Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Вектор отраслевого развития

Стратегия Ставропольского государственного аграрного университета направлена на создание условий для высокого качества образования и дальнейшей успешной карьеры выпускников. По итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минобрнауки РФ, университет стабильно входит в тройку лидеров сельскохозяйственных вузов страны.

Просмотров: 399

Вектор отраслевого развития

Стратегия Ставропольского государственного аграрного университета направлена на создание условий для высокого качества образования и дальнейшей успешной карьеры выпускников. По итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минобрнауки РФ, университет стабильно входит в тройку лидеров сельскохозяйственных вузов страны.

Известно, что 2015 год является юбилейным не только для университета, но и ректора – доктора сельскохозяйственных и экономических наук, профессора Владимира ТРУХАЧЕВА, ответившего на вопросы корреспондента «АО».

Владимир Трухачев

ТРУХАЧЕВ Владимир Иванович – ректор Ставропольского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных и экономических наук.

Родился в 1955 году в Новокузнецке Кемеровской области. Окончил ветеринарный факультет Ставропольского сельскохозяйственного института (ныне – Ставро­польский ГАУ). Трудовую биографию начал старшим ветврачом гос­племптицзавода «Кубань» в Невинномысске. После службы в армии работал в органах ВЛКСМ и КПСС Ставропольского края (1979-1986). В дальнейшем занимал руководящие должности в Грачевском районе Ставропольского края (1986-1999). С 1999 года – ректор Ставропольского ГАУ. Профессор, член-корреспондент РАН.

Основные направления научных исследований: биологические и физиологические особенности тонкорунных овец и свиней в связи с кормовыми рационами, влияние инерции трендов циклической динамики на траекторию посткризисного развития аграрной сферы экономики России и её регионов.

Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Почетный работник науки и техники РФ. Почетный работник агропромышленного комплекса России. Почетный гражданин Ставропольского края. Герой труда Ставрополья. Председатель Совета ректоров вузов Ставропольского края. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы, Почетной грамотой Президента РФ «За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность» (2015).


– Владимир Иванович, в октябре 2012 года премьер­министр РФ Дмитрий Медведев вручил вам правительственную премию в области качества. И возглавляемый вами Ставропольский государственный аграрный университет известен в профессиональной среде многими знаковыми достижениями в этой сфере. Будет ли справедливым утверждать, что качество является основой, на которой строится вся многогранная деятельность вуза?

– В сентябре 2015 года университет отметит восьмидесятипятилетний юбилей. Анализируя итоги пройденного пути, мы с уверенностью можем говорить, что качество – это синергия определенных знаний, ценностей, активной гражданской позиции, сложившихся социально­профессиональных связей студентов, сотрудников, выпускников вуза. Это важно и для общества, в котором мы живем. Очевидно, что студенты, привыкшие за время учебы жить и учиться в условиях комфорта и свободы творчества, став полноправными специалистами, не захотят жить по-другому. У них уже сформирована потребность к высокому качеству в любой деятельности, которой они занимаются, их учили тому, как этого качества достичь – быть активными, использовать каждый шанс для личного и профессионального развития, действовать в команде, планировать будущее и работать на результат. И сегодня это отличает наших выпускников на рынке труда.

– С точки зрения одного из ваших коллег, ректора Грозненского ГНТУ Хасана Таймасханова, эффективным можно назвать вуз, самостоятельно зарабатывающий средства на образование и науку.

– Разделяю это убеждение. В соответствии с этой формулой эффективности в Ставропольском ГАУ корректируется стратегическая программа развития на период до 2018 года. Инвестирование проектов и разработок университета со стороны заинтересованных организаций – главный показатель не только востребованности научных исследований ученых, но и качества образования в целом. За этим стоит высокий потенциал профессорско-преподавательского состава, мощный комплекс лабораторно-­технической и программно-методической базы, конструктивное сотрудничество с организациями различных сфер деятельности, организационная культура – словом, все, что по совокупности показателей характеризует ведущий вуз.

– Вы имеете большой опыт управленческой работы. Служит ли он опорой сегодня, или каждая новая должность требует поиска новых подходов к работе? Разделяете ли вы утверждение, что современный ректор должен быть, прежде всего, эффективным менеджером?

– Успеха в любом деле может добиться только тот человек, который находится в постоянном поиске. Безусловно, весь предыдущий опыт, полученный мною, служит хорошим подспорьем в деятельности на посту ректора крупнейшего вуза юга России. Эта работа невозможна без решения задач, связанных с подбором и расстановкой кадров, строительством новых и ремонтом имеющихся зданий и сооружений, оснащением лабораторий современным оборудованием, и еще многих других хозяйственных, правовых, экономических вопросов.

В развитии новых подходов к управлению университетом мы опираемся на модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества, основные идеи которой реализуются конкурсом Правительства РФ в области качества. Успешное внедрение подтверждено результатами деятельности вуза и победами в российском и европейском конкурсах менеджмента качества. Ставропольский ГАУ – единственный на юге России вуз, являющийся дважды лауреатом премии Правительства РФ в области качества (2005, 2011), призером и победителем приза EFQM (2010, 2013).

В 2008 году Ставропольский государственный аграрный университет успешно завершил реализацию программы «Инновационная модель образовательно-научно-производственного кластера для формирования эффективной системы подготовки кадров аграрного сектора экономики». Грант национального проекта «Образование» позволил создать 48 инновационных структурных подразделений, многие из которых по своему оснащению не имеют аналогов в России. Среди них учебно-научно-производственный агроинженерный комплекс, региональный центр ветеринарной медицины, центр моделирования управленческих технологий, лаборатория кадастра и землеустройства.

– Каковы принципы построения научно-исследовательской деятельности в вузе? Расскажите о достижениях научных школ Ставропольского ГАУ последнего времени. Как привлечь молодежь в науку?

– Университет сегодня является ядром инновационно-образовательного кластера в Северо­-Кавказском регионе и обеспечивает интеграцию образовательной и научной деятельности, играя роль технологической базы для проведения исследований и коммерциализации их результатов. В вузе сформировано новое поколение фундаментально подготовленных специалистов с прочными практическими навыками, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, готовых взять на себя ответственность за социальные и экономические изменения в СКФО.

Научная деятельность в аграрном университете построена по принципу комплексности исследований – это дело всей нашей жизни. Работа ведется 38 сложившимися научными коллективами по 11 направлениям, в том числе и по проблемам импортозамещения.

Например, в области растениеводства нашими учеными разработана адаптивная система земледелия, предусматривающая биологизацию, сохранение плодородия почв и ресурсосбережение. Элементы ее внедрены на юге России на площади более 1 млн. гектаров. Выведено 15 сортов сельхозкультур, причем каждый четвертый гектар озимых пшеницы и ячменя в Ставропольском крае засевается нашими сортами. Выведенные учеными университета сельхозкультуры успешно возделываются во всех регионах Северо­-Кавказского и Южного федерального округов, а также хорошо зарекомендовали себя в Киргизии, Казахстане, Турции.

Также в Ставропольском ГАУ разрабатываются и внедряются новые почвообрабатывающие машины, их рабочие органы и комплектующие к ним. Их применение обеспечивает повышение урожайности, существенно снижает энергозатраты при возделывании сельхозкультур, позволяет экономить ресурсы.

Мы стремимся поддержать талантливую молодежь и для этих целей пять лет назад учредили конкурс на соискание гранта и премии университета в области науки и инноваций для молодых ученых. Начиная с 2010 года, насчитывается уже более 100 лауреатов, а общий призовой фонд в 2015 году составил порядка 2 млн. рублей. Молодежь активно привлекается к участию в программе «У.М.Н.И.К» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Так, в 2014 году обладателями этого гранта стали 12 студентов, аспирантов и молодых сотрудников вуза, а за всю историю существования конкурса, начиная с 2007 года, в активе университета 92 победителя.

Территория Ставропольского ГАУ неоднократно становилась площадкой для научных и инновационных соревнований. Университет трижды принимал конкурс «У.М.Н.И.К». На базе вуза проводится финальный этап конкурса Мини­стерства сельского хозяйства РФ на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых.

