Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Нужно вернуть свободу вузам

«Человеком с обложки» февральского номера журнала стал доктор экономических наук, профессор Михаил Винокуров, ректор одного из крупнейших в стране профильных вузов – Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск). Известный ученый поделился своими размышлениями о настоящем и будущем высшей школы России.

12.03.2014
Просмотров: 2460

Тогда они сами будут активно бороться за место под солнцем

«Человеком с обложки» февральского номера журнала «Аккредитация в образовании» стал доктор экономических наук, профессор Михаил ВИНОКУРОВ, ректор одного из крупнейших в стране профильных вузов – Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск). В беседе с корреспондентом «АО» известный ученый поделился своими размышлениями о настоящем и будущем высшей школы России.

ВИНОКУРОВ Михаил Алексеевич – ректор Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск), доктор экономических наук.
Родился в 1949 году в селе Знаменка Иркутской области. Окончил Иркутский институт народного хозяйства (ныне БГУЭП). Вся трудовая биография связана с альма‑матер. Профессор. С 1987 года – ректор БГУЭП.
Многолетней научно‑педагогической и общественной деятельностью внес значительный вклад в реформирование и развитие системы высшего образования. Автор более 200 научных работ, в том числе 25 монографий по теории управления, экономике труда, региональной экономике, экономической истории и этнопсихологии. Особо известен уникальный шеститомный труд «Экономика Иркутской области» как рабочий документ при подготовке I‑VI Байкальских экономических форумов и основа проекта Концепции социально‑экономического развития Иркутской области на период до 2020 года.
Заслуженный деятель науки РФ. Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени.
Женат, отец двух дочерей.
Увлечение: литература по истории.
Кредо жизни: сохранять оптимизм.

Государство должно вкладывать в человека

– Михаил Алексеевич, на ваш взгляд, сложившаяся на сегодняшний день в России система управления высшим образованием эффективна или требуется перезагрузка?

– Нельзя не признать, что последовательные шаги руководства России, направленные на совершенствование системы управления образованием и наукой, дают свои ощутимые результаты. Однако на сегодняшний день ситуация в высшей школе в целом, с нашей точки зрения, неудовлетворительная.

Взять, в частности, последние меры Минобрнауки РФ, суть которых в том, чтобы «выжимать» с образовательного поля так называемые слабые вузы. Впрочем, назвать их таковыми можно только условно. Речь идет о педагогических и сельскохозяйственных вузах, имеющих очень большое прикладное значение для своих регионов. В связи с этим, вероятно, было бы логичным передать часть вузов в управление регионов, и в первую очередь – педагогические. Этот шаг позволит, во‑первых, сохранить эти вузы, во‑вторых, даст им возможность развиваться более интенсивно, потому что регион напрямую заинтересован в учительских кадрах и будет отслеживать траекторию профессионального развития будущего учителя уже на стадии его подготовки: организовывать практику, различные стажировки, стимулировать молодых специалистов работать в школе.

Думается, будет разумным ввести деление вузов на федеральные и региональные. При этом не нужно бояться отнести ко вторым значительную часть вузов, которые действительно обслуживают регион. Больно видеть, как сегодня в какой‑то залихватской манере к неэффективным причисляются педагогические вузы. Когда‑то в России их было около 80, а осталось – порядка 30. Но что будут делать школы через десять лет?.. Есть опасение, что страна может остаться без учителей. Согласитесь, это недальновидная позиция. Вспомним, исторически так сложилось во времена Советского Союза, что педвуз имелся в каждой области, а в крупных областях – даже по два. В небольшой Вологодской области, с одним миллионом населения, в советское время было два вуза, которые готовили педагогов. То же самое – в Иркутской области. Чтобы педагогические вузы не умерли и не были изгоями системы образования, необходимо как можно скорее передать их в управление регионов. Аналогичный шаг нужно предпринять и в отношении медицинских, сельскохозяйственных вузов.

– Новые модели развития вуза, которые бы адекватно отвечали вызовам времени, сегодня ищут во всем мире. Каким быть университету будущего: вузом предпринимательского типа или интеллектуальной корпорацией, массовым учебным заведением или элитарным? Какой вам представляется в целом будущая архитектура высшей школы России?

