Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника

Статья о пользе студенческого самоуправления и условиях, необходимых для его формирования. Автор подробно описывает эти процессы на примере УГТУ-УПИ и приводит результаты исследований конкурентоспособности студентов в зависимости от их участия и неучастия в студенческом самоуправлении.

Просмотров: 5327

А.В. Пономарев, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике УГТУ-УПИ, кандидат химических наук, доцент

Для целенаправленного формирования системы студенческого самоуправления в вузе необходимо обеспечить соответствующие организационные и педагогические условия. Уральским государственным техническим университетом – УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина накоплен богатый опыт по созданию и реализации этих условий. Проведена работа по их дифференциации.

К организационным условиям мы относим, прежде всего, структуру органов студенческого самоуправления, ее финансовое и информационное обеспечение, документирование системы студенческого самоуправления, управленческие и информационные технологии деятельности органов студенческого самоуправления.

К педагогическим условиям относим наличие в университете учебно-методических и практических пособий по организации деятельности студенческого самоуправления, а также программных документов: концепций, программ, планов, положений, приказов; обеспечение повышения квалификации организаторов и специалистов студенческого самоуправления; наличие разнообразных форм и интерактивных методов обучения, ориентированных на создание ситуации успеха лидеров, обеспечение мониторинга ценностно-смысловых ориентаций студентов, эффективности форм и методов работы органов студенческого самоуправления, обеспечение многообразия форм творческой деятельности студентов в вузе, развитие творческого потенциала и лидерских качеств личности.

На основании созданных условий в вузе сегодня системно существуют, взаимодействуют друг с другом и активно развиваются такие формы студенческого самоуправления, как профсоюзная студенческая организация – союз студентов, молодежное движение студенческих отрядов, спортивный клуб, студенческий уборочный отряд, студенческий отряд охраны правопорядка, разнообразные творческие коллективы и т.п. (см. рис. 1).

Правами социального партнера администрации в университете обладает профсоюзная студенческая организация, выстраивающая свою деятельность на основе коллективного соглашения с администрацией. За время своего существования и активной деятельности она прошла несколько этапов развития, отражающих общие тенденции становления и развития студенческого самоуправления в России.

В январе 1989 года президиум Республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки одобрил и рекомендовал для практического применения в вузах России опыт работы студенческого профкома УПИ по развитию студенческого самоуправления.

В настоящее время, в соответствии с п. 1 .3. устава университета, профсоюзная студенческая организация выступает в качестве полномочного представителя коллектива студентов при разработке и заключении коллективного соглашения с администрацией вуза, а также при ведении переговоров по решению социально-экономических вопросов.

Сегодня в состав профсоюзной организации входит более 11 тыс. студентов. Как союз студентов организация поддерживает общественно значимые инициативы студенческой молодёжи, помогает всесторонне развивать творческую активность студентов в области образования, культуры, спорта и профессионального роста. Целью деятельности является создание единой корпоративной студенческой среды в УГТУ-УПИ для поддержки инициативы и развития студенческого потенциала, защиты социально-экономических прав и интересов, повышения комфортности обучения и качества получаемого образования, формирования у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного общества. Кроме своей прямой обязанности – защиты студенческих прав и интересов, профсоюзный комитет студентов включил в сферу своей деятельности такие направления, как организация досуга и оздоровления, патриотическое воспитание студентов, студенческая наука.

Одной из действенных и перспективных форм организации внеучебной работы со студентами в университете является молодежное движение студенческих отрядов (МДСО), действующее на основании устава. В университете действует 46 отрядов с общей численностью в подготовительный период свыше 1,2 тыс. студентов. Работа в этих сообществах позволяет студентам поднять свой материальный уровень, приобрести дополнительную профессию, овладеть навыками управленческой деятельности, работы в коллективе, организовать досуг, раскрыть творческий потенциал и т.д.

Важным направлением деятельности студенческого самоуправления в УГТУУПИ является организация спортивномассовой работы. В вузе активно работает спортивный клуб, занимающийся организацией студенческих спортивномассовых мероприятий различного уровня. Ежегодно, в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий, реализуется комплексная программа «Развитие физической культуры среди студентов». Составной частью ее является 58 спортивно-массовых мероприятий: фестивали, турниры, первенства, чемпионаты, универсиада, спартакиада, спортивные праздники. К наиболее крупным относятся «Всероссийский день бега – Кросс наций» – около 6,5 тыс. участников, Всероссийские экстремальные игры «УПИ-Х-Games» – около 350 участников, открытый Кубок Урала по тайскому боксу – около 200 участников, спортивный праздник «УПИйские старты» – около 6,3 тыс. участников. Общее количество студентов, сотрудников и аспирантов, ежегодно принимающих участие в спортивномассовых мероприятиях, превышает 6 тыс. человек.

