Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Студент в системе оценки качества образования

Статья по материалам Сводного аналитического отчета для конференции министров в Лёвене приводит анализ реализации принципов Болонского процесса в России (разработка системы степеней, практика признания квалификаций, содействие трудоустройству, совместные степени).

Просмотров: 2647

Равнение на студента

По материалам Сводного аналитического отчета-2009, подготовленного группой по сопровождению Болонского процесса для конференции министров в Лёвене.

Г.Н. Мотова, заместитель директора Росаккредагентства, доктор педагогических наук

Итак, Европа подвела итоги своих десятилетних усилий по созданию единого европейского пространства высшего образования. Общий вывод: Болонский процесс – одно из самых масштабных событий Европы начала века в ряду других интеграционных процессов, таких как Шенгенское соглашение или единая валюта. Процесс запущен, он охватил 46 стран, к настоящему времени приобрел уже необратимый характер, но очевидно, что к 2010 году завершен не будет. А значит, потребует уточнения и завершения уже поставленных задач и определения новых. И будет набирать скорость.

Первый шаг, как самое трудное, – позади: созданы европейские интеграционные структуры правительств, вузов, студенческих организаций, аккредитационных агентств, бизнес-сообществ; разработаны и широко доступны документы по выполнению отдельных соглашений, которые, в свою очередь, нашли отражение в законодательствах стран-участниц процесса. Повсеместно на всех уровнях организовано информирование и обсуждение болонских инициатив.

Каждые два года в течение последних десяти лет министры образования европейских стран собирались в рамках конференций для обсуждения и согласования действий с совершенно определенной задачей: что необходимо сделать, чтобы убрать барьеры для свободного перемещения образовательных программ и технологий, студентов и преподавателей, доверять качеству работы друг друга и полученным результатам, сделать европейское образование привлекательным для студентов из других регионов. Первые встречи ставили задачи, последующие – их уточняли, и, уже начиная с 2005 года, была введена система мониторинга достижения целей Болонского процесса, которая тоже во многом сыграла свою стимулирующую роль.

Для проведения мониторинга каждая страна представляла национальный отчет по строго заданной форме для проведения сравнений. Специально созданные рабочие группы под руководством Наблюдательной группы по сопровождению Болонского процесса (Bologna Follow-up Group) и финансовой поддержке Европейской комиссии разработали и использовали методику сравнения достижений стран-участниц по основным направлениям Болонского процесса. Результаты мониторинга теперь уже традиционно представляются в Сводном аналитическом отчете (Stocktaking Report) в целом по каждому показателю и по каждой стране в отдельности. Достижения оцениваются по пятибалльной цветовой шкале: от темно-зеленого цвета, соответствующего полному выполнению показателя, до красного, который означает, что страна еще не приступила или только-только приступила к выполнению обязательств по Болонскому соглашению.

Промежуточные итоги 2005 года, озвученные в отчете на конференции министров в Бергене, свидетельствовали о том, что процесс запущен. В Сводном аналитическом отчете 2007 года на встрече в Лондоне странамучастницам достаточно было продемонстрировать, что какая-то работа ведется или хотя бы законодательно закреплена. И только отчет 2009 года к очередной встрече министров в Левене стал более детальным, а критерии выполнения показателей более жесткими. Этим во многом объясняется, почему «болонский светофор» имел в 2007 году большую «пропускную способность». В 2009 м европейское поле высшего образования уже не выглядит таким «зеленым», притом что некоторые страны улучшили свои показатели.

В №31-м «АО», наш читатель имел возможность познакомиться с оценками, полученными Россией по результатам мониторинга в отчете 2009 года. Сегодня мы представляем общую картину достижений Болонского процесса по каждому из показателей, используя материалы Сводного аналитического отчета-20091.

Система степеней

По мнению авторов доклада, достижение цели создания системы степеней первого и второго циклов в высшем образовании в рамках европейского пространства – это всего лишь вопрос времени. В некоторых странах действительное число студентов, обучающихся по трехцикличной Болонской системе, включая аспирантуру (Ph.D.), остается относительно низким, в основном, потому, что они только внедрили программы бакалавриата и магистратуры. Для России этот показатель составляет менее 25 процентов, и, по требованиям отчета, такие показатели определяют красную зону. Хотя наши 7 процентов бакалавров – это полмиллиона студентов, и по количеству это вполне сравнимо с контингентом студентов отдельных европейских стран, тем не менее, относительный показатель очень низкий. Россия по этому показателю – единственная из всех 46 стран – получила «единицу» по шкале оценок в отчете.

