Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Северо-Восточный федеральный университет: первый день рождения

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова был создан на базе Якутского госуниверситета с присоединением к нему четырёх НИИ и двух вузов – Якутского инженерно-технического института и Саха педагогической академии. Сегодня это многопрофильный научно-образовательный комплекс, в котором обучаются жители многих северных регионов России.

25.03.2011
Просмотров: 2115

Могущество российское прирастать будет

МИХАЙЛОВА Евгения Исаевна – ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, доктор педагогических наук, профессор, академик педагогических наук

В апреле Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова отмечает свой первый день рождения. Предполагается, что его деятельность охватит более четверти территории России.

Самый холодный и… богатый на планете

В октябре 2010 года Правительством Российской Федерации утверждена Программа развития СВФУ на 2010-2019 годы, итогом выполнения которой должно стать признание университета к 2020 году на российском и международном уровнях как современного научно-образовательного и культурного центра северо-востока России с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой.

Северо-восточные территории России имеют стратегически важное геоэкономическое и геополитическое значение. Это обширный край с богатыми природными ресурсами. К слову, Республика Саха (Якутия) является единственным поставщиком алмазов в России – на ее долю приходится 90 процентов запасов и 95 – добычи, одним из крупнейших добытчиков золота, слюды, олова и других полезных ископаемых. Здесь есть запасы угля, газа, нефти, конденсата, разведанные на более чем пятой части континентальной территории Якутии.

Однако северо-восток нашей страны – самый холодный из обжитых регионов планеты. Большая часть его территории находится за Полярным кругом и представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты.

Большая по протяженности территория – только Якутия, например, занимает площадь, равную половине Европы, в ее пределах расположены три часовых пояса – имеет низкую плотность населения: 0,1-0, человека на кв. километр. Круглогодичного транспортного сообщения не имеет 90 процентов территории.

Все эти особенности северо-восточного региона отразились на выборе направлений деятельности СВФУ как в целом, так и представленных в программе развития университета в качестве приоритетных. Направления включают 18 инновационных проектов, обеспечивающих разработку прорывных наукоемких технологий.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) был создан на базе Якутского госуниверситета с присоединением к нему четырёх НИИ и двух вузов – Якутского инженерно-технического института и Саха педагогической академии. Сегодня это многопрофильный научно-образовательный комплекс, где обучаются жители многих северных регионов России: от Чукотки, Камчатской области и Магадана до северных районов Иркутской области и Красноярского края. В структуре СВФУ насчитывается 11 институтов, 8 факультетов, 2 филиала. В 2011 году открывается филиал в Анадыре, что позволит жителям Чукотки впервые получать высшее образование по дневной форме обучения.

Программа развития СВФУ: основные векторы

Одним из важнейших направлений является обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования. В рамках его ставятся задачи по разработке новых технологий и подготовке конкурентоспособных специалистов в геолого-разведочной отрасли; созданию научно-образовательного центра инновационных ресурсосберегающих геотехнологий освоения месторождений в зоне вечной мерзлоты; развитию научнообразовательных, кадровых и технологических ресурсов для обеспечения экологической безопасности природопользования в экстремальных природно-климатических условиях северо-востока России при реализации стратегических проектов освоения региона.

Инновационное развитие региона невозможно без использования наукоемких технологий и производств, разработанных применительно к условиям севера. Это направление включает научно-образовательную и инновационную деятельность в области транспорта, связи, энергетики и строительства. Университет ставит перед собой задачи внедрить разработанные на базе вуза современные технологии в экономику региона, в частности, в области переработки нефти и газа; строительства и автотранспорта в условиях вечной мерзлоты; производства новых материалов; фармацевтики, пищевой промышленности и сельского хозяйства (на основе биотехнологий переработки уникального природного арктического биосырья); IT-сферы (на основе внедрения высокопроизводительных вычислительных технологий).

Таким образом, университет должен стать основной научно-образовательной базой для развития инновационной экономики северо-востока России.

Развитие СВФУ должно привести и к серьезным социальным «эффектам». Экстремальные природно-климатические условия севера определяют существенную специфику таких социально значимых областей жизнедеятельности общества, как здравоохранение, образование и сфера услуг. Поэтому необходимо, в первую очередь, разработать и внедрить социально-экономические нормативы и стандарты качества жизни населения с учетом региональных особенностей.