Мы не жалеем средств для обеспечения научной мобильности молодых учёных. Направляем начинающих исследователей для участия в конкурсах, конференциях, конгрессах, салонах и школах молодых учёных различного уровня – региональных, всероссийских, международных.

Нет сомнения, у нас всё получится. Молодежь на деле доказывает готовность влиться в ряды научной элиты ведущего аграрного вуза России, делая уверенные шаги.

– Являясь известным ученым, удовлетворены ли вы результатами воплощения в жизнь ваших научных идей? Что входит в область научных интересов сегодня?

– Наука притягивала меня всю жизнь. Работая и председателем колхоза им. Чкалова, и руководителем маслосырзавода «Кугультинский», и главой Грачевской районной администрации Ставропольского края, всегда стремился советоваться с самыми именитыми учеными, принимать научно обоснованные решения, внедрять рационализаторские предложения. Поэтому, возглавив в 1999 году Ставропольский государственный аграрный университет, который тогда переживал фазу острого кризиса, дал себе твердую установку – вуз обязательно должен стать ведущим научно-образовательным кластером России.

В Ставропольский ГАУ пришел уже состоявшимся ученым – доктором сельскохозяйственных наук, поэтому, возглавив научную школу в области кормления сельскохозяйственных животных, нацелил коллектив ученых на решение актуальных проблем по данному направлению. В соответствии с этим проводится комплексный анализ питательных и биологически активных веществ, разрабатываются научно обоснованные рационы кормления для специфических условий конкретных хозяйств и рекомендации по технологиям кормления, способствующим увеличению продуктивности животных и рентабельности животноводства до 30-50 процентов.

Одно из направлений деятельности нашей научной школы – оказание консультационных услуг сельхозпроизводителям ряда районов края. Например, для колхоза­-племзавода «Казьминский», крупнейшего в Северо-­Кавказском регионе производителя молока, разработаны технологии кормления, внедрение которых позволило увеличить валовое производство молока практически на 5 тыс. тонн, или на 46 процентов, при уменьшении поголовья с 2600 до 2280 коров и улучшении качества молока. Общий экономический эффект от внедрения разработок кафедры составил 53,8 млн. рублей, из них 13,8 млн. – дотации на производство молока, а 40 млн. – прибыль от его реализации.

Совместно с всероссийскими НИИ овцеводства и козоводства, мясного скотоводства завершена работа по созданию «дмитриевского» типа герефордской породы мясного скота. Это первое селекционное достижение в области скотоводства в Ставропольском крае. Отличительные признаки породы – увеличение мясной продуктивности на 12,6 процента, а также среднесуточные привесы – в среднем 1,2 кг, а у лучших животных – 1,8 кг.

В 2014 году по заданию Минсельхоза РФ был реализован проект «Обеспечение импортозамещения в животноводстве (генетический материал)» с финансированием 20 млн. рублей. При исследовании генов продуктивности животных впервые в мире проведено изучение структуры генов мясной продуктивности у 5 пород овец отечественной селекции. В результате выявлены уникальные варианты генов, не встречающиеся у других пород овец в мире. На основе полученных данных сейчас ведется разработка ДНК-чипа, который позволит определять племенную ценность животного в раннем возрасте, что, в свою очередь, ускорит селекционный процесс.

В нынешнем году, также по заданию Минсельхоза РФ, реализуется проект с финансированием в объеме 20 млн. рублей по разработке региональной модели управления высокопродуктивными генетическими ресурсами животноводства с поиском путей гармонизации результатов с международными требованиями ICAR, что во многом будет способствовать возрождению молочного животноводства России. Впервые в стране нами создан региональный центр управления высокопродуктивными генетическими ресурсами животноводства со структурой, включающей эксперт-бонитерскую и контроль-ассистентскую службы, референс-лабораторию и лабораторию генетического контроля.

