Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стратегия качества в педагогическом образовании Мордовии

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева – победитель конкурса программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, организованного Министерством образования и науки РФ. Предложенная вузом программа ориентирована в первую очередь на повышение качества педагогического образования и нацелена на развитие всего региона.

Просмотров: 2487

Стратегия качества набирает обороты

Василий КАДАКИН - ректор Мордоаского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева – победитель конкурса программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, организованного Министерством образования и науки РФ. Предложенная вузом программа «Педагогические кадры для инновационной России» ориентирована в первую очередь на повышение качества педагогического образования и отличается тем, что нацелена на развитие не только данного учебного заведения, но и всего региона.

Работе вуза над повышением качества педагогического образования посвящено интервью ректора института, кандидата педагогических наук Василия КАДАКИНА.

– Василий Васильевич, прежде всего хотелось бы знать, почему в институте сделали ставку на решение такой сложной проблемы как качество образования?

– Не секрет, что существующая система подготовки не удовлетворяет потребности общества в конкурентоспособных и квалифицированных педагогических кадрах, способных реализовать на высоком уровне программы дошкольного, начального, среднего, дополнительного и инклюзивного образования, в особенности инновационные. Сегодня в общеобразовательных учреждениях Мордовии работает лишь 1 процент выпускников вузов, имеющих диплом с отличием, и довольно высок процент пенсионеров и лиц, работающих не по специальности. Недостаточный уровень знаний имеют большое количество школьных учителей, слабо владея и профессиональными компетенциями. Названные и некоторые другие факторы определяют низкий уровень освоения программ, недостаточную сформированность знаний и умений выпускников. В процессе аттестации школ, при сопоставлении отметок в классных журналах и итогов срезовых контрольных работ, выявляются, как правило, значительные расхождения (до 30 процентов) в оценках обученности школьников. Результаты независимого мониторинга показывают, что 45-50 процентов учащихся программы не осваивают, но несмотря на это, за редкими исключениями, получают аттестаты.

– В профессиональном сообществе по-разному понимают качество образования. А что вкладываете в это понятие вы?

– Качество педагогического образования определяют многие факторы: уровень подготовки абитуриентов, выполнение вузом контрольных цифр приема по всем направлениям и профилям подготовки, состояние материально-технической базы, профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава, которая определяется не только наличием ученых степеней и званий, но и другими параметрами, нацеленность коллектива на положительный конечный результат, стремление к инновационной деятельности, наконец, процент закрепляемости молодых специалистов в образовательных учреждениях и обеспеченность школ в регионе педагогическими кадрами. Если объективно проанализировать названное, выявится много проблем.

О высоком качестве педагогического образования можно вести речь только при условии, что вуз в состоянии готовить учителей, овладевающих в процессе обучения не на словах, а на деле необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями.

– Что предпринято в вашем вузе для обеспечения качества педагогического образования, то есть для подготовки именно таких учителей, которые нужны для новой школы?

– У нас введена балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, и проводится большая работа по мотивации преподавателей на качественную научно-педагогическую деятельность, основанную на новой системе оплаты труда, построенной на учете реального вклада каждого в повышение профессиональной компетентности студентов. Осуществляется повышение квалификации по инновационным методикам. В течение последних двух лет в этот процесс были включены 80 процентов преподавателей. Все они прошли двухуровневую подготовку. Первый уровень связан с освоением элементарных форм работы с компьютерными программами, второй – с обучением умению использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Для подготовки по инновационным методикам создана хорошая материально-техническая база: институт оснащен современными компьютерами (один – на пять студентов очной формы обучения), мультимедийной техникой, новым учебным и лабораторным оборудованием, педагогам обеспечен бесплатный доступ к Интернету.

Активно внедряются инновационные образовательные технологии на основе развития и совершенствования научно-образовательной информационной среды – системы «ИНФО-вуз» («Электронный университет»). Ведется работа по формированию у студентов компетенций в области иностранных языков, информационно-коммуникационных технологий, прививается здоровый образ жизни. Успешно действует система дистанционного обучения, в том числе в созданных на базе института учебно-исследовательских школах и школах для одаренных детей (физико-математической, биолого-химической, иностранных языков, филологической, обществоведческой).

