Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

И техникум, и экспериментальная площадка

Башкирский экономико-юридический техникум рассказывает об экспериментально-инновационных подходах к деятельности учебного заведения, а также об опыте координации с вузом.

Просмотров: 1411

В.Г. СЕРМЯГИН, директор Башкирского экономико-юридического техникума

Негосударственные образовательные учреждения по своей сути являются экспериментальной инновационной площадкой. Это с первых дней деятельности продемонстрировал и Башкирский экономико-юридический техникум.

Башкирский экономико-юридический техникум создан в 1995 году. За это время подготовлено более тыс. дипломированных специалистов: юристов, бухгалтеров, финансистов, техников-компьютерщиков и других.

В учебном заведении обучается 6,5 тыс. студентов по очной и заочной формам. В учебном процессе задействовано более 200 преподавателей, в их числе доктора и 16 кандидатов наук. Более 20 сотрудников и преподавателей работает над докторскими и кандидатскими диссертациями.

На сегодняшний день техникум располагает солидной материально-технической базой, в том числе 10 собственными учебными корпусами, 7 компьютерными классами, мультимедийной библиотекой.

Библиотечный фонд, насчитывающий около 450 тыс. экземпляров, укомплектован необходимой новейшей учебной и научной литературой. Ежегодно выписывается 55 наименований периодических изданий. Имеется и собственная издательская база. За последние пять лет преподавателями техникума подготовлены 56 учебников, учебных пособий, методических разработок, 5 из которых присвоен гриф Министерства образования Республики Башкортостан.

В 1990-е годы редко кто практиковал столь тесную организационно-педагогическую координацию между образовательным учреждением СПО и вузом, как Башкирский экономико-юридический техникум и его учредитель – Академия ВЭГУ. Не одна сотня выпускников ссуза продолжила обучение в академии, а ведь до поступления в техникум для этих молодых людей традиционная траектория получения высшего образования была по многим причинам недостижимой мечтой. Причем сотрудничество техникума и академии осуществляется при очень высокой степени академической автономности, поскольку учредитель отнюдь не монополизирует свое право на прием этих выпускников, а предоставляет им возможность выбирать среди ряда ведущих вузов республики, с которыми у техникума заключены соответствующие договоры.

Или взять все более обостряющуюся проблему профориентации учащихся старших классов и все более и более отчужденные по этой причине отношения между образовательными учреждениями СПО и средней школой. Техникумы и колледжи, с одной стороны, всегда ориентировались на привлечение выпускников 9-х классов, а сегодня, когда одиннадцатиклассников не хватает и для заполнения бюджетных мест в вузах, девятиклассники – последняя надежда ссузов. Но и школа, с другой стороны, не может уже обойтись только отличниками и хорошистами, так как введение подушевого финансирования заставляет биться за каждого потенциального ученика.

Казалось бы, пусть решают учащиеся и их родители, выбор-то есть. Но подготовлены ли они к этому выбору? Ведь даже если они его сделают, кто-то все равно проиграет: школа или техникум.

Башкирский экономико-юридический техникум и здесь предлагает решение, которое может устроить всех: и ссуз , и школу, и учащихся, и родителей. Прежнюю, очень стройную систему профориентационной уровневой дифференциации «ШКОЛА – ПТУ, ШКОЛА – ССУЗ, ШКОЛА – ВУЗ» ныне заменила так называемая профильная подготовка старшеклассников – по существу, отраслевая, – которая отражает вектор интересов, а не уровень способностей и подготовки. И вести эту профильную подготовку вынуждена сама школа – учреждение, общеобразовательное по определению. Именно эту непростую проблему и решает техникум, беря на себя методическое и организационное обеспечение профильной подготовки.

Но есть ещё более сложные проблемы, решить которые без экспериментов в самых разных по направлению масштабах не удаст ся, речь идёт о соответствии самой сущности начального и среднего профессионального образования современным социально-экономическим реалиям. Кого и для кого мы готовим? Не секрет, что унаследованная от СССР система НПО отмирает, и дело не в том, что ей не уделяют достаточного внимания, а в том, что она создавалась как система массового воспроизводства индустриального рабочего класса, уже не нужного современной экономике России в таком количестве и в таком качестве. И понимать эту проблему надо шире и глубже, чем это делают, когда ссылаются на незаполненные вакансии слесарей и токарей.

Вакансии-то есть, да нет желающих их заполнить. Конечно, это поддается регуляции. И регулировать надо, так как индустриальный уклад из экономики не уйдет, а в определенных отраслях он неизбежно будет господствовать. Но ведь уже существуют и развиваются другие производственные формации, тот же hi-tech, новые формы торговли (Интернет-торговля), происходит реставрация на иной сырьевой и инструментальной базе индивидуального производства (ремесла).

И одна из задач профессионального образования как раз и состоит в обеспечении этих тенденций. Как и в каких формах это сделать – это проблема исследования и эксперимента. В техникуме, например, считают, что ожидать от новых производственников составления профессиональных компетенций, а затем уже ожидать их трансформации в образовательном стандарте – путь малоперспективный для НОУ. Решено поставить эксперимент с начальной стадии – самим создать производственно-образовательный многопрофильный кластер, агрегирующий в себе обучение, практику и производство.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, башкирский экономико-юридический техникум, республика башкортостан, личный опыт, ао-32

Похожие материалы:
Профильный техникум Мелеуза
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Специалисты путей сообщения
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Уфимский авиационный техникум: поставить на крыло
Непрерывное образование – залог успеха
Психологический климат в ссузе
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Концепция непрерывности для подготовки аграриев

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#100В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
#101В Удмуртском государственном университете откроется центр развития передовых технологий
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве