринимательства, нашедшего отражение в создании малых предпринимательских форм общения с населением: юридическая клиника, кадровое агентство, поисковый отряд «Легион», волонтерское движение. Сегодня Университет управления «ТИСБИ» является вузом, узнаваемым в обществе и бизнес-среде, известным не только в Республике Татарстан, но и за пределами, пользуется поддержкой руководства РТ и уважением со стороны общественных институтов. Социальная ответственность придала вузу силы и опыт во взаимодействии с властью, бизнесом и обществом в предприимчивости, организации и управлении. Но очевидно, что этой деятельности сегодня становится недостаточно для удержания своей позиции в новой рыночной ситуации, когда дефицит студентов и финансов усиливается.

Вступление человечества в цифровую эру поставило перед образованием массу серьезных вызовов, на которые нужно отвечать, поскольку речь идет о выживании университетов, сохранении своей идентичности. Университет, являясь коэволюционной подсистемой общества, изменяется сам в процессе взаимодействия с обществом, бизнесом и властью. «Оседлать» современные тренды высшего образования, по мнению руководства вуза, позволяет стратегия, тесно связанная с предпринимательством в производственной, социальной и академической сферах.

Жизненный путь ТИСБИ показал, что это вуз предпринимательского типа. (Гипотеза о предпринимательском характере деятельности вуза была выдвинута и подтверждена в диссертационном исследовании в 2011 году.) На протяжении двадцати пяти лет своего развития ТИСБИ демонстрирует обществу поведение, свойственное университету предпринимательского типа. Основатель и президент Нелла Матвеевна Прусс – предприниматель-лидер, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской академии гуманитарных наук, профессор – является образцом для подражания и поощрения предприимчивого поведения, ищет возможности проложить путь для других, создать организационный климат для инноваций, тренировать общее видение и брать ответственность за риски на себя. Лидер активно связывает «видение университета» с личными контактами, основанными на доверии в сочетании с интеллектуальным потенциалом для решения проблем.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО изначально являлось важным качеством университета, которому с чистого листа пришлось создавать новую учебную базу с целями, отвечающими передовым образовательным трендам. В отличие от крупных национальных исследовательских университетов, только осваивающих предпринимательское дело в образовании, ТИСБИ выступил с идеей поддержки бизнеса, что нашло отражение в его первоначальном названии. Одним из первых в регионе вуз внедрил предпринимательское образование еще в 2002 году (специальность – менеджер, специализация – предпринимательство).

Идея предпринимательского университета широко обсуждается в академических кругах, однако до сих пор нет однозначного понимания, что есть «предпринимательский университет» [1]. Для университетов «малых форм», преимущественно гуманитарного знания, место и роль в предпринимательстве весьма неоднозначны. В спор с этой неопределенностью и вступает Университет управления «ТИСБИ», делая по-настоящему предпринимательский шаг в свое будущее. Заявляя в своей стратегии о стремлении стать предпринимательским университетом, вуз четко обосновывает свою позицию и план действий на ближайшие годы.

Что вкладывает университет в понятие «предпринимательство»? Предпринимать – значит действовать, создавать и внедрять новое. Истинным предпринимателем становится субъект, обладающий складом ума, нацеленным на поиск возможностей. Социальное предпринимательство имеет особую миссию, а прибыль в нем носит долгосрочный характер, и часто в немонетарной форме. Инновации в предпринимательском университете – это, прежде всего, культурные и образовательные инновации, придание большей ценности интеллектуальным продуктам университета. Производст­во инноваций и их превращение в практический бизнес имеет методологическую основу, которой владеет руководство университета. Примерами инноваций могут быть разработка новых программ для обучения в системе непрерывного образования, новые направления научных исследований, программы обучения и развития для бизнес-практики, акцент на учебные планы, скоординированные с заинтересованными сторонами. Прибыль, ожидаемая в результате сотрудничества с бизнесом, не укладывается в формулу «деньги – товар – деньги», это скорее средство для достижения вузом своих образовательных целей. Концепция предпринимательства в университете сфокусирована на следующих аспектах: – воспитание предпринимателя – развитие поведения и мотивации, связанных с предпринимательской деятельностью (научить думать, чувствовать, делать, общаться, организовывать как предприниматель); – образование предпринимателя – формирование профессиональных навыков, знаний и умений принимать управленческие решения на интуитивном уровне, творчески решать проблемы и стратегически мыслить, способность справляться с турбулентностью внешней среды;

– развитие способности к предпринимательству – это свойство личности, но ее развитию способствует система управления университетом, которая может снижать или повышать инновационную активность, поскольку предпринимательство требует свободы для отдельных лиц, чтобы взять инициативу на себя, в том числе и ответственность за возможные ошибки, руководство должно поощрять и поддерживать восходящие инициативы; такая поддержка способствует развитию неформальных отношений в коллективе, созданию условий для рождения инноваций и их продвижения.

Коллектив университета отчетливо осознает, какое деловое поведение должен демонстрировать обществу, и какие реформы провести в ближайшие годы, чтобы сохранить свою идентичность и остаться на передовом крае высшего российского образования. Разработанная программа развития университета («дорожная карта») до 2020 года предусматривает достижение целевых показателей, позволяющих соответствовать рамочной целевой модели предпринимательского университета [2].

Разработанная целевая модель вуза (типа «системная карта»), предусматривающая трансформацию в предпринимательский университет, позволяет визуально закрепить новый функциональный образ (см. рис.).

РАССМОТРИМ кратко основные характеристики модели предпринимательского университета.

