Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Теодор Бикарт: Задача инженеров - конкретная помощь всему человечеству!

Южный федеральный университет с рабочим визитом посетил экс-президент горного института штата Колорадо (США), почётный профессор ЮФУ Теодор Бикарт. В ходе посещения состоялась встреча Теодора Бикарта с советником ректора ЮФУ, д.т.н., профессором Владиславом Захаревичем. Встреча прошла в формате интервью, в ходе которого Владислав Захаревич предложил собеседнику ответить на ряд принципиальных вопросов.

Просмотров: 1149

Область научных интересов Теодора Бикарта – электрические цепи, системы управления, а также цифровые сети и системы. Профессор неоднократно посещал ТРТУ и выступал с циклами лекций. В 1993 году Теодор Бикарт организовал в Таганрогском радиотехническом университете ячейку американского института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE). Годом ранее, в 1992 году за большие заслуги в установлении научно-технических связей между Мичиганским государственным университетом (MSU) и ТРТУ профессору Теодору Бикарту, первому из иностранных ученых, было присвоено звание почетного профессора ТРТУ.

 

 В.Г.: В свое время на меня большое впечатление произвела книга президента  Гарвардского университета с 1971 по 1991 г.г. Дерека Кёртиса Бока «Университеты и будущее Америки», вышедшая в 1990 г. Основным лейтмотивом книги явился тезис о том, что университеты не в полной мере «чувствуют» то, что на самом деле творится в обществе, т.е. общество живет, как бы, само по себе, а университеты – сами по себе. За 20 лет что изменилось?  

Т.Б.: В сфере технических наук, по большому счету, эти изменения очень существенны. Задача инженера – создавать продукты, процессы и услуги для улучшения жизни людей. В современной прикладной науке США большое значение имеет практическая ориентация. В последние годы это стало нашей традицией. В этом - служение человечеству со стороны инженерных кадров. И сегодня, именно инженерные науки успешно решают задачи непосредственной связи сферы исследований с реальной жизнью общества. На практике это протекает достаточно утилитарно: вы анализируете проблему, что-то фиксируете, над чем-то работаете, потом мысленно осуществляете проверку: а как это реализовать на практике/какие будут последствия для общества? И именно в этот момент – вы понимаете, что истоки, основа и конечная цель вашей деятельности - потребности общества. Как учит история, при другой постановке вопроса в современном быстро меняющемся обществе ваша научная активность лишена всякого смысла.

В.Г.: И в чем состоит эта более тесная связь при изучении технических специальностей?

Т.Б.: В отношении технических наук эта связь проявляется в том, что мы создаем для людей. Вот хороший пример – мой мобильный телефон. Этот продукт позволяет мне общаться с людьми по всему миру: отправлять текстовые сообщения, совершать звонки, позвонить жене, сообщить, что долетел нормально. Продукт работает потому, что мы – инженеры принимаем требования и запросы, которые предъявляет общество. Такие требования и есть условия, в которых инженерный процесс происходит во всем мире. И это те условия, в которых он должен и может протекать.   

В.Г.: Мы живем в новом технологическом укладе, который называется «экономика знаний». И одним из существенных элементов обучения в университете являются технологии или умение донести знания до конкретики, до какого-то конечного продукта. Каким образом это происходит в американских университетах?

Т.Б.: В американских университетах, да и все больше и больше по всему миру, поскольку я занимаюсь аккредитацией программ инженерного образования не только в США, но и в других странах: на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Вот я только что был в Казахстане, где проводил аккредитацию Алма-Атинского университета. Отмечается, что особенность инженерного образования в США в том, что вначале студенты рассматривают небольшие проблемы, затем переходят к более крупным проблемам, затем, для решения ещё более крупных проблем формируются команды. Это происходит уже на старших курсах, т.е. первокурсники начинают с малого, старшекурсники исследуют более серьезные проблемы. И эти более серьезные проблемы очень часто очень важны для промышленности. Многие студенческие работы перерастают в очень серьезные проекты и такой проект может лечь в основу продукта.

В.Г.:  Как мы уже неоднократно обсуждали с тобой, ключевая ситуация в подготовке такого типа проектов, в подготовке инженеров состоит в том, что университет уже может вполне реально начинать зарабатывать при осуществлении подобных проектов.  Хотелось бы узнать подробнее как это осуществляется в практике американских вузов?

Т.Б.:  Когда студенты начинают работу над проектом и появляется перспектива того, что их проект может реально перерасти в реальный продукт или услугу, тогда в процессе работы студенты приходят к регистрации авторского права на интеллектуальную собственность, они могут получить патент. Существует договоренность с университетом, чтобы компания, которую интересует продукт  дала лицензию на производство продукта и тогда оплата за лицензию поступает обратно в университет в соответствии с договором, который регламентирует распределение дохода.

В.Г.: Между университетом, студентом и предприятием?

Т.Б.: Да, правильно. Если на продукт приходится какая-либо доля денег, перераспределяемых компанией университету, участвующему в договоре, то университет взаимодействует с сотрудниками факультета и распределяет часть денег на факультет, часть получают студенты, часть идет на стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности университета.