Кроме того, в некоторых странах определенные регламентированные профессии (например, в сфере медицины) до сих пор не включены в двухцикличную систему. Что касается России, то отдельные специальности также не предполагается переводить в систему бакалавриата – магистратуры.

Общая картина в Европе, по отношению доступа к первому циклу, выглядит очень «зеленой», что предполагает отсутствие препятствий к доступу со стороны законода тельства. Тем не менее, достигнутые результаты не так значительны, как кажутся: выпускники некоторых стран должны соответствовать дополнительным требованиям: в частности, иметь хорошие экзаменационные баллы, а для второго цикла – окончить дополнительные курсы или иметь опыт работы, чтобы действительно получить допуск к следующему циклу даже в одной и той же области обучения. В других странах различные виды квалификаций одного цикла имеют разный уровень допуска на следующий цикл: например, введение двух уровней магистратуры с разными правами на рынке труда и доступа к третьему циклу. Это хорошо видно на примере четкого разведения академической магистратуры и профессиональной, ведущей к получению квалификации «мастер делового администрирования» МБА.

В целом, трудоустройство выпускников, особенно со степенью бакалавра, зависит как от установившихся традиций и практики разных стран, так и от эффективности реализации болонских реформ.

В реализации третьего цикла достигнуты определенные результаты: он постепенно входит в национальные структуры квалификаций как третья ступень высшего образования. В рамках третьего цикла широко используется система зачета учебной нагрузки ECTS, и модель трехлетней подготовки докторов наук (Ph.D.) становится все более распространенной. Однако авторы отчета отмечают, что в некоторых странах не до конца понимают необходимость решения такой важной проблемы, как трудоустройство выпускников докторантуры в академической среде и на производстве. Нет и единого понимания статуса кандидата в доктора, то есть аспиранта: их могут считать студентами, молодыми учеными или и теми, и другими, но именно от этого понимания, а еще больше – законодательного закрепления, зависят их права и возможности.

Структуры квалификаций и обучение в течение жизни

С 2007 года для создания национальных структур квалификаций были предприняты серьезные усилия и достигнуты определенные результаты. Процесс их самооценки на соответствие с Европейской структурой квалификаций высшего образования провели 6 стран, которые имели такие структуры уже к 2005 году. Однако окончание срока внедрения национальных структур квалификаций, определенное на 2010 год, кажется авторам доклада слишком амбициозным. Во многих странах этот процесс только начинается на уровне государственных органов управления образованием и даже не начался на уровне высших учебных заведений. Россия в данном случае тоже в числе тех стран, которые по этому показателю оказались в красном поле.

Такой показатель, как наличие системы для признания предыдущего уровня образования, в одних странах достаточно развит, в других – редко практикуется или вообще не существует вне формальной системы образования. Для внедрения системы признания предыдущего образования необходимо, в первую очередь, изменение позиции вузов в этом вопросе, а также связь системы зачета кредитных единиц с результатами обучения и разработка соответствующих методов для оценки всей совокупности результатов предыдущего обучения студента.

Очень немногие страны обеспечили взаимосвязь между гибкими формами обучения и своими национальными структурами квалификаций, чтобы открыть доступ к высшему образованию работающим людям и социально незащищенным группам населения.

Основная проблема в настоящее время заключается в том, что в попытке усовершенствовать свою деятельность по каждому отдельному показателю, многие страны рассматривают эти направления работы по отдельности, а не с учетом необходимости интеграции между национальной структурой квалификаций, результатами обучения и системой перезачета кредитных единиц ECTS, как предложено в Сводном аналитическом отчете 2007 года. Отчет 2009 года еще раз свидетельствует, что для полноценного внедрения культуры обучения в течение жизни (Life Long Leaning – LLL), основанной на системе оценки и признания результатов обучения, все еще требуется много усилий, и этот процесс также не будет завершен к 2010 году.