– Этот глобальный вопрос стоит перед руководством многих стран. Определиться с выбором концепции развития высшего образования действительно непросто. Я проголосовал бы за «интеллектуальную корпорацию». Степень развития общества в России сегодня такова, что высшее образование ее граждане получают в массовом порядке. В развитых странах подавляющее большинство населения – 50‑60 процентов – составляет средний класс, представители которого априори должны иметь образование такого уровня. Выбор элитарного направления приведет к тому положению, которое было характерно для XIX века, – наличию малочисленной высокообразованной части общества и очень широкой – необразованной. Общество, которое сформировано сегодня, без сомнения, нуждается в массовом высшем образовании. Но не в вузах «предпринимательского» типа! Такие вузы не должны превалировать, иначе граждане вынуждены будут нести непомерные расходы на образование. Государство должно вкладывать в человека, что дает эффект многократного умножения: общество становится богаче, получая не только образованного, но и высококультурного человека.

В этом смысле российской высшей школе есть чему поучиться за рубежом. Складывается впечатление, что мы в России еще не вполне определились, что нам нужно. Например, взялись за создание элитарных (федеральных) вузов – «искусственных цветов» – посредством механического объединения. Это напоминает времена СССР, когда гремели предприятия‑гиганты, накачиваемые бюджетными деньгами. Но как только рынок взял бразды правления в свои руки, ни одного из них, по сути, не осталось. Сегодня эта ошибка повторяется в отношении университетов. Университет должен вырасти сам. Безусловно, помогать надо, но вуз должен найти свою нишу, пробиться, в конце концов.

Что касается будущности, то доступность высшего образования – институциональная основа современного общества, преобладать в котором будет высокоинтеллектуальный труд. Решая задачу формирования общества будущего, государство должно вкладывать средства в массовое высшее образование, которое, как локомотив, потянет за собой всю идеологию развития.

В высшей школе будущего ведущую роль будут играть магистранты и люди с учеными степенями и званиями. Они содействуют научному прогрессу, аккумулируя знания в определенных областях. Поэтому какая‑то часть вузов должна специализироваться на более высоких уровнях образования, открытых для всех способных студентов.

Постоянно подтверждать лидерские позиции

– Благодаря СмИ известно ваше высказывание: «Университеты всегда были колыбелью демократии». Какая концепция положена в основу развития БГУЭП? Какие направления деятельности университета являются приоритетными сегодня? Каково ваше видение перспектив развития вуза?

– Всегда был сторонником приведенного тезиса, что подтверждает и моя трудовая биография. Вошел в число тех первых ректоров, которые пришли к руководству вузом не через назначение, а путем выборов на альтернативной основе. Работа в должности ректора – в течение двадцати семи лет – не поколебала веры в то, что внутри вуза приемлема только демократичная обстановка. Все ответственные должности должны быть выборными и ограничены определённым сроком. Заведующий кафедрой, декан должны избираться. Всем важно осознавать – необходимо постоянно подтверждать свои лидерские позиции. Если этого не происходит, будет избран кто‑то другой. И эта атмосфера соревновательности в университете абсолютно нормальна. Это не диктат – коллективу нельзя навязать на руководящую должность кандидатуру, которая не известна.

Другая сторона вопроса – в процессе обучения между преподавателем и студентом значимы партнёрские отношения. Не может быть навязывания одной точки зрения – обязательно изложение многих. Зайдите в любое кафе Байкальского университета экономики и права, а их у нас около 25, и вы увидите, что студенты и преподаватели бок о бок обсуждают интересные обеим сторонам проблемы. Обсуждение может начаться в аудитории, а закончиться в неформальной обстановке.

Могу авторитетно заявить, в БГУЭП самые демократичные отношения между сотрудниками. Никто не подчёркивает свою значимость. Атмосфера искренней доброжелательности, когда все относятся друг к другу уважительно, способствует росту производительности труда в целом – это точка зрения экономиста. В итоге возникает «синергетический эффект» – ректор знает, что может положиться на коллектив, который в решительную минуту его поддержит. Такая атмосфера позволяет заботиться о людях, раскрывать их таланты, выдвигать наиболее способных.