Постепенно меняется идеология практической подготовки студентов: начиная со второго курса, они привлекаются к отдельным видам педагогической деятельности на базе открытого в институте центра продленного дня и других инновационных структур; осуществляется перевод старшекурсников на индивидуальный план обучения в связи с трудоустройством в образовательные учреждения; предусмотрено обязательное использование (апробация) практикантами современных методов обучения, способствующих формированию профессионального опыта (проектное, рефлексивное обучение, групповая работа и др.). Налажена тесная взаимосвязь института с работодателями региона. Педагоги-практики активно привлекаются к ведению учебного процесса, обучаются в аспирантуре и докторантуре вуза. Это способствует более четкому определению содержания образования и внедрению инноваций. Расширено участие института в инновационных проектах по выполнению научно-исследовательских работ, проводимых на федеральном и региональном уровнях. Активность участия преподавателей и сотрудников в научных проектах возросла за три года в 16,5 раза.

На высоком уровне организована спортивно-оздоровительная работа, о чем свидетельствует второе место в открытом Всероссийском смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов (2010-2011 учебный год).

– Как, по каким критериям в вашем вузе осуществляется внутренняя оценка качества педагогического образования?

– В институте большое внимание уделяется контролю качества обучения студентов. Помимо балльно- и модульно-рейтинговой системы контроля знаний и умений, практикуется систематический независимый разноуровневый мониторинг на уровне кафедр, деканатов, ректората. В каждом семестре проводится не менее трех видов контролирующих мероприятий разного уровня. Это тестирование в режиме on-line, выполнение контрольных работ, написание творческих работ, проверка выполнения студентами назначений преподавателей в системе «ИНФО-вуз» и прочие. Задания берутся из специально созданных банков контрольных работ.

Работа по повышению качества обучения студентов стимулируется. Преподаватели, активно внедряющие инновационные технологии, создающие электронные тренажеры для организации самостоятельной работы студентов, получают существенные прибавки к заработной плате, не зависящие от наличия ученой степени и звания. Выстраивая работу в этом направлении, мы стремимся оценивать деятельность сотрудников и подразделений в зависимости от позитивных изменений в качестве обучения. Перед собой ставим две основные стратегические задачи: улучшить материально-техническую базу для организации учебного процесса на более высоком уровне, мотивировать преподавателей и студентов на достижение положительных результатов.

– Производится ли внешняя оценка деятельности вуза по качеству образования? Что она показывает? Надо ли, на ваш взгляд, ее совершенствовать?

– Наш институт регулярно принимает участие в федеральном Интернет-тестировании студентов, получая положительные результаты.

Внешняя оценка знаний, умений, компетенций студентов должна стать универсальной и обязательной для всех вузов, независимо от их статуса. Но для этого нужно иметь общероссийские технологии по всему спектру дисциплин федерального компонента учебного плана. В настоящее время даже при аккредитации вузов знания обучающихся по специальным, профильным дисциплинам не проверяются. На государственном уровне должны быть подготовлены и контрольно-измерительные материалы. Также нужна методика анализа полученных результатов, которая впоследствии позволила бы вузу выстроить работу по ликвидации пробелов в знаниях обучаемых. Кроме того, необходимо продумать технологию, которая обусловит заинтересованность вузов в проведении внешнего независимого мониторинга знаний, умений и компетенций студентов.

– В современном образовании акцент делается на программы и результаты. Известно, что программы вашего вуза «Педагогические кадры для инновационной России» и «Программа развития инновационной инфраструктуры» победили во всероссийском конкурсе. В чем состоят их достоинства?

– К основным достоинствам программ института, выигравшим во всероссийском конкурсе (2010, 2011), следует отнести их инновационный, практикоориентированный характер, нацеленность на положительный результат деятельности, ускоренное развитие института и улучшение показателей работы регионального образования.

Так, программа стратегического развития института «Педагогические кадры для инновационной России» соотносится со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года и Республиканской целевой программой развития образования на 2011-2015 годы. Она ориентирована на насыщение рынка труда квалифицированными педагогами, способными давать новые знания и формировать у детей потребность в непрерывном самообразовании. Реализация предложенных в программе проектов позволит довести закрепляемость молодых специалистов в школах до 70 процентов вместо имеющихся 24-45.

Программа рассчитана на совместную деятельность с социальными партнерами и более точный учет востребованности специалистов разного профиля в системе основного, дополнительного и инклюзивного образования. Решению поставленных задач будут способствовать развитая инновационная инфраструктура института: в частности, Мордовский базовый центр педагогического образования, высокий кадровый и научный потенциал (средний возраст профессорско-преподавательского состава – 38 лет, остепененность – 72 процента; успешное функционирование аспирантуры и докторантуры) и сформированная материально-техническая база.