Потребность внести свой вклад в решение современных проблем АПК явилась значимым мотивом защиты докторской диссертации уже по экономическим наукам – в области развития аграрной сферы регионов России. Нашей научной школой «Организационно­-экономический механизм управления аграрным производством и многофункциональное развитие сельских территорий» сконцентрированы усилия на поиске эффективных механизмов реформирования аграрной сферы экономики для преодоления кризиса, вопросах развития и совершенствования форм местного самоуправления, социально­-трудовой сферы села. Учеными школы разработана Стратегия развития агропромышленного комплекса Ставропольского края до 2020 года, проведен мониторинг состояния социально-­трудовой сферы села и разработаны предложения по ее регулированию. Ведутся исследования по совершенствованию господдержки сельского хозяйства, разработаны рекомендации по оптимизации земельных отношений в АПК, повышению устойчивости сельхозпроизводства и регулированию аграрных рынков.

Сегодня в Ставропольском ГАУ обучается более 18,5 тыс. студентов по 126 программам высшего образования, 417 программам дополнительного профессионального образования. За последние пять лет подготовлено более 8 тыс. специалистов для агро-промышленного комплекса России. Ежегодно на базе вуза проходят профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации более 4,5 тыс. руководителей и специалистов всех категорий организаций и предприятий Ставропольского края и Северо­Кавказского федерального округа.

В структуру университета входят 9 факультетов, 45 кафедр, 83 инновационных лаборатории и центра, научная библиотека, институт дополнительного профессионального образования, 49 малых инновационных предприятий, 4 общежития, 2 спортивно­-оздоровительных комплекса, конно-спортивная школа, 3 теплицы, 2 вивария. Имущественный комплекс включает 119 объектов недвижимого имущества общей площадью 158,3 тыс. кв. метров, 18 земельных участков общей площадью 9609,6 га в составе учебно-опытного хозяйства, оснащенного современной сельскохозяйственной техникой.

– А какую роль в деятельности аграрного университета играет инновационная составляющая?

– Оценивая потенциал вуза, исходим из того, что университеты современной России должны быть настоящими локомотивами инновационного развития. Это возможно только в случае, если профессорско-преподавательский состав обладает опытом взаимодействия с реальным производством или внедрения собственных научных разработок.

Поэтому мы выстроили уникальную в своем роде систему взращивания инноваций в университете – «инновационный лифт». Ключевая идея заключается в том, что творческие и научные разработки сотрудников, студентов, аспирантов, партнеров университета, от идеи до её воплощения, обеспечены поддержкой на всех этапах реализации – нормативно-правовой, инфраструктурной, информационной и финансовой.

Важной частью инфраструктуры в системе «инновационный лифт» являются МИПы, учрежденные на базе университета при его финансовой и организационной поддержке. Сегодня в Ставропольском ГАУ работают 49 таких предприятий, из них 41 создано при финансовой поддержке программы «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с общей суммой финансирования более 40 млн. рублей. Создано более 100 новых высокотехнологичных рабочих мест.

Реализация системы «инновационный лифт» содей­ствовала не только успешной коммерциализации научных исследований, но и увеличению объема оказываемых сотрудниками вуза консультационных услуг в регионе, возобновлению деятельности мощного учебно-опытного хозяй­ства как полигона инноваций и практического мастерства студентов, аспирантов, преподавателей. Полученные результаты также послужили основанием для внесения изменений в действующую систему рейтинговой оценки достижений преподавателей, сместив акцент именно на результаты внедрения научных разработок сотрудников в учебный процесс.

– По мнению министра Дмитрия Ливанова, образовательные стандарты «будут основываться на профессиональных стандартах, требованиях работодателей, и под это уже будет выстроена система оценки качества подготовки по каждой из таких программ». Какие проблемы вам кажутся самыми острыми в решении этой задачи? Как, на ваш взгляд, достичь стопроцентно высокого качества образовательных программ? Какова, по вашему мнению, современная формула аграрного образования?

– К сожалению, российское бизнес-сообщество не созрело для полной ответственности за создание профессиональных стандартов. Между тем они призваны обеспечивать подготовку выпускников с набором соответствующих компетенций. Трудовая функция, описанная в каждом профстандарте, отражает типовую должностную инструкцию специалиста и, соответственно, должна учитывать все перемены в современном аграрном производстве.