Спортивно-массовая работа в УГТУУПИ является основой для развития спорта высших достижений. Студенты университета входят в состав национальных сборных команд по 15 видам спорта. Среди них победители и призеры первенств России, Европы, мира, всемирных универсиад.

Важным элементом системы студенческого самоуправления в УГТУ-УПИ является самоуправление в студенческих общежитиях. Совет студенческого корпуса (ССК) занимается решением множества вопросов быта и отдыха студентов в общежитиях. Однако самоуправление в общежитии решает не только задачи улучшения бытовых условий. ССК призвано организовывать самообслуживание проживающих, проводить культурно-массовые, спортивные мероприятия, участвовать в охране общественного порядка, формировать ремонтные бригады силами студентов.

Одной из успешных форм студенческого самоуправления в вузе является студенческий уборочный отряд (СУО УГТУУПИ).

Организованный при поддержке профкома студентов студенческий отряд охраны правопорядка УГТУ-УПИ (СООПР) является сегодня самоуправляющейся структурой и действует на основании своего положения. Командир СООПР входит в состав профкома студентов прямым делегированием. Отряд насчитывает около 100 бойцов. Основными задачами его являются круглосуточная охрана правопорядка в студгородке, охрана порядка на культурно-массовых мероприятиях, а также совместно с сотрудниками РУВД осуществляется патрулирование одного из районов Екатеринбурга, проводятся рейды по общежитиям с целью выявления и ликвидации точек распространения наркотиков.

Особое внимание в университете уделяется развитию клубов и творческих коллективов. Активно действуют и развиваются клуб туристов «Романтик», клуб интеллектуальных игр, клуб ролевых игр и исторического фехтования «КРИиИФ», рок-клуб «Шторм». Их работа является наглядным примером реализации на практике принципа самоуправления в вузе: студенты сами определяют направление развития сообщества на ближайшую и долгосрочную перспективы, составляют план мероприятий, занимаются творческой деятельностью, организуют рабочие встречи и совместный досуг.

Наряду с клубами, в вузе действует 15 творческих общевузовских коллективов: народный коллектив «Театр хореографической пластики «Визави», команда КВН «Уральские пельмени», студенческий хор, вокально-хоровая студия «Девчата», студия спортивного бального танца, народный коллектив «Студенческий драматический театр «Старый Дом» и многие другие.

В университете активно действуют и другие органы студенческого самоуправления.

Таким образом, УГТУ-УПИ имеет сложившиеся традиции развития системы студенческого самоуправления. Основным принципом ее организации и развития в вузе всегда был и остается принцип многообразия форм и направлений деятельности, комплексный, системный подход к реализации социально значимых проектов. По нашему мнению, наиболее эффективным способом развития студенческого самоуправления в вузе является создание условий для работы и взаимодействия разных организаций и органов студенческого самоуправления. Благодаря такому подходу, обеспечивается комплексность, многомерность, устойчивость системы студенческого самоуправления, взаимодополняемость ее элементов.

Это подтвердили комплексные социологические исследования деятельности органов студенческого самоуправления университета, проведенные нами в 2006 году.

Их результаты показали, что деятельность органов студенческого самоуправления создает в вузе среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов, способствует повышению их конкурентоспособности. Так, по результатам анкетирования студенческого актива УГТУ-УПИ (230 представителей органов студенческого самоуправления), 6 процентов респондентов считают, что участие студентов в деятельности органов студенческого самоуправления в значительной степени способствует формированию лидерских качеств [2 ].

В сентябре-ноябре 2006 года посредством тестирования был измерен уровень конкурентоспособности студентов вуза – представителей органов студенческого самоуправления, а также студентов, не занимающихся активной общественной деятельностью. Кроме того, в ходе анализа результатов исследования сравнивалась степень сформированности личностных качеств студентов-представителей различных органов студенческого самоуправления и студентов, не участвующих во внеучебной деятельности.

В исследовании приняли участие 720 студентов (представители профкома и профбюро факультетов – 31 процент от общего количества респондентов; представители студенческих отрядов – 1 процентов; представители студенческих советов корпусов /общежитий/ – 11 процентов; студенты 17 факультетов и институтов, не участвующие в работе органов студенческого самоуправления – 46 процентов).