– Как влияет на качество педагогического образования информационная среда вуза? Как она изменилась в последнее время?

– Информационная среда – основная база для инновационного развития учебного процесса, экономики и общества в целом. Одним из направлений работы по информатизации вуза является развитие системы электронного обучения, в результате чего в образовательный процесс вводятся инновационные методы, средства и формы, позволяющие преподавателям целенаправленно контролировать самостоятельную работу студентов, а студентам – учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию. Сейчас большая часть учебных занятий проходит с применением компьютерного и мультимедийного оборудования. Для проверки знаний используются программные комплексы системы «ИНФО-вуз», а для организации и управления Е-learning обучением – программное обеспечение EfficientLms, основанное на портальных технологиях SharePoint. На вооружение взяты самые современные и передовые Web-технологии.

В настоящее время система информатизации института строится на базе корпоративной сети, объединившей локальные сети учебных, административных корпусов и общежитий. Учебные корпуса и общежития оснащены оборудованием для беспроводного доступа к Интернету. Точки Wi-Fi размещаются в читальных и актовых залах, пунктах организации питания. Все это достигнуто за последние три года. До 2008 года в институте к сети Интернет были подключены всего 2 компьютера.

– Как вы думаете, что нового нужно вносить в систему оценки качества вузовского образования в современных условиях? Что делать, чтобы оценка качества высшего педагогического образования была как можно более объективной?

– Систему оценки качества вузовского образования, в том числе педагогического, следует, естественно, менять. Существующая порочная практика, когда преподаватель и обучает, и оценивает качество своей работы, должна уйти в прошлое. В наше время оценивать нужно сформированные у студентов компетенции на каждом этапе обучения. Это очень сложное и непривычное дело, идущее вразрез традициям, сложившимся в высшей школе. Его быстро не сделаешь, особенно в пору, когда вузы увлеклись тестированием, решив, что это панацея от всех бед. На наш взгляд, к оценке сформированности компетенций следует активно привлекать практических работников из тех сфер, для которых готовятся специалисты.

Еще раз повторим мысль: система оценки качества должна быть общероссийской, обязательной для всех вузов, систематической и базироваться на научно разработанных КИМах. Оценку качества нужно анализировать не для репрессивного воздействия на учебное заведение со стороны контролирующих органов, а с целью создания условий для устранения выявленных недостатков, стимулирования труда профессорско-преподавательского состава, улучшения подготовки специалистов.

– На решение каких, связанных с качеством образования проблем будет нацелена деятельность института в 2012 году?

– Таких проблем достаточно много, но на первом плане будут следующие: расширение направлений подготовки в соответствии с запросами общеобразовательных учреждений, учет при подготовке специалистов особенностей работы учителей в малочисленных школах, усиление внимания к реализации программ дополнительного образования, предлагаемых студентам и разным категориям населения, повышение уровня компетентности обучающихся в области информационных технологий и иностранных языков.

В 2012 году начнется реализация программы стратегического развития института. Первоочередными проектами, нацеленными на повышение качества образования, мы считаем такие: «Внедрение систематического независимого мониторинга сформированности компетенций обучающихся», «Модернизация и оптимизация учебной и производственно-педагогической практики», «Комплексная система внедрения инновационных образовательных технологий в учебный процесс», «Научно-методическое и кадровое обеспечение работы с одаренными детьми по приоритетным направлениям развития науки («Физика»)», «Система информационной поддержки старшеклассников – потенциальных абитуриентов института». Наряду с названными будут развиваться и другие направления, ориентированные на комплексное развитие института.

– Что еще важного, нужного, интересного вы хотели бы добавить к сказанному?

– Хотелось бы сосредоточить внимание на судьбе педагогических вузов. В сегодняшней ситуации крайне важно ставить вопрос об их развитии, а не о закрытии или объединении с другими вузами, если мы действительно хотим достичь хороших результатов во всех сферах нашей жизни.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Шадринский государственный педагогический институт: под знаком «Ювенты»
Повышение профессионального уровня педагогов
Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен
Менталитет профессуры и инновации в инженерном образовании
Качество образования: механизмы «обновления»
Плюсы образовательного кластера
Образовательные стандарты третьего поколения
Сертификация квалификаций: начало большого пути
Двойное опережение подготовки педагогов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