Уместно обратиться к успешному зарубежному опыту – в частности, Великобритании, – где существует сеть советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils). Именно эти советы определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, необходимые специалистам различных отраслей экономики страны, разрабатывают программы профобразования и подготовки, охватывающие возрастные группы, начиная от четырнадцати лет, и осуществляющие связь различных типов обучения – от базовых до послевузовских степеней, обеспечивают выполнение требований рамок квалификаций, состоящих из шести уровней и объединяющих все возможные пути образования и профподготовки. Эта цепочка, по своей сути, закладывает вектор отраслевого развития. Вывод очевиден: на уровне государства в развитии высшего образования должно быть заинтересовано отраслевое министерство.

– В чем, по-вашему, должно выражаться участие работодателей в образовательном процессе? Как вы оцениваете эффективность взаимодействия университета с бизнес-сообществом?

– Мы выстраиваем систему, нацеленную на получение реального эффекта – прихода знающих инициативных молодых выпускников на производство в нашем регионе.

Для этого на всех этапах образовательного цикла, начиная с актуализации общекультурных и профессиональных компетенций и вплоть до оценки качества подготовки выпускников в ходе государственной итоговой аттестации, самые авторитетные руководители, возглавляющие успешные предприятия края, задают высокую планку качеству образовательной услуги Ставропольского ГАУ. Каждая образовательная программа находится под пристальным вниманием ключевых стейкхолдеров вуза. Благодаря совместным усилиям работодателей и аграрного университета выработана стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников. Представителями бизнес-сообщества осуществляется экспертиза основных образовательных программ, рецензируется учебно-методическая документация.

Кроме того, большое место в реализации каждой образовательной программы занимает участие специалистов-практиков. Они проводят учебные занятия, в том числе лекционные курсы, семинары, лабораторные работы, мастер-классы, деловые игры, практикумы, участвуют в научно-исследовательских семинарах в магистратуре, проведении научно-исследовательских работ в рамках практических занятий.

– Известно, что Ставропольский ГАУ взял курс на интернационализацию образования, подготовку специалистов, отвечающих требованиям мировых стандартов. Если сегодня подвести итоги этой деятельности, какие из них вы оцениваете как самые значительные? Какие формы международного сотрудничества считаете эффективными? Какие перспективные международные проекты сегодня реализуются вузом?

– В развитии международного сотрудничества университет стремится к реализации долгосрочных проектов, открывающих новые возможности для профессионального и личностного роста наших студентов и преподавателей. И к значительным достижениям можно отнести итоги реализации нескольких проектов.

Так, для обеспечения соответствия качества и уровня подготовки выпускников требованиям международных профстандартов реализуемая в вузе программа «МВА – Агробизнес» в 2014 году получила на четыре года аккредитацию Международной ассоциации ученых и специалистов университетов и учреждений ряда европейских стран AgriMBA. Проект реализуется совместно с Университетом Вагенинген (Нидерланды) и Международной ассоциацией магистерского образования в области агробизнеса. В прошлом году 9 выпускников программы получили двойные дипломы, а также соответствующий международный сертификат. В настоящее время ведется обучение следующей группы слушателей, в составе которой руководители, специалисты финансово-­экономических и инженерных служб предприятий АПК Ставропольского края.

Другое направление – вовлечение преподавателей в реализацию международных проектов. Пример – проект Темпус «Green Master»: «Инновационные технологии в энергосбережении и экологическом контроле в российских университетах». Координатор – Генуэзский университет, Италия. В Ставропольском ГАУ открыта новая магистерская программа «Инновационные технологии энергосбережения и защиты окружающей среды». В 2014 году состоялся первый набор 10 студентов. Открытию программы предшествовала большая работа: приобретено оборудование для лаборатории экологического мониторинга, значительно обновлен фонд научной и периодической литературы по тематике программы, 10 преподавателей университета прошли профессиональную переподготовку в итальянских, польских и испанских вузах. Опыт социально­-педагогического проектирования, полученный в рамках реализации программы «Green Master», проецируется и на другие образовательные программы, что в целом положительно влияет на качество подготовки выпускников.