В.Г.: Среди профессоров не утихают споры о том, что вот в целостном образовании - сколько должно быть фундаментальной составляющей, сколько прикладной составляющей? Одни говорят о том, что, мол, должна преобладать фундаментальная подготовка, желательно при этом «вплоть до 100%», а другие придерживаются противоположной точки зрения. Какое соотношение можно считать оптимальным между гуманитарным образованием, физикой, химией, математикой и прикладными инженерными дисциплинами?

Т.Б.: Я склонен считать технические науки, инженерную  науку в целом - науку прикладной, поэтому я не провожу столь четкого разделения на эти три сегмента. Считаю, что фундаментальная наука важна, поскольку она отвечает на наиболее значимый вопрос: «ПОЧЕМУ?», в чем причина процессов и явлений? Без ответа на этот вопрос невозможно заниматься проектированием. Также, инженер должен опираться и на знания, чтобы ответить на вопрос: «КАК?», т.е. каким образом производить продукт. Гуманитарные науки представляют этическую сторону, раскрывают суть нашего служения обществу. Они заставляют ответить на вопрос: «В ЧЁМ?» развитие общества. Все эти три сегмента должны сочетаться гармонично.

 В.Г.: В Европе, включая и Россию, идет т.н. Болонский процесс, введение двухуровневой системы подготовки «бакалавр-магистр».И он идет достаточно тяжело. Вплоть до того, что один профессор богословия в Германии в знак протеста против Болонских соглашений вообще ушел из университета. Американская система образования впитала в себя, фактически германскую, английскую, французскую системы образования. И там нет проблем внедрения двухуровневости, там система «бакалавр-магистр» давно работает. Вопрос следующий: почему там она хорошо работает?            

Т.Б.: Трудно дать этому другое объяснение, кроме того, что мы привыкли к этой системе, что у нас накоплен огромный опыт работы в условиях этой системы. Но мы также считаем, что в отношении инженерной науки 4 года не всегда достаточный срок, чтобы выпускник был в полной мере готов к работе. В некоторых областях степени бакалавра хватает, чтобы получить достаточную квалификацию. Это электроника, разработка ЭВМ и т.д. когда же речь идет о биологических науках, биоинженерии, то здесь больше подойдет квалификация магистра. Если вы обратитесь к специалисту в инженерно-строительной области, то вам ответят, что более подходящим будет магистр. Но в каждой конкретной области многое зависит от того когда человек достигает степени готовности по своему профилю?

В.Г.: Ты являешься достаточно известным экспертом в инженерном образовании в США и тебя достаточно часто приглашают в качестве эксперта в различные страны. Был упомянут Казахстан, я знаю, что ты бывал в университетах Турции, ОАЭ. Как обстоят дела в университетах этих стран?

Т.Б.: Считаю, что в этих странах образовательный процесс очень схож с американским и создается впечатление, что он хорошо работает, но опять же здесь очень важна работа самих университетов в этом направлении, важно то, что студенты много и упорно работают в процессе учебы. Все это действенно в рамках работы вузов не только Болонского соглашения. Это работает и в вузах других систем, в системе, которая была и в вашей стране: специалитет, аспирантура, докторантура. Опираясь на надежную научную базу, инженер должен стремиться к улучшению условий жизни человечества. Инженер должен адекватно реагировать на запросы и потребности общества. Одно из важных условий,  на которое обращают внимание в большинстве стран, где я был – это то, что студенты должны быть уверены в своей способности учиться самостоятельно. Обучение на протяжении всей жизни, образование через всю жизнь. Это ответственность, компетенция, высокий уровень квалификации инженеров.

В.Г.: Я благодарю за ответы и какое будет пожелание студентам Южного федерального университета?   

Т.Б.: Хотелось бы пожелать студентам стремиться сделать нашу жизнь еще лучше, улучшать условия и качество жизни людей используя те возможности, те ресурсы и те инструменты, которые дает им их будущая профессия – профессия инженера. Хотел бы также выразить пожелание несколько иного рода – искать университетам ресурсов для достижения этой цели. Инженерное образование – очень дорогая отрасль. Требуется очень много времени, усилий, материальных ресурсов на приобретение дорогого лабораторного оборудования, учебной и научной литературы, компьютеров. Подготовка инженеров, пожалуй, самая дорогая сфера образования и науки, за исключением, может быть, физики высоких энергий.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Структура Южного федерального университета будет изменена
Команда ЮФУ - победитель в конкурсе студенческих проектов Enactus
Рейтинг российских научных организаций по версии SCImago
В ЮФУ создается факультет бизнеса "Капитаны"
Состоится телемост между ЮФУ и ЦЕРНом
Владимир Гутерман: ситуация в науке и образовании меняется к лучшему
НИИ физики ЮФУ проводит симпозиум молодых ученых LFPM- 2013
Опыт внедрения проектного обучения в Инженерно-технологической академии ЮФУ
Эксперты Европейского центра Вергеланда провели тренинги для учителей
Всероссийский тест по истории пройдет 19 декабря

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