• Развитая система лидерства в генерации научно-практических знаний и компетенций в регионе, требующихся для успешного предпринимательства и осуществления внутренних изменений. Воспитание лидеров, объединение их вокруг стратегических целей университета является сложной задачей, но без ее решения любые преобразования практически не имеют успеха. В ТИСБИ деятельность по подготовке команды лидеров началась задолго до общественного озвучивания стратегии перемен. Система лидерства является мощным драйвером перемен. Она включает управляющее ядро, в составе которого сильный лидер, возглавляющий перемены, и сплоченные вокруг него лидеры подразделений.

• Диверсификация источников финансирования через повышение предпринимательской деятельности преподавателей и студентов и их активное вовлечение в социально-экономическое развитие региона.

• Культура предпринимательства (культура инноваций), является ключевым фактором для эффективного перехода к целевой модели предпринимательского университета. Она должна затронуть мышление большинства преподавателей и студентов, изменить его с конвергентного (вертикального) на дивергентное (горизонтальное), инициировать активность преподавателей и их приверженность преобразованиям. Особая роль отводится внутреннему полноценному информированию персонала и студентов, развитию системы эффективных коммуникаций.

• Предпринимательская деятельность университета будет реализовываться посредством разработки подструктуры управления предпринимательством, основной задачей которой является координация и интеграция предпринимательской деятельности. Университет усилит свою активность и свое присутствие в обществе через мероприятия различного плана (студенческие, культурные, спортивные, патриотические и прочие), создавая тем самым благоприятные условия сотрудничества с заинтересованными сторонами.

• Стратегия интернационализации образования есть осознание глобального характера образования и уверенность в том, что «университет не может быть предпринимательским, не будучи интернациональным». Интернационализация в подходе к обучению выражена в стратегии через поддер­жку академической мобильности преподавателей и студентов, привлечение международного персонала не только к преподавательской, но и к предпринимательской деятельности.

• Участие в развитии регионального общества через образование предусматривает дальнейшее развитие многоуровневого профильного образования, подготовку и повышение квалификации кадров для региона, участие в развитии рынка региональных интеллектуальных услуг. Университет нацелен на взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом при подготовке кадров, при котором каждая сторона получает доход: студент – уверенность в трудоустройстве, бизнес – квалифицированного специалиста, владеющего требуемыми навыками, а вуз – доход в виде привлекательности в глазах потенциального потребителя.

• Разработка программ предпринимательского образования в системе непрерывного образования. Безусловное выполнение требований государства в части качества образования, непрерывное его улучшение с учетом основных образовательных трендов: диверсификация «портфеля» учебных программ через создание новых «продуктов университета», совершенствование имеющихся путем внедрения требований работодателей, надпрофессиональных компетенций, развития предпринимательских и личностных качеств студентов и преподавателей.

• Развитие периферии университета через включение в ее структуру образования с предпринимательской направленностью (центр студенческого предпринимательства, центр игрового менеджмента, центр юридической помощи населению, кадровое агентство и другие).

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, предусмотренные целевой моделью, будут осуществляться в соответствии с основными трендами развития высшего образования в РФ, внедрением принципов стратегического менеджмента в систему управления. При этом должен соблюдаться основной принцип реформирования – оптимальное сочетание численности аппарата управления и повышения эффективности управления.

Продвижением бренда университета как ведущего предпринимательского вуза в регионе, повышением его репутации с целью привлечения студентов и работодателей будет заниматься модернизированная служба маркетинга и PR. Ее основная задача – концентрация маркетинговых и PR-усилий на наиболее эффективных инструментах продвижения идеологии образования университета.

Учитывая особую важность развития человеческого капитала для достижения стратегической цели, университет ставит целью развитие передовой функции HR, которая будет осуществлять полный функционал по управлению персоналом, включающим его подбор, оценку, обучение и развитие. При такой реорганизации отдела кадров, традиционного для вузов, удастся повысить эффективность использования человеческого капитала, освободить его от несвойственных задач.

Для осуществления запланированных в стратегии развития университета мероприятий создается проектный офис при ректоре вуза, в его составе – лидеры проведения изменений, специалисты, помогающие вузу трансформироваться. Проекты имеют конечные сроки реализации, по окончании которых проектная группа распускается. Сегодня имеется три проекта: «Создание межфакультетского студенческого центра предпринимательства», «Разработка центра игровых технологий в образовании», «Организация института руководителей основной профессиональной образовательной программы».

Имея большой опыт предпринимательской деятельности, университет будет его развивать и формировать функции, которые приближают вузу к стратегической цели.

Руководящий принцип деятельности команды изменений университета – «сознание не только отражает современный мир, но и творит его, создает его будущее».

ЛИТЕРАТУРА

1. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации: (текст) / Пер. с англ. А. Смирнова, ГУ-ВШЭ. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2011. – 240 с.

2. Стратегический план и программа развития Университета управления «ТИСБИ» на 2017-2020 гг. (утв. 16 марта 2017 г.).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Нэлла Прусс: «ТИСБИ – инновационный вуз и дружная семья»
Юбилеи Гнесинского дома
ТИСБИ: инновационный рост
Три четверти века Тульского педуниверситета: итоги и перспективы
Свердловскому художественному училищу им. И.Д. Шадра исполнилось 115 лет
Университет управления «ТИСБИ» в числе вузов-лидеров с высоким PR-фактором
Первый в мире вуз в сфере молочного бизнеса
Состоялся Третий всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО
В Татарстане создадут 25 ресурсных центров подготовки кадров
Механизмы повышения качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