О перспективах... Нужно исходить из того, что общество – это изменчивая структура с идущими внутри него динамическими процессами. Думается, вуз также должен следовать принципу изменчивости – всё новое, что есть на сегодняшний день в разных странах и в разных науках, должно хорошо осваиваться вузовской корпорацией, в том числе Байкальским университетом. Светлое будущее возможно только на острие прогресса. Вбирать всё новое, аккумулировать всё лучшее и нести этот огонь Прометея студентам. Только так можно сохранять роль лидера на образовательном поле.

– В одном из интервью в прошлом году вы озвучили данные: «Годовой оборот БГУЭП – несколько миллиардов рублей. Три четверти из них мы зарабатываем сами». Каковы основные инструменты высокой конкурентоспособности вуза?

– Чтобы обозначить позицию университета в конкурентной среде, достаточно ограничиться словами: «Мы боремся!». Первое условие выживаемости – качество подготовленных специалистов. Однако, возвращаясь к теме элитарности, – нельзя переходить планку доступности высшего образования. Можно учить только десять студентов, а можно – тысячу. Однако в чем нуждается общество? В подготовке тысячи высококвалифицированных специалистов, а не десяти. Мы стремимся для каждого абитуриента оставить шанс попасть в БГУЭП. Если установить непомерную плату, которая недоступна для обычного человека, это будет неправильно. Две трети обучающихся в университете – студенты платного обучения. Так получилось, что государство сегодня недостаточно финансирует подготовку экономистов и юристов. Разрабатывая концепцию приёма абитуриентов, мы исходим из того, что стоимость обучения для талантливых молодых людей должна быть доступной. К сожалению, таланты, как правило, не располагают той суммой денег, которую требуют столичные вузы. А в БГУЭП они идут и, становясь высококлассными специалистами, добавляют красок имиджу университета.

Следующий момент. Необходимо подчеркнуть, университету приходится все время внедрять что-то новое – его отрыв от вузов своего профиля составляет пять-семь лет. В частности, в БГУЭП быстро внедряется зарубежный опыт. После того как мы внедрим и отладим новшество, его начинают применять и другие вузы. Это служит для нас стимулом к переходу на новый уровень. Новизна приемов и методов обучения в конечном итоге позволяет привлекать наиболее способных абитуриентов.

Одно из необходимых условий высокой конкурентоспособности – выход за рамки своей страны, города и прочее. Необходимо отправлять своих «эмиссаров» в другие страны – нужно интегрироваться, брать лучшее, стажироваться. Средства на эти цели выделяются из общего дохода университета.

– Согласны ли вы с мнением, что «российское высшее образование близко к катастрофе»? С точки зрения директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова, государство постепенно будет сокращать финансирование высшей школы – вузам придется искать помощи у профильного бизнеса. Что вы думаете о реальных перспективах развития государственно-частного партнерства в сфере образования?

– Очень емкий вопрос. Любая система, которая не видит перспектив, безусловно, гибнет. Но система высшего образования России, убежден, динамична в своем развитии. В страшные 90-е годы она выжила, причем одна из немногих. Рухнули предприятия, организации, но ни один вуз не прекратил своего существования. И сегодня, несмотря на многочисленные проблемы высшей школы, катастрофы нет.

Что касается партнерства. Это, без сомнения, очень хорошее дело, но на сегодняшний день ситуацию можно охарактеризовать так: много слов и мало действий. Не в обиду представителям отечественного бизнеса – в своей массе они не хотят вкладывать деньги в развитие российского образования.

Возможно, дело в том, что пока еще не вырос класс настоящих собственников, которые заработали свои миллиарды через инновации.

Поэтому на бизнес в его нынешнем состоянии ставку делать нельзя. Реальнее ставка на более свободное развитие вузов как субъектов рыночной экономики. Первый указ президента Б.Н. Ельцина был о развитии высшего образования. В то время вузам дали такую степень свободы, что иностранные ректоры поражались и завидовали. Та свобода действий позволила БГУЭП сделать мощный рывок в своем развитии. Университет стал строить, покупать в течение года по два-три корпуса – за собственные деньги, потому что у вузов появилась возможность зарабатывать. Если в начале этого пути у БГУЭП было 7 корпусов, то стало 70.

