Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Студенчество: управление или самоуправление?

На сегодняшний день парламентский комитет по образованию демонстрирует эффективную законотворческую деятельность. Во многом благодаря «добротному» наследству от коллег – депутатов прежнего состава Госдумы РФ. На финишную прямую, в частности, вышел один из проектов «с трудной судьбой», принятие которого позволит установить правовой статус органов студенческого самоуправления в учебных заведениях.

Просмотров: 2927

Демократические институты студенчества должны обрести законодательную норму

На сегодняшний день парламентский комитет по образованию демонстрирует эффективную законотворческую деятельность. Во многом благодаря «добротному» наследству от коллег – депутатов прежнего состава Госдумы РФ. На финишную прямую, в частности, вышел один из проектов «с трудной судьбой», принятие которого позволит установить правовой статус органов студенческого самоуправления в учебных заведениях.

Птичьи права или законные основания?

На заседании комитета от 7 февраля рассмотрен законопроект «О внесении изменений в закон РФ «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части создания и деятельности студенческих советов)», первое чтение которого прошло в ноябре 2011 года. Справедливое решение судьбы этого документа вызывает оправданный интерес и обучающихся, и профессионально-педагогического сообщества. И вот утверждены таблицы поправок, и проект федерального закона рекомендован нижней палате парламента к принятию во втором чтении. Для справки, в названии законопроекта сделано важное уточнение – термин «студенческие советы» заменен на «советы обучающихся».

Стоит напомнить, что работа над упомянутым проектом закона шла в течение двух с половиной лет. Однако социальный заказ «постперестроечного периода», явственно витавший в атмосфере становления гражданского общества, упорно не поддавался законодательному воплощению.

Весьма точным определением состояния вопроса могло бы послужить название одного из круглых столов, прошедшего в Красноярске в рамках научно-практической конференции «Студенческое самоуправление в России: на птичьих ПРАВАх или на ЗАКОНных основаниях?» (март, 2011).

Процессы демократизации требуют

Некоторые поправки к законопроекту о студенческом самоуправлении были разработаны Красноярским научно-методическим центром поддержки и развития ССУ в составе рабочей группы Молодежной парламентской ассамблеи. Желающим принять участие в проекте «Студком: курсы эффективного студенческого самоуправления» предложено написать эссе на одну из тем:

• Что дает студенту участие в студенческом самоуправлении?
• Поддержка и развитие студенческого самоуправления в вузе: выгодно или невыгодно это руководству?
• Какую роль играет студенческое самоуправление в обществе и государстве?
• На каких базовых принципах должно строиться студенческое самоуправление?
• Возможно ли в российских вузах эффективное студенческое самоуправление?

Актуальность обсуждавшегося документа подчеркивал и список приглашенных. Так, в заседании комитета приняли участие заместитель председателя Госдумы РФ VI созыва Людмила Швецова, помощник министра образования и науки РФ Александр Страдзе и сотрудники министерства.

Совет Федерации представляли первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Лариса Пономарева, советник аппарата данного комитета Ольга Илюхина и помощник первого заместителя председателя Комитета СФ по социальной политике, ответственный секретарь Молодежной парламентской ассамблеи (МПА) при СФ Роман Резников.

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению законопроекта о студенческом самоуправлении, председатель комитета Александр Дегтярев отметил, что с целью доработки документа ко второму чтению была проделана значительная работа. Весомо и полно обобщил ее итоги руководитель рабочей группы по законопроекту Григорий Балыхин, представивший идею законопроекта и суть вносимых поправок, поступивших от Совета Федерации, Правительства РФ, общественных объединений.

Выступающий акцентировал, что главная задача всего «содеянного» состояла в законодательном установлении правового статуса органов студенческого самоуправления в учебных заведениях, поскольку «в принципе практически во всех вузах России органы студенческого самоуправления, в том числе и студенческие советы, созданы».

– Цель нашего законопроекта, – обобщил Г. Балыхин, – эту норму сделать законодательной. И мы этого добились.

Депутат напомнил и о том, что внесенных в Думу законопроектов, преследовавших эту цель, существовало два – 2008-го и 2009-го «годов рождения». По определению Г. Балыхина, одно из главных различий между ними в том, что, согласно первому, «создание студенческих советов и органов студенческого самоуправления было императивом», а, согласно второму, получившему шанс быть реализованным, «в высших учебных заведениях могут создаваться такие органы студенческого самоуправления». Авторами последнего проекта стали депутаты Г. Балыхин, В. Володин, Т. Воложинская, М. Мищенко, П. Тараканов, Н. Пугачева, И. Гильмутдинов, И. Яровая.