В области здравоохранения, например, особое внимание предполагается уделить развитию арктической медицины с дальнейшим внедрением методов генетической диагностики, с применением клеточных и биотехнологий, изучением клинических особенностей заболеваний, генетической предрасположенности населения северо-востока России к различным заболеваниям и принципов их лечения.

Будут разработаны и внедрены инновационные медицинские технологии лечения по наиболее распространенным на севере заболеваниям.

Половина населенных пунктов Якутии относится к категории малонаселенных, труднодоступных и отдаленных. Самый отдаленный от Якутска населенный пункт находится на расстоянии более  тыс. километров, а внутри районов расстояние до центральной районной больницы порой составляет 400 километров. В этих условиях крайне важно для повышения качества жизни людей ускоренное развитие доступных и эффективных методов телемедицины и дистанционного образования. И такая задача тоже поставлена перед вузом.

Еще одно приоритетное направление программы развития вуза – сохранение и развитие культуры народов Арктики, – включающее научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность в области истории и культуры, многоязычного поликультурного образования, социальной инженерии и культурной политики.

В рамках этого направления предусматривается осуществление нескольких проектов. Один из них – сохранение и развитие языков и культуры народов северо-востока России.

Другим проектом, имеющим уже международное измерение, являетя формирование современной практики междисциплинарных гуманитарных исследований и создание культурно-образовательной среды для арктических циркумполярных территорий. СВФУ является активным участником международного проекта «Университет Арктики», объединяющего университеты и колледжи, занимающиеся проблемами севера. Его основной целью является развитие новых форм высшего образования, проведение исследований и установление сотрудничества в интересах коренных жителей стран циркумполярного региона – территории, которая охватывает кольцом Северный полюс.

И третий проект – создание и развитие научно-исследовательского института «Олонхо», появление которого должно расширить и углубить работу по изучению эпического наследия. Как известно, ЮНЕСКО в 2005 году признало якутский олонхо (героический эпос) шедевром нематериальной общечеловеческой культуры. И одной из важных задач научного учреждения будет перевод этого эпоса на разные языки.

Университет берет на себя обязательства по осуществлению аналитической и кадровой поддержки инновационного социально-экономического развития северо-востока России. Это направление деятельности предусматривает обеспечение функционирования целого ряда систем: от организации непрерывного образования до сбора и обработки аналитической и социологической информации.

Новая модель университета и новые инструменты качества

Успешная реализация перечисленных направлений деятельности университета возможна лишь с перестройкой всей его работы, достижением нового качества образовательного процесса. Предстоят серьезные изменения, связанные с модернизацией образовательного и научноисследовательского процесса и инновационной деятельности, развитием кадрового потенциала и формированием качественного контингента обучающихся, модернизацией инфраструктуры университета, совершенствованием организационной структуры университета и повышением эффективности управления.

Одним из ключевых проектов на данном направлении является трансфер европейских инструментов качества образования в учебный процесс СВФУ. Европейские инструменты качества образования – это целый комплекс мероприятий, определяющих структуру квалификаций, систему обучения, внутреннюю и внешнюю системы гарантии качества, признание документов об образовании. К ним относятся структура подготовки, основанная на трех циклах обучения (бакалавриат – магистратура – аспирантура PhD), кредитно-модульная система по типу ECTS, Европейское приложение к диплому, внутривузовская система гарантии качества, аккредитация и аудит.

Проект включает обучение в формате мастер-классов профессорско-преподавательского состава, стажировки в ведущие вузы России, СНГ и Европейского союза с целью ознакомления с лучшими практиками российских и зарубежных вузов. Ключевые специалисты СВФУ, прошедшие специальную подготовку, получат необходимые компетенции по разработке методик и технологий и в области экспертной деятельности для повышения эффективности работы всего коллектива СВФУ. Кроме того, полученные знания и навыки экспертной деятельности позволят достойно представить СВФУ на ежегодном Европейском форуме по качеству, который сегодня является важнейшей коммуникативной площадкой Европы для обмена опытом. Подготовленные эксперты из числа сотрудников СВФУ примут участие в экспертной деятельности и крупнейших мероприятиях экспертного сообщества России и европейских стран.

В рамках проекта могут быть существенно улучшены позиции СВФУ по количеству лучших программ в широкомасштабном всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России», что позволит поднять имидж вуза в глазах работодателей, различных органов и организаций региона.

Предусмотрено активное применение технологии коучинга, различного рода тренингов, консультирования, наставничества с целью совершенствования навыков, развития компетентности и повышения эффективности работы специалистов-менеджеров учебного процесса и профессорско-преподавательских кадров.

Для изучения, адаптации и внедрения в учебный процесс СВФУ европейских стандартов качества предусматривается разработка Интернет-ресурса о лучших практиках российских и зарубежных вузов по внедрению европейских инструментов качества, проведению постоянно действующего вебинара для специалистов СВФУ, формированию и содействию развитию внутривузовской системы гарантии качества СВФУ в форме совершенно новой технологии для российского образования – внутривузовской аккредитации образовательных программ.

Созданию внутривузовских механизмов управления и оценки качества образования будет способствовать введение мониторинга качества подготовки студентов на всех этапах учебного процесса: от приема до выпуска. Система мониторинга будет основана на современных информационных технологиях и позволит осуществлять независимую внешнюю экспертизу качества подготовки абитуриентов (диагностическое тестирование), промежуточную и итоговую аттестацию (контрольное тестирование), отбор лучших студентов для обучения в магистратуре (магистерский экзамен).

Внутренний мониторинг качества подготовки СВФУ будет высокотехнологичным процессом отслеживания состояния качества образовательного процесса в любой момент времени. При этом объективная оценка результативности этого процесса будет функцией «обратной связи», позволяющей оперативно реагировать и управлять сложившимся в университете образовательным процессом. Безусловно, система не будет работать без активного участия самых заинтересованных сторон – студентов и преподавателей.

Поэтому преподавателям необходимо предоставить возможность творчества и академической свободы не только в построении учебного материала, но и в разработке оценочных средств (структуры и содержания педагогических измерительных материалов – ПИМ). Для организации системы внутреннего мониторинга важно обеспечить более широкое привлечение профессорско-преподавательского состава СВФУ не только к процессу контроля, но и проведению общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки ПИМ, используемых для текущей и итоговой аттестации студентов.

Профессорско-преподавательскому составу университета предстоит не только учить по-новому, но и многому учиться – работать по-новому, а главное, мыслить по-новому. Сегодня во главу угла должны быть поставлены образовательные и научные интересы студента, а задача преподавателя – их мотивировать и развивать. Ведь качество образования зависит не только от качества преподавания, но и от направленной мотивированной самостоятельной работы студента. Необходимо приложить все усилия, чтобы создать в вузе инновационную образовательную среду, включая wi-fi в учебных корпусах, Интранет-тренажеры по учебным дисциплинам, электронную библиотеку и мощные корпоративные ресурсы сбора и обмена информацией.

Таким образом, внутривузовская система объективной независимой оценки качества образования в СВФУ будет представлять собой целостную систему диагностических и оценочных процедур, которым будут делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования в соответствии с образовательными стандартами для принятия эффективных управленческих решений.

Внедрение проекта позволит отработать механизмы внутреннего мониторинга, базирующиеся на автоматизации, оперативности и доступности, позволит определить вектор развития СВФУ и задать высокую планку для интеграции в европейское и мировое образовательное пространство.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: республика саха (якутия), евгения михайлова, СВФУ им. М.К. Аммосова, федеральные университеты, ао-46

Похожие материалы:
Северо-Восточный федеральный университет как системный интегратор
Евгения Михайлова выступила на заседании экспертного совета по Арктике и Антарктике
Ректор Евгения Михайлова обозначила направления работы СВФУ
Совет проректоров по воспитательной работе федеральных университетов будет создан
Федеральные вузы готовят совместный проект – сетевой университет
«Якутский формат»: федеральные вузы встретятся в СВФУ
Федеральные университеты России: точки и многоточия роста
Медицинский институт СВФУ готов участвовать в управлении здравоохранением региона
Проректор СВФУ ‒ новый министр профобразования Якутии
Знак качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#83Национальный интегратор профессиональных ресурсов
#83Механизмы повышения качества образования
#84Экспресс-форум №84
#84Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
#87Мультимодульная модель образования
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники