Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

"Служба в рассрочку" для российских студентов

Уже этой осенью в 32 российских вузах может начаться эксперимент, который СМИ называют "службой в рассрочку". STRF.ru опросил студентов и им сочувствующих, чтобы узнать их отношение к "службе в рассрочку". В начале опроса казалось, что большинство не поддержит эту идею, однако, как показала практика, мнения разделились примерно поровну.

Просмотров: 1640
Уже этой осенью в 32 российских вузах может начаться эксперимент, который СМИ называют «службой в рассрочку». Студенты при желании смогут пройти военную службу одновременно с учёбой, уделяя ей три месяца в году на протяжении трёх лет. Для того чтобы студенты служили не в ущерб законному отдыху, срок обучения в таком случае предполагается увеличить на полгода. STRF.ru опросил студентов и им сочувствующих, чтобы узнать их отношение к «службе в рассрочку». В начале опроса казалось, что большинство не поддержит эту идею, однако, как показала практика, мнения разделились примерно поровну.

«За»

Андрей Белоцерковский, ректор Тверского государственного университета:
 
– Если речь идёт о подготовке в рамках военной кафедры или военного центра в вузе, то, по-моему, это очень хорошее предложение. Оно позволяет совместить образовательную деятельность, которая идёт в университете, с некими практическими навыками, которые реализуются в войсках. Если это решение устроит, во-первых, Министерство обороны, а во-вторых – студентов, – это прекрасно.
 
У нас немалая часть студентов – мальчики (да и девочки, впрочем, тоже) – вполне себя видят в качестве резерва офицерского состава. И для этого военная кафедра является очень хорошим инструментом. Если будет реализована описанная схема, то есть, заканчивая вуз, можно будет получить фактически два образования, мне кажется, это будет очень востребовано.
 
Ещё раз подчеркну: речь идёт о тех ребятах, которые выбрали военную кафедру, то есть уже согласились на некоторую повышенную нагрузку. Они приобретают больший спектр компетенций. Конечно, это тяжелее. Но если это будет на добровольной основе, то бояться их перегрузить не надо. Есть люди, которые готовы на любую перегрузку, причём они способны её переварить и реализовать себя. Другое дело, если это станет обязательной и единственной формой обучения. У студента должен быть выбор – или он совмещает службу с учёбой, или выбирает старый способ: заканчивает военную кафедру и идёт два года служить офицером.
 
Артём Хромов, председатель Российского студенческого союза:
 
– Ректорское сообщество и военное ведомство недавно выступили с двумя инициативами. Одна из них – «научные роты»: для студентов будут созданы рабочие места в вузах, и они будут заниматься исследованиями в интересах военно-промышленного комплекса. В этом я вижу только положительную тенденцию.
 
Вторая инициатива – это «служба в рассрочку», когда студент будет служить в армии в течение обучения. Хочу отметить, что такая служба будет добровольным выбором каждого. Плюс нужно будет пройти конкурс.
 
Я сам закончил военную кафедру и считаю, что в принципе нет ничего плохого, если у студентов появится новая возможность выбрать, когда отдавать долг Родине. Конечно, игра по отношению к студентам должна быть честной, потому что если срок обучения в вузе будет увеличен, то студентам-контрактникам это влетит «в копейку». Будет изменена образовательная программа, что приведёт к тому, что студенты, проходящие военную службу, будут на год позже поступать в магистратуру, нежели все остальные. Всё это нужно учитывать.
 
Антон Бобков, председатель Студенческого совета – Сената РГСУ:
 
– Само по себе предложение о совмещении учёбы в университете и службы в армии мне нравится. Студентам наконец после окончания вуза не надо будет искать деньги на аспирантуру, чтобы «откосить» от армии, да и звание кандидата наук подрастёт в цене (тут я не про взятки, а про моральный аспект), ибо большинство нынешних аспирантов мужского пола московских учебных заведений абсолютно не скрывают, что идут в аспирантуру только для того, чтобы не служить. Но важно, как будет осуществляться сам процесс совмещения. Если это будет «учёба – сессия – армия – учёба – сессия – армия», то вариант абсолютно бесперспективный, поскольку студент будет находится в постоянном состоянии стресса и вряд ли будет хорошо учиться. Если же будут составляться индивидуальные графики службы для групп студентов (к примеру, студентов одной группы будут отправлять в одну и ту же часть, в одно и то же время, не разделяя), то толк может быть. Самый лучший вариант, с моей точки зрения, – это когда студент в армии будет проходить практику: технари – оружие разрабатывать, гуманитарии – стратегии составлять. К армии применимы, конечно, не все специальности, но всё же большинство. Плюс должна быть возможность закрепления на дальнейшей службе.