Г. Балыхин назвал причины, по которым, как выразился один из участников заседания, с принятием закона «мы поспешаем медленно»:

– Почему дискуссии, почему два с лишним года мы над ним работали? Потому что ректоры «ура» не кричали, профсоюзы тоже, вы знаете. Да, они не очень были довольны. Потому что, если честно сказать, это конкурент для студенческих профсоюзов. И мы это учитывали. Но Комитет по делам молодёжи и Общественная молодёжная палата, Дума – все в принципе сошлись на том, что нужно этот закон принимать и что студенческие советы как орган студенческого самоуправления должны иметь право на жизнь и свой статус в законе.

В контексте развернувшейся вслед за сообщением Г. Балыхина дискуссии отчетливо проявились острые углы положенной в основу обсуждаемого законопроекта концепции, вызвав у собравшихся ряд вопросов.

По итогам Всероссийского студенческого форума (Барнаул, октябрь-ноябрь, 2011) его участники, представлявшие 74 субъекта РФ из 8 федеральных округов, подготовили обращение к Президенту России, в котором сделан следующий вывод:

• Студент XXI века – человек, который не живёт в «обществе уравниловки». Имея возможность для реализации себя в науке, культуре и спорте, он должен доказать, что лучше других и способен решать сложные задачи. Среди многочисленных предложений участников форума – проведение федерального конкурса органов студенческого самоуправления с выделением грантов победителям.

Виктора Шудегова, заместителя председателя комитета, интересовал ответ на вопрос, почему в документе используется понятие «совет обучающихся как орган управления образовательного учреждения», а не «орган самоуправления»:

– Любой ректор вам скажет, это означает фактически дополнительный орган управления.

Председательствующий заседания заострил этот вопрос:

– Это управление или самоуправление?

Отвечая, руководитель рабочей группы Григорий Балыхин заметил, что эта тема была предметом серьезной дискуссии и долгих размышлений. Он уточнил:

– Относительно того, что ректоры где-то не согласятся с появлением у них ещё одного органа управления и так далее, хотим мы этого или не хотим, но самоуправление или управление – это орган управления.

По этому вопросу значимой представляется точка зрения председателя комитета по образованию Александра Дегтярева:

– По поводу управления и самоуправления. Процессы демократизации требуют того, чтобы мы в свете ожиданий гражданского общества действительно предоставили этому институту, вузовской молодёжной среде, именно статус органов управления. Самоуправление не противоречит термину «управление».

Он разъяснил свою позицию:

– Они (советы обучающихся. – Ред.) будут заниматься как внутристуденческими проблемами и их рассматривать, так и вопросами управления вузом наравне с попечительским, учёным советами вуза, и будут обладать правом субъекта законодательной инициативы… Как пропишут в уставе (учебного заведения. – Ред.). Мы надеемся на это.

Депутаты, после довольно острого обсуждения тонкостей значения слов «самоуправление» и «управление», согласились с тем, что формулировки, нашедшие отражение в тексте законопроекта, преследовали цель снять разночтения в терминологии, использующейся в других законах Российской Федерации. Именно поэтому, как стало понятно, принято решение в пользу исключения словосочетания «общественная организация», поскольку последняя является прерогативой закона «Об общественных объединениях». Именно поэтому студенческий совет – в новой терминологии «совет обучающихся» – получает статус органа управления внутри образовательного учреждения. При этом имеется в виду, что обучающиеся – это не только студенты, а все категории обучающихся, присутствующие в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Таков, отметим, был смысл поправок, предложенных Советом Федерации, о чем доложила в своем выступлении Лариса Пономарева.

Важно опережать события

Из рекомендаций участников круглого стола в СФ на тему «Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспективы развития» (февраль, 2011):

• Со вступлением России в Болонский процесс обязательным условием аккредитации и аттестации учебного заведения становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. В связи с чем студенческое самоуправление по праву может рассматриваться как одна из форм воспитательной работы, направленной на формирование всесторонне развитой, творческой личности, подготовку студентов к будущей самостоятельной жизни, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Определившись с терминами «самоуправление/управление», депутаты и присутствовавшие на заседании вступили в бой за выбор формулировки «могут/должны», ведь известно – «что написано пером»… Действительно, какой из терминов точнее, когда речь идет о создании в учебных заведениях советов обучающихся?