При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности студентов вуза за основу взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева [1], как наиболее полно, по нашему мнению, отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности, В.И. Андреев выделяет десять системообразующих и приоритетных. Конкурентоспособность личности характеризует, по его мнению, синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, стремление к непрерывному саморазвитию и ряд других.

Вопросы анкеты были направлены на выявление уровня сформированности у каждой из вышеперечисленных групп студентов этих качеств. После анкетирования был проведен анализ результатов. Результаты представлены в таблице 1.

Исследование выявило, что по всем ключевым показателям студенты, не принимающие участие в работе органов студенческого самоуправления, уступают студентам-активистам. Разрыв в сформированности некоторых качеств наиболее заметен. Так, по результатам исследования, неактивисты значительно проигрывают в вопросах проявления инициативы (инициаторами нововведений в коллективе выступают лишь 38 процентов респондентов, по своей инициативе участвуют в дискуссиях, семинарах, конференциях – 46 процентов), высказывания открыто своего мнения (53 процента), умения быть в кругу друзей «душой компании» (54 процента).

В то же время данная группа респондентов практически не уступает по уровню представителям студенческого самоуправления в способности систематически заниматься самообразованием, саморазвитием (36 процентов), в стремлении к высокому качеству конечного продукта (48 процентов).

Результаты исследования позволяют также проследить, на какие качества студента влияет его участие в том или ином органе студенческого самоуправления. Так, у представителей профкома и профбюро факультетов наиболее сформированы осознание своих целей на ближайшие два-три года (67 процентов), способность в сложной ситуации найти простое и оригинальное решение (68 процентов), способность открыто высказывать свое мнение (77 процентов), умение установить контакт с новыми людьми (88 процентов).

Деятельность студента в студенческом отряде помогает ему в большей степени сформировать такие качества, как энергичность, способность довести начатое дело до конца (89 процентов), способность в дискуссиях и спорах отстоять свою точку зрения (70 процентов), умение в кругу друзей быть «душой компании» (75 процентов), способность не втягивать себя в конфликты (71 процент).

Сильной стороной представителей студенческих советов корпусов (общежитий) являются способности быстро осваивать новые виды деятельности (87 процентов), брать на себя ответственность (87 процентов).

В соответствии с методикой В.И. Андреева, нами была выявлена степень сформированности качеств личности представителей анкетируемых групп. Шкала показателей – от 1 до 15 баллов.

Таким образом, участие студентов в деятельности тех или иных органов студенческого самоуправления влияет на развитие определенных качеств личности.

На рисунке 2 показан уровень конкурентоспособности студентов УГТУ-УПИ по качествам личности.

По той же методике, уровень конкурентоспособности, определяющийся комплексом вышеперечисленных качеств личности, может быть представлен общим суммарным показателем. Он определяется по шкале от 30 до 150 баллов.

Средний показатель конкурентоспособности представителей тестируемых групп представлен на рисунке 3.

Представители студенческих отрядов – 126 баллов (высокий уровень конкурентоспособности), представители профкома студентов и профбюро факультетов – 124,3 балла (высокий уровень конкурентоспособности), представители ССК общежитий – 119 баллов (уровень конкурентоспособности выше среднего), не являющиеся представителями органов студенческого самоуправления студенты – 107 баллов (уровень конкурентоспособности чуть выше среднего).

Таким образом, представленные выше результаты исследований свидетельствуют о значительно более высоком уровне конкурентоспособности участников студенческого самоуправления, по сравнению со студентами, не участвующими в нем. Кроме того, выявленная дифференциация развития определенных качеств личности, в зависимости от участия в работе определенного органа студенческого самоуправления, также подтверждает целесообразность принципа многообразия форм студенческого самоуправления в современном вузе как фактора повышения конкурентоспособности выпускника.

Литература

  1. Андреев В.И. Конкурентология: Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.
  2. Пономарев А.В., Бердников М.А. Формирование лидерских качеств как фактор повышения конкурентоспособности специалистов // Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях: Материалы Международной науч.-практ. конф. 12 -13 октября, г. Омск. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 308 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Многовариантность образовательного пространства
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Организация студенческого самоуправления в УГЛТУ
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Методология создания единого воспитательного пространства
Реализация программы «Студенческое самоуправление»
Ставка на патриотическое воспитание
КГСХА - Академия добрых дел

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