Гарантия качества

Во всех странах к настоящему времени введены системы внешней гарантии качества (Quality Assurance – QA), включающие самообследование и внешнюю оценку. Почти все публикуют результаты внешней экспертизы и проводят мероприятия по устранению сделанных замечаний и рекомендаций. Однако только в 15 странах была проведена внешняя экспертиза аккредитационных агентств, а это значит – нельзя утверждать, что все страны работают с учетом Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG), разработанных и принятых в 2005 году. Российское аккредитационное агентство (Росаккредагентство) прошло процедуру внешней экспертизы в ноябре прошлого года с итоговым выводом комиссии о существенном соответствии деятельности европейским стандартам, и этот факт во многом обеспечил светло-зеленый штрих (4 балла) в общей картине результатов.

Требование о проведении или назначении даты проведения оценки деятельности агентства гарантии качества переместило некоторые страны из «зеленой категории» в «желтую», по сравнению с 2007 годом.

Некоторые страны с небольшими системами высшего образования не имеют национальных агентств гарантии качества, но, тем не менее, осуществляют внешнюю экспертизу качества и участвуют в международной деятельности, используя другие формы.

В большинстве стран вузы ввели процедуры внутренней оценки гарантии качества, хотя они значительно различаются по эффективности. Во многих странах считают, что реализация внутренней системы гарантии качества сводится только к написанию отчета о самооценке для внешней экспертизы. И хотя системы внешнего признания программ и квалификаций хорошо развиты, далеко не всегда прослеживается взаимосвязь целей реализации программ с результатами обучения и методами измерения достижения предполагаемых результатов. Результаты обучения часто путают с общими задачами программы, которые не поддаются измерениям, а, следовательно, не могут использоваться в оценке знаний студентов.

В целом, с 2007 года был достигнут определенный прогресс в привлечении студентов к гарантии качества, однако студенты, в основном, привлекаются в качестве наблюдателей, не всегда участвуют в написании отчета о самообследовании и очень редко привлекаются непосредственно к экспертным процедурам.

С 2007 года наблюдается рост участия студентов в процедурах гарантии качества, однако анализ ответов на дополнительные вопросы показал некоторые пробелы в данном вопросе.

Рисунки 5 и 6 более детально показывают участие студентов на всех возможных уровнях. Только менее двух третьих стран привлекают студентов к управлению агентствами гарантии качества.

Активизировался процесс международного участия по таким важным направлениям деятельности, как членство зарубежных экспертов в экспертных комиссиях, членство в Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования ENQA (координирующей организации по гарантии качества в рамках Болонского процесса) и других международных сетях гарантии качества. Тем не менее, еще многие страны не являются полноправными членами ENQA. Только 22 страны из 46 имеют полное членство в ENQA2. Работа над наполнением Европейского реестра агентств гарантии качества (EQAR) началась только в 2008 году. И на данный момент в него включено лишь очень небольшое число агентств.

С появлением требования о международном участии в экспертных комиссиях и о членстве в международных сетях гарантии качества не ниже «желтого уровня», число стран в «оранжевой» категории с 2007 года существенно возросло.

Признание

Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) внедряется, но не столь широко, как можно было бы ожидать. Несмотря на взятые обязательства выдавать DS всем выпускникам автоматически и бесплатно на одном из распространенных европейских языков к 2005 году, только половина стран сумели это осуществить в полном объеме к 2009 году.

Хотя практически все национальные законодательства соответствуют Лиссабонской конвенции по признанию, предстоит еще много сделать для достижения единого подхода к признанию квалификаций внутри Европейского пространства высшего образования. Интерпретация принципов конвенции, процедуры признания документов об образовании и даже терминология в разных странах значительно разнятся. Процедуры признания используют результаты аккредитации образовательных программ, результаты обучения и уровень образования в качестве главных критериев. В отдельных случаях сначала рассматривают формальные вопросы: содержание учебных программ и продолжительность периодов обучения. К сожалению, вузы не до конца осознают дополнительные возможности конвенции, когда могут в полной мере использовать свою автономию для ускорения процедур признания иностранных квалификаций и, таким образом, обеспечения мобильности и своей собственной интернационализации. Некоторые страны нашли рациональное решение данной проблемы, включив процедуры признания квалификаций на институциональном уровне в перечень видов деятельности, оцениваемых в рамках внутренней и внешней гарантии качества.

ECTS является частью Болонского процесса с 1999 года, и «кредиты» широко используются для переноса и накопления зачетных единиц. Но в некоторых странах система ECTS еще не полностью внедрена. Основная проблема по внедрению ECTS – необходимость расчета полной учебной нагрузки студента и ее связь с результатами обучения.

В вопросах признания Россия находится в зеленой зоне, только благодаря подписанию Лиссабонской конвенции. Количество вузов, выдающих приложения к дипломам, в соответствии с европейскими требованиями, и количество вузов, использующих ECTS, относительно невелико, и эти показатели получили «желтые карточки».

Совместные степени

Совместные степени (joint degrees) присуждаются по результатам освоения совместных (идентичных) образовательных программ (joint programs) и фиксируются в совместном дипломе (joint diploma). Те международные инициативы, которые получили достаточную популярность в вузах России, приводят к выдаче двойных дипломов (double diploma). И эти два понятия нередко просто путают. Российское законодательство не ограничивает вузы в реализации межвузовских договоров и программ, но если речь идет об аккредитации вуза – главным условием является соответствие программы требованиям государственных образовательных стандартов, а если о выдаче диплома – государственный формат документа не предполагает наличие дополнительных записей, подписей, печатей.

Согласно национальным отчетам, три четверти стран внесли изменения в свои законодательства, чтобы предоставить возможность присуждения совместных степеней. Совместные степени вводятся во всех учебных областях, и чаще всего в машиностроении и естественных науках, экономике, бизнес-администрировании, социальных науках, информационных технологиях и медицинских науках. Также часто упоминаются страноведение Европы, подготовка учителей и исследования окружающей среды. Однако это разнообразие программ не свидетельствует о широком применении совместных степеней: не более 25 процентов вузов в половине стран-участниц сотрудничает в присуждении совместных степеней. Чтобы стимулировать этот процесс, предпринимаются меры не только на уровне законодательных актов, но и выделяется дополнительное финансирование для поддержки совместных программ, вводится технология гарантии качества/аккредитации совместных программ, разрабатываются кодексы хорошей практики и рекомендации по присуждению совместных степеней.

Социальное измерение

Почти все страны свидетельствуют о создании равных условий для участия в образовательном процессе, но очень немногие из них создали системы мониторинга по этому направлению. Всем странам предстоит проделать большую работу, прежде чем поступление в вуз, процесс обучения и завершение образования на всех уровнях будут отражены в отчетности, причем дифференцировано по группам обучающихся: по полу, возрасту, физическим или материальным ограничениям.

Национальные стратегии не учитывают социальное измерение в структуре квалификаций, концепции обучения в течение всей жизни, системе признания предшествующих периодов обучения, гибких образовательных маршрутах и поддержке мобильности. Отчеты «Eurostat» и «Eurostudent» являются первым шагом в ликвидации информационного пробела об уровнях участия и полученного образования в каждой стране.

Глобальное измерение

Болонский процесс, безусловно, усилил сотрудничество между странами, организациями и вузами внутри и за пределами Европы. Существенные достижения были достигнуты в области информационных технологий, взаимного содействия и признания образовательных технологий, политического диалога. Но если многие страны заявили о том, что они пропагандируют свои системы высшего образования на международной арене, то только некоторые из них уделяют внимание пропаганде европейского образования в мире.

Ближайшие тактические задачи

Учитывая, что практически по всем направлениям деятельности европейское пространство не сформировало «зеленого поля», а пестрит желтыми и красными цветами, в Сводном аналитическом докладе-2009 определены следующие ближайшие конкретные задачи.

  • Включить все области обучения в болонскую структуру степеней и пропагандировать значимость этих степеней как для трудоустройства, так и для доступа к следующему циклу.
  • Внедрить структуру квалификаций, которая включает все квалификации высшего образования.
  • Достигнуть единообразия в описании всех образовательных программ, основываясь на результатах обучения, чтобы увеличить прозрачность квалификаций и способствовать полному внедрению системы ECTS и европейского приложения к диплому.
  • Добиться полного выполнения всех трех частей ESG: для внутренней гарантии качества, для внешней гарантии качества и для деятельности агентств гарантии качества.
  • Активно разрабатывать и осуществлять согласованную и прозрачную деятельность по признанию квалификаций высшего образования, чтобы квалификация была равноценной на всем европейском образовательном пространстве.
  • Сделать обучение в течение жизни подлинной реальностью для всех граждан европейского пространства, способствовать тому, чтобы высшее образование стало доступным учащимся всех возрастов, внедрять гибкие пути обучения и содействовать признанию предшествующего образования.
  • Содействовать большей мобильности студентов внутри и между циклами, полностью реализуя потенциал трехцикличной системы, используя ECTS и поддерживая студентов, обучающихся за рубежом.
  • Собирать достоверные сведения по вопросам социальной защиты прав на высшее образование и мобильности студентов для оценки достижений.