«Пришли иные времена»... Методом последовательного ужесточения мер на вузы накинули такую узду, которой не было даже во времена СССР. Руководителей вузов значительно ограничили в правах и довели, по сути, до рабского состояния. Ректор не имеет права самостоятельно подписать финансовые документы – необходима также подпись руководителя казначейства. Нас призывают соревноваться с зарубежными вузами, допустим, американскими. Между тем, это гигантские корпорации с бюджетом в 3-4 млрд. долларов. Как с ними соперничать российскому ректору, который не имеет финансовой самостоятельности: не имеет права купить и продать, поместить деньги в банк, открыть предприятие со стоимостью активов свыше 10 тыс. евро. О каких первых строчках в мировых академических рейтингах при существующем положении дел может идти речь? Здраво рассуждая, нужно снова вернуть свободу вузам. Тогда они сами будут активно бороться за место под солнцем.

– Однако, несмотря на сказанное выше, БГУЭП прилагает усилия по формированию площадки взаимодействия вузовской общественности и бизнес-сообщества. Цель – совершенствование реализуемых в Иркутской области образовательных программ высшего образования с учетом требований регионального рынка труда.

– Сотрудничество с бизнес-сообществом необходимо. Во-первых, вуз работает на потребителя, то есть работодателя, во-вторых, здесь должны стажироваться будущие специалисты. Это дает возможность объективно оценивать качество подготовки.

Около десяти лет назад в отдельном корпусе Читинского филиала БГУЭП на основании договора было открыто отделение Сбербанка. Студенты полностью его обслуживают, через каждые три месяца сменяя друг друга на всех должностях: от уборщицы до руководителя подразделения банка.

Если оператор – студент младшего курса, то руководитель подразделения – выпускник, который пишет дипломную работу. Без преувеличения, эффект колоссальный!

Удачный опыт подобного партнерства практикуется БГУЭП с некоторыми предприятиями и в Иркутске. По различным направлениям экономических, юридических и гуманитарных специальностей работает институт повышения квалификации БГУЭП. Входящие в его структуру центры повышения квалификации – это почти 30 высокорентабельных предприятий, которые дают университету весомый доход. Под их крышей, с одной стороны, обкатываются новейшие знания в той или иной области, с другой – есть возможность заработка для преподавателей, сотрудников, студентов.

Можно назвать много других форм сотрудничества, которые позволяют БГУЭП находиться в непосредственном контакте с потребителем. В частности, недавно продлено на пять лет соглашение с крупнейшей госкорпорацией «Ростехнологии», возглавляемой именитым выпускником университета С.В. Чемезовым. В документе оговорены такие вопросы, как практика студентов, трудоустройство выпускников, стажировка преподавателей, присутствие сотрудников корпорации на экзаменах, государственных испытаниях.

Зарабатывать на нефти или знаниях?

– Известно, что вы придерживаетесь точки зрения: экспорт образовательных услуг – это высокотехнологичный экспорт, способствующий инновационному развитию страны. Какие дивиденды получает университет от реализации наиболее значимых международных проектов? Какими вам видятся перспективы?

– На сегодняшний день в БГУЭП обучается почти 350 иностранцев – это около 3 процентов от числа студентов дневной формы обучения. Нами поставлена цель – через пять-семь лет иностранные граждане должны составлять 10 процентов от общего контингента студентов. Во-первых, привлечение на учебу иностранцев снимает остроту демографической ситуации в стране. Во-вторых, будем откровенны, стоимость их обучения примерно в два раза выше, чем у наших студентов. Эта разница дает возможность направлять больше средств на развитие вуза, в частности, реализовывать социальные программы для российских студентов и преподавателей. Обязательным является учет специфики рынка труда стран, граждане которых являются потенциальными студентами. В частности, мы отслеживаем ситуацию в Китае, попутно находя очень много полезного для себя, что впоследствии внедряется в учебный процесс.