Что касается академической мобильности, опыт сотрудничества с европейскими вузами ясно показал, что студентам и преподавателям важно не просто изучать английский язык, но и подтвердить его знание сертификатом TOEFL – только так можно рассчитывать на продолжение обучения в зарубежных вузах. Эта распространенная практика подтверждения уровня владения языком до недавнего времени для молодежи СКФО была территориально труднодоступной. И приложены все усилия, чтобы в 2015 году на базе Ставропольского ГАУ открылся официальный тест-центр TOEFL – единственный в округе. Несомненно, это является хорошим стимулом для совершенствования языковой подготовки и открывает дополнительные возможности для обучения по программам бакалавриата и магистратуры (их более 90) в европейских вузах, с которыми университет развивает партнерские отношения.

– Эксперты признают: в обществе живучи стереотипы об отсталости и неразвитости отечественного сельского хозяйства, об умирающей деревне. Как вернуть молодежи мотивацию к работе на земле, как удержать на селе?

– Вопрос достаточно сложный. С одной стороны, сегодня осуществляется большая работа для поддержки развития сельских территорий – реализуются социальные программы, поставляется современная техника, совершенствуется инженерная и транспортная инфраструктура, ведутся работы по улучшению материально-­технического состояния общеобразовательных учреждений и жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. С другой – как показывает практика общения с жителями сел, многие из них не знают о действующих федеральных и региональных программах социально­-экономической поддержки для занятых в сельском хозяйстве, в том числе молодых специалистов. Поэтому большую роль в мотивации к работе на земле играет формирование в сознании молодежи, проживающей на селе или планирующей туда вернуться, чувства стабильности, устойчивости, уверенности в завтрашнем дне.

Добиться этого можно, только объединив усилия аграрных образовательных учреждений, местных органов власти и общественных организаций. Скажем, проект «Мобильные бригады», реализованный в Ставропольском крае Российским союзом сельской молодежи с широким привлечением студентов университета. В рамках проекта свыше 4 тыс. молодых жителей 21 района края получили информацию об условиях предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство и развитие семейных животноводческих ферм, о субсидиях на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования, о мерах социальной поддержки молодых специалистов – работников АПК.

Конечно, это единичный пример, но, возможно, для многих откроются перспективы развития собственного агробизнеса. И это замедлит отток населения из сельских территорий. А значит – село будет жить, и Ставрополье сохранит лидирующие позиции в сельскохозяйственном производстве среди регионов России.

– В июне 2014 года вам присвоено звание «Почетный гражданин Ставропольского края». Известна ваша деятельность в качестве депутата, председателя Совета ректоров вузов края. Активное участие в жизни региона – это жизненная позиция? Какие «дивиденды» вам приносит общественная деятельность?

– Уверен, общественная деятельность не может приносить дивиденды, поскольку по своей сути является инвестицией в устойчивое развитие Петровского и Грачевского муниципальных округов, жители которых избрали меня депутатом, и Ставропольского края в целом.

Являясь ректором аграрного университета, несу ответственность не только за качество подготовки кадров для агропромышленного комплекса, но и жизненный сценарий наших выпускников, который может быть успешно реализован на благодатных ставропольских землях. Именно поэтому, будучи депутатом, совместно с главами администраций муниципальных районов занимаюсь улучшением водоснабжения и транспортного сообщения, ремонтом автомобильных дорог, открытием дополнительных групп в действующих детских садах и строительством новых, другой подобной работой.

В центре внимания – молодежь. Молодые люди сегодня могут смело развивать свой бизнес, создавать семьи, а значит – вносить вклад в развитие своего села, края. Питаю надежду, что моя деятельность в качестве ректора аграрного университета и депутата представляет собой некий личный пример. А это, по выражению Стефана Цвейга, «есть сильнейшая связь на земле между людьми, каждое деяние пробуждает волю в других». Поэтому моя жизненная позиция проста: за словом – всегда дело. В это верю и этим живу.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Наука – механизм роста сельской экономики
Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
Министр сельского хозяйства России посетил Ставропольский аграрный университет
СтГАУ – платформа инновационного обучения для животноводов Ставрополья
Развитие аграрных технологий обеспечит укрепление конкурентных позиций России
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Ставропольский государственный аграрный университет - достижения и перспективы
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Человек с обложки
Ставропольский государственный аграрный университет. Вектор модернизации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