Свою позицию сформулировал Александр Дегтярев:

– По поводу «могут» и «должны». Речь идёт вот о чём: формулировкой «должны» мы ущемляем академические свободы вузов, предписывая им определённые статьи их устава, что, вообще говоря, противоречит нашему законодательству: вуз вправе сам создавать свои структурные подразделения, в том числе и общественные.

Лейтмотивом выступления Людмилы Швецовой могут служить слова:

– Мы, я надеюсь, все хотим, чтобы студенческое самоуправление развивалось и развивалось активно.

Однако главное, с точки зрения заместителя председателя Госдумы, – это «политическая воля, которая иногда должна предшествовать закону».

Людмила Ивановна добавила, что, работая заместителем мэра Москвы, лично содействовала развитию студенческого самоуправления.

Принятие закона позволит продолжить начатую работу, подвела итог своему выступлению заместитель председателя Госдумы, – и министерству образования и науки, и общественным организациям.

На вопрос председательствующего: «А что по этому поводу думает молодежь?» – ответил Роман Резников, ответственный секретарь Молодежной парламентской ассамблеи. Он сообщил, что специально по этому вопросу при МПА была создана рабочая группа, которая также выработала собственные поправки к законопроекту.

Роман Резников привел следующие факты: на сегодняшний день в России создано уже 800 студенческих советов. Вопрос законодательного закрепления их статуса поднимается с 2006 года. Очень правильно, по мнению Р. Резникова, что студенческие советы «выводят из общественных организаций в органы самоуправления учебным заведением».

– С профсоюзами здесь смешивать абсолютно не нужно, – заявил Р. Резников, – потому что профсоюз – это абсолютно другая организация, имеющая свои цели и задачи. Сейчас очень много студентов, которые учатся на коммерческой основе и не являются членами профсоюза, они в первую очередь хотят создавать такие формы.

Представитель молодого поколения поддержал старших товарищей:

– Сегодня развивающаяся общественно-политическая ситуация говорит о том, что очень важно опережать события. Поэтому студенческий совет – это еще и форма развития гражданского общества.

При принятии решений важно помнить и о том, подчеркнул ответственный секретарь МПА, что, согласно недавно вышедшим известным постановлениям Правительства РФ, стипендиальный фонд должен распределяться с участием органов студенческого самоуправления.

Из интервью Антония ШВИНДТА, председателя Всероссийского студенческого союза (октябрь, 2011):

• «Студенческое самоуправление в России должно пройти «перезагрузку». <…> Мы должны понять: студенческое самоуправление – это решение студентами собственных проблем в партнёрстве с органами власти, разными организациями, бизнесом».

Помощник министра образования и науки РФ Александр Страдзе, курирующий вопросы работы со студенчеством, проинформировал собравшихся, что сегодня в министерстве действует совет по развитию студенческого самоуправления в вузах и ссузах Российской Федерации.

– В рамках работы этого совета, – сказал А. Страдзе, – разработаны уже проектный документ, рекомендации, которые будут направлены в ближайшее время в органы студенческого самоуправления, в вузы Российской Федерации с целью разъяснения всех положений, прав и свобод студентов.

Напомним, что основными задачами созданного при Минобрнауки совета по развитию студенческого самоуправления в вузах и ссузах РФ являются: совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях; разработка стратегических направлений и совершенствование научно-методического обеспечения развития студенческого самоуправления; формирование критериальных показателей оценки эффективности работы его органов.

По мнению помощника министра, отработанный и проанализированный, законопроект при обретении статуса федерального закона станет серьезным толчком к развитию демократических институтов студенчества.

Во втором чтении этот законопроект был принят Госдумой РФ 14 февраля 2012 года, и на сегодняшний день ждет заключительного, третьего прочтения, которое состоится в рамках весенней сессии.

Из текста законопроекта, подготовленного к третьему чтению, следует: «В образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в качестве органа управления образовательного учреждения может создаваться совет обучающихся. Совет обучающихся действует в соответствии с уставом образовательного учреждения, а также положением об указанном органе, утвержденным в порядке, установленном уставом образовательного учреждения».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Комитет по образованию ГД: впереди большая работа
ГТО: перезагрузка
Итоги весенней сессии 2010 Комитета по образованию ГД РФ
Бюджет 2012. Образование
Государственная Дума: итоги и перспективы
Студенчество: управление или самоуправление?
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Внедрение нормативно-подушевого финансирования - скальпель или гильотина?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