Актуальность поставленной Минобрнауки РФ задачи по привлечению на учебу иностранцев не вызывает сомнений. Однако нельзя не видеть, на сегодняшний день никто не берется за кардинальное решение массы «сопутствующих» проблем. Например, приехавший в Россию студент-иностранец сталкивается с трудоемким процессом оформления виз – и для себя, и, например, для родственников, желающих его навестить. Социально значимой проблемой является качество жизни иностранных студентов. Почему бы государству не помочь вузам построить общежития для иностранцев? Бóльшая часть существующих – это, простите, казармы с туалетами в разных концах коридора.

А вопросы безопасности?.. Иностранные студенты часто подвергаются дискриминации: на них нападают из-за их внешности, вероисповедания. За этими проблемами – целый пласт работы на государственном уровне.

Что лучше – зарабатывать на нефти или знаниях? Экспорт образовательных услуг – один из самых интеллектуальных и доходных. В Америке он стоит на третьем-четвертом месте – при гигантском внешнеэкономическом обороте. Продаваемые знания – это чистый продукт.

А мы лес валим и продаём, закрываем вузы из-за низкого конкурса. Надо создавать условия для привлечения многочисленной армии студентов из Китая. Для этого необходимы и – при существующей политической ситуации – реальны договоры и на межправительственном уровне, и на уровне профильных министерств. По соглашению между США и КНР, 100 тыс. китайских студентов ежегодно выезжают на учебу за океан. Минобрнауки РФ, на наш взгляд, должно самым активным образом вмешаться в процесс создания соответствующих условий для обучения иностранных студентов. В противном случае все благие планы – демагогия.

– Близка ли вам точка зрения: интеллектуальный потенциал – главный актив вуза? Как вы оцениваете на сегодняшний день значимость итогов научных исследований и инновационной деятельности БГУЭП? Что вы можете рассказать о результатах продвижения инновационных проектов на рынок наукоёмкой продукции?

– Интеллектуальный потенциал, безусловно, – главный актив вуза. Именно он служит источником доходов вуза в текущем периоде и основой его роста в будущем. Техника устаревает, а люди, накапливая опыт и знания, становятся только ценнее.

Значимость итогов исследований ученых БГУЭП подтверждается высокой внешней оценкой. В течение прошлого года учёные, аспиранты и студенты университета выполняли работу по 11 научным темам, финансируемым из государственного бюджета, 4 темам – из средств научных фондов. В этом году получен грант президента для молодых учёных – докторов наук. Разработки малых инновационных предприятий, созданных при университете, поддерживаются Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Что касается продвижения на рынок наукоёмкой продукции, то основная интеллектуальная продукция БГУЭП – это научные идеи в области экономики, права, менеджмента, воплощённые в статьях, книгах, методических разработках. Они широко известны как учёным, так и практикам Сибири, Дальнего Востока, Монголии. В издательстве «Питер» только что вышла наша монография «Роль государства в корректировке модели экономического роста России».

– БГУЭП принимает участие в разработке проектов, направленных на социально-экономическое развитие региона. Расскажите, пожалуйста, об этом чуть подробнее.

– Вуз выполняет работы по фундаментальным экономическим темам по заказам Минобрнауки РФ, является головной организацией по разработке концепций, стратегий, программ социально-экономического развития Иркутской области, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований, входящих в их состав. Начиная с 1995 года, университет выступил головной организацией по разработке 45 комплексных программ социально-экономического развития городов и районов. Среди недавних значимых научно-исследовательских работ, выполненных на региональном уровне, «Оценка последствий вступления России в ВТО: возможности и угрозы для Иркутской области», «Определение востребованных (актуальных) форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» и другие.

К сожалению, региональные органы власти не стремятся поддержать региональную науку, а для разработки крупных проектов все чаще приглашают сторонних исполнителей, в первую очередь из Москвы. Поэтому БГУЭП за счет собственных средств проводит исследования по проблемам социально-экономического развития региона, осуществляет экспертизу проектов и документов для государственных органов.