«Против»

Владимир Подольский, студент МГТУ имени Н.Э. Баумана, специальность «вычислительные машины, комплексы, системы и сети»:
 
– Забивать микроскопом гвозди – вот как коротко можно охарактеризовать эту инициативу. Она требует капитальной перестройки всего учебного процесса в вузе – будут расхождения в учебных планах с основным потоком студентов, это несомненно. Впрочем, оставляя этот вопрос проректору по учебной работе МГТУ, скажу с позиции студента.
 
Практически каждый студент престижного вуза заинтересован в том, чтобы не служить в армии, это ни для кого не новость. Даже с ростом зарплат в армии выпускник МГТУ будет получать в разы больше, работая по специальности, а потому, как говорили ректор МГТУ Анатолий Александров и экс-председатель студсовета МГТУ Павел Дермер, срочная служба – год потерянного времени. Но контрпредложение о «службе в рассрочку» от ректора ничуть не лучше. Сергей Шойгу на встрече со студентами МГТУ отметил, что: а) подписавшись на «службу в рассрочку» на первом курсе, нет шанса прервать её без негативных последствий; б) студент по окончании этой службы не получит офицерского звания (в случае войны будет призван рядовым). Кроме того, студент будет вынужден тратить три месяца в году на этот тип службы, что приведёт к невозможности подрабатывать во время учёбы: ни одного работодателя не заинтересует исчезающий на целых три месяца из поля зрения работник. Шойгу также подчеркнул, что на этот тип службы будут стараться набирать учащихся с выдающимися успехами. Если таких учащихся лишить военной кафедры (что сейчас и происходит), то они вынуждены будут идти на этот тип службы, из-за чего времени на научную работу и работу по специальности у них просто не будет. Очевидно, что их развитие затормозится. Это довольно топорный способ решения проблемы, и я бы на него не согласился. Студент-отличник, работаю, интенсивно занимаюсь научной работой и общественной деятельностью – у меня нет трёх лишних месяцев в году.
 
Эта инициатива продиктована безысходностью (сокращение военных кафедр), поэтому студенты, у которых не будет выбора «военная кафедра или служба», пойдут на эту инициативу.
 
Сам же Шойгу предложил на встрече адекватный альтернативный вариант – создание «научных рот». То есть, как я понимаю, в вузе спокойно учишься, а потом год занимаешься наукой на нужды армии, оборонной промышленности. По сути это та же самая советская система распределения по предприятиям. Но самое главное, что она рабочая: преимущества для студента – в виде стажа, оплаты труда (плюс время не теряется на плацу), преимущества для армии – в виде новых разработок военной техники и т.д.
 
Дмитрий, студент 5-го курса факультета философии и культурологи Южного федерального университета:
 
– Моё отношение к данному вопросу резко негативное. Потому что получается, что у студентов, которые занимаются на военной кафедре, в учебно-военных центрах, совсем не будет времени для отдыха. Если это будет добровольно, то тогда, конечно, ради бога. И тем не менее люди будут отрываться от учёбы. А ведь служба достаточно сильно отвлекает, можно сказать, меняет направление деятельности. Так что, мне кажется, это не очень хорошая практика при любом раскладе. Плохо, что будет удлиняться время учёбы. Мне кажется, среди студентов будет очень много недовольных и это спровоцирует протесты. Так что я бы не советовал.
 
Мы на занятиях военной кафедры и сборах прошли полноценную практику. И мне кажется, этого было достаточно. Иначе получается, что студенты каждую неделю посещают военную кафедру. Потом они ещё три месяца в году тратят на стажировку. Выходит даже больше, чем если бы человек просто сходил в армию. А он помимо военной специальности ещё свою специальность изучает, и на него получается двойная нагрузка.
Подробнее читайте на сайте STRF.ru

 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Комментарии Российской газеты к ФЗ «Об образовании»
Глава РАН: реформа академии наук не лишена логики, но нереализуема
Минобрнауки избавится от плагиата с помощью научного архива
В 2015 году начнется внедрение дифференцированной системы ЕГЭ
Второй Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов
Подписано соглашение о создании Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров
Ливанов: законопроект о РАН снимет барьеры между вузами и наукой
50 российских вузов предлагают вывести за город
Правительство РФ рассмотрит результаты мониторинга эффективности вузов
Аккредитация врачей начинается с 1 января 2016 года

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