Новые стратегические задачи

Мы представили задачи тактические: завершить то, что было определено Болонской декларацией 1999 года.

Стратегические задачи на последующее десятилетие были определены Сводным отчетом и легли в основу Левенского коммюнике 2009 года. Они имеют принципиально важное отличие не столько по содержанию деятельности, сколько по своей сути. Центральным объектом европейских инициатив становятся не изменения в технологиях обучения, структуре подготовки кадров, национальных системах образования и гарантии качества образования. В центре внимания – студент и его право на получение качественного высшего образования. Понятие «студент» в настоящее время кардинально изменилось, студентом может быть любой: без ограничений по полу, возрасту, гражданству, национальности, трудовой занятости, материальному положению, физическим ограничениям. Следовательно, основной задачей национальных систем образования должно стать обеспечение доступа к высшему образованию: создание условий для обучения различных групп граждан, система обучения в течение жизни, признание предыдущего образования, в том числе неформальных форм, и доступность последующего, свободное перемещение на территории Европы студентов и выпускников.

И еще одно стратегическое направление – результаты обучения, их объективность, прозрачность в оценке и сопоставимость по присвоенным квалификациям и выданным документам.

Таким образом, новые стратегические задачи Болонского процесса перемещают центр внимания в высшем образовании с традиционного подхода, ориентированного на преподавателя и учебное заведение, на подход, ориентированный на студента, от использования технологий, основанных на модели «входящая информация– содержание», к технологиям по модели «исходящая информация – результат». Такие подходы, по мнению министров образования, могут стать катализатором происходящих преобразований, наряду с кредитными единицами и новыми структурами квалификаций.

Сводный аналитический отчет 2009 года не предусматривал формальное статистическое сравнение результатов стран по разным показателям, тем не менее, из анализа национальных докладов видно, что самыми «успешными» странами, продемонстрировавшими наиболее высокие результаты, оказались страны, внедрившие результаты обучения в практику высшего образования. Эти страны, в целом, достигли поставленных задач во внедрении национальных структур квалификаций, обучении в течение жизни и признании предшествующего обучения. Их системы гарантии качества также являются более развитыми, и они полностью ввели у себя в стране европейское приложение к диплому и ECTS. Среди наиболее успешных «зеленых» стран Англия и Шотландия, Ирландия, Швеция и Швейцария, Португалия, Франция, Финляндия, Норвегия, Дания, Австрия, Нидерланды, из Восточной Европы – Румыния, Венгрия, Латвия и Эстония. А среди тех, кто получил два-три «красных шара», Азербайджан, Кипр, Греция, Мальта, Молдова, Словакия, Украина и Россия.

Вместе с тем, Россия за последние два года сделала существенный шаг вперед и перешла от слов к делу: от повсеместных дискуссий – к принятию однозначных законодательных решений. В 2007 году был принят целый ряд новых законопроектов в области образования, сделавших европейские инициативы обязательными и для российской высшей школы: переход на двухцикловую систему, введение федеральных государственных стандартов третьего поколения, предоставление права работодателей на участие в оценке образовательных программ и образовательных учреждений и другие. Активизировалась работа по созданию национальной структуры квалификаций.

Усилилась поддержка и со стороны государства: реализуется приоритетный национальный проект «Образование», созданы два новых федеральных университета в Сибирском и Южном федеральных округах, проведены конкурсы инновационных программ вузов и конкурс на статус национального исследовательского университета. Даже тот факт, что Национальное аккредитационное агентство прошло внешнюю экспертизу по технологии ENQA и получило статус полноправного члена ENQA, свидетельствует о его соответствии Европейским стандартам (ESG) и, как следствие, соответствии российской системы гарантии качества требованиям Болонского процесса.

  1. Перевод на русский язык В.И. Чепурных, методиста высшей категории Росаккредагентства, кандидата филологических наук, и Ю.А. Кошпаева, методиста Росаккредагентства.
  2. На момент подготовки материала Росаккредагентство получило полноправное членство в ENQA.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Конференция INQAAHE
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Слово редактора к №33
Болонский процесс: 15 лет интеграции
Болонский процесс: коммюнике министров образования
Россия в Болонском процессе
Кто кого: Россия в Болонском процессе
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Непрерывное образование как фактор устойчивого карьерного роста

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