«Былое и думы»

– По мнению министра Дмитрия Ливанова, проект по вхождению не менее пяти российских вузов в первую сотню международных рейтингов – старт долгосрочной работы по созданию элиты российских университетов. Видите ли вы БГУЭП в этой элите? Как вы оцениваете перспективы вхождения вуза в международные рейтинги? Каковы ключевые моменты стратегии – в случае если таковая существует, – направленные на решение названной задачи?

– Честным будет ответ: желание во что бы то ни стало ввести горстку отечественных вузов в верхние строчки мировых рейтингов практически неосуществимо. Объясню свою позицию. Условий для реализации поставленной амбициозной задачи нет. Повторюсь, на сегодняшний день вузы – птицы со связанными крыльями. Например, у китайского вуза – мощно зарабатывающие предприятия-лаборатории с сотнями сотрудников, другие возможности. Российским вузам, которые не имеют даже собственного расчетного счета, подобное просто запрещено. Это исключает конкуренцию на равных за место в мировой табели о рангах.

Для начала надо поменять всю логику развития российских вузов, чтобы дать им возможность себя проявлять. Принятое недавно решение накачивать отдельные вузы деньгами – мера искусственная. Допустим, на эти деньги построили коробки корпусов, а смысл? Университеты, получившие деньги, по-прежнему не свободны, и в любом случае проиграют зарубежным конкурентам.

Байкальским университетом экономики и права выбран другой путь. Деньги ему никто не дарит. Однако за тридцать лет из маленького вуза он вырос в университет, в котором учится почти 30 тыс. студентов. БГУЭП вошел в группу крупнейших университетов России. Вот это, считаю, реальный путь развития вуза. По нашему мнению, подобные учебные заведения в России надо пестовать – и не деньги им давать, а создавать условия. Речь идет о тех же льготных кредитах, например. Необходимо изменить также налоговую базу. Университеты облагают так же, как промышленные предприятия. Допустим, БГУЭП строит корпус, стоимость которого, условно, 100 млн. рублей. В качестве налога мы должны заплатить государству 20 млн., хотя для него же и строим.

Необходимо ввести понятие «вузовская собственность». Университет, напрягая силы, строит корпуса. Средства на строительство идут из общего фонда, то есть их можно потратить на зарплату или инвестировать. Сегодня положение таково, что вновь создаваемые объекты недвижимости автоматически становятся собственностью государства. Что в перспективе? Если через какое-то время будет объявлена приватизация, то всё, что мы построили, отрывая от своей зарплаты, чужой дядя присвоит себе. Это актуальная проблема! На каждом заседании ученого совета в воздухе витает вопрос: «Почему мы должны инвестировать не известно кому?». Государство не гарантирует, что всё нажитое останется в собственности вузовской корпорации и завтра не уйдет в частные руки. Это ненормально. Реальностью являются факты открытого рейдерства с целью смены ректора и захвата собственности… Горько и обидно это осознавать. Для того чтобы вузы получили возможность эффективно развиваться, необходимо решить вопрос вузовской собственности.

– Руководство Минобрнауки РФ признает, что на сегодняшний день процедуры, призванные обеспечить повышение качества образования в отечественной высшей школе, – государственная и профессионально-общественная аккредитация и мониторинг эффективности вузов – не образуют единой системы координат (интервью замминистра Александра Климова, «АО», 2013, №68). Какова ваша позиция? Какие шаги способствовали бы приведению этих процедур к одному знаменателю?

– Очень актуальная проблема. Бюрократия обуздала Россию, не исключение и высшая школа. Чиновники считают, что эффективны только бюрократические методы. Эта логика лежит в основе всех без исключения мероприятий, касающихся инспектирования вузов. Главная задача вуза, учредителем которого является государство, – подготовка квалифицированных специалистов. Если возникает проблема с качеством их подготовки, учредитель создает комиссию – это мировая практика. Никто не проверяет вузы каждые пять лет и не грозит им палкой, вынуждая при этом заполнять огромное количество форм отчётности. Это российское изобретение. В одной из клиник Германии мы поинтересовались у профессора, как эта структура организована, кем учреждается, как контролируется. Последовал ответ – никакого контроля. Мы провели параллель: в России – санитарные нормы, кафель до потолка и прочее. «Это моё дело, – парировал профессор. – Если буду плохо лечить, клинику сразу закроют».

Сегодня многочисленные инструкции, которым обязан следовать ректор, сковывают инициативу, попросту мешают деятельности. К сожалению, проверки очень похожи на вредительство. Как врач не успевает лечить больных, будучи занят составлением отчётов, так и доцент сегодня больше времени тратит на бумажную работу, чем на общение со студентами в аудитории. И это «заслуга» чиновников профильного министерства. Скажу прямо: лавину отчётов и проверок необходимо остановить, на вуз смотреть через призму рынка труда – удовлетворяет ли образовательная организация высшего образования его запросы. Это главный показатель. В этом случае вуз сам должен вести отчетность: сколько специалистов выпущено, куда и как они трудоустроены, какова их зарплата и прочее, – то есть в течение определенного времени контролировать трудовую деятельность выпускников. С одной стороны, эти данные легко поддаются контролю проверяющих организаций, с другой – именно они и должны быть положены в основу составления рейтинга вузов.

– По мнению генерального секретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, наука должна составлять более половины доходов вуза, так как высшая школа не может «сидеть» лишь на платном образовании. Каково на сегодняшний день реальное положение дел в вузах Иркутской области? Ваш прогноз на будущее?

– Это хороший специалист, знающий мировую практику. Действительно, значительная часть доходов вузов в высокоорганизованных странах формируется за счет НИР. Но, увы, на сегодняшний день – с учетом сложившихся в России реалий – подобный опыт внедрить невозможно. В стране, где, по существу, стагнация производства, вузам зарабатывать не на ком. Возьмем Иркутскую область: два-три сильных предприятия – и… всё. С кем заключать соглашения, чтобы зарабатывать деньги на научных исследованиях? Основные предприятия, которые сохранились в регионе, – сырьевые, потребность в науке у них нулевая. Какая нужда в науке у лесозаготовителей – «пили, вали и увози». Пока не будет развитой страны, не будет и науки. Поэтому громкие заявления «в вузах нет научных исследований» неточны по своей сути: исследований, объективно, и не может быть, ведь они должны выполняться в чьих-то интересах. Известен «накат» на Российскую академию наук. Но в чем вина РАН, когда заказчиков нет? Имеющиеся заделы с удовольствием бы продали за рубеж, но секретность не позволяет.

Перспективы российского высшего образования оцениваю с оптимизмом. Это мнение базируется, как ни странно, на анализе того опыта, который приобрели российские вузы, и Байкальский государственный университет экономики и права в том числе, в трудные 90-е годы ушедшего столетия. Постигнув науку выживания, они смогли даже поднять качество образования.

Желание только одно: хотелось бы, чтобы власть не выступала по отношению к вузам как диктатор, а предоставила им бóльшую свободу. Одним словом, вузам – свободу, стране – подняться! Поднимется страна – вырастет потребность в специалистах высокой квалификации, в том числе в научных кадрах. Это будет общая и заслуженная победа.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ВПО, михаил винокуров, байкальский государственный университет экономики и права, точка зрения, ао-69

Похожие материалы:
Слагаемые качества юридического образования
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов
Воспитательная миссия вузов
Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Первое заседание Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности госвузов
Качество образования зависит не от статуса вуза
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Владимир Незарегистрированный пользователь
Одновременно кратко и содержательно представлено реальное положение дел в высшем образовании и науке РФ.
Спасибо редакции за эту публикацию и ректору БГУЭП за его честные и откровенные ответы!

2015-09-17 21:26:58 Ответить пользователю

игорь иванов Незарегистрированный пользователь
Спасибо редакции журнала за этот честный материал о положении высшей школы !

2014-03-13 10:26:34 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#83Инновационная экосистема Томского госуниверситета
#84Опорные вузы как механизм модернизации
#84Проблемы реализации инклюзивного образования
#87Китайские студенты за рубежом
#86Роль филиала в развитии региона
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике