Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Небольшая страна задает стандарты качества образования во всем мире

Небольшая страна задает стандарты качества образования во всем мире. Невероятные достижения финской образовательной системы подтверждены высоким индексом ООН. В чем же секрет успеха финской модели образования?

Просмотров: 2135

Невероятные достижения финской образовательной системы подтверждены высоким индексом ООН, и сегодня специалисты из разных государств активно пытаются импортировать и внедрить на своей территории опыт этой скандинавской страны. В чем же секрет успеха финской модели образования? Применима ли она в других государствах? И почему все больше студентов из России предпочитают учиться именно в Финляндии?

Уважение к самому процессу обучения и образованию в принципе можно назвать национальной чертой финнов. Ранним распространением грамотности они обязаны Лютеранской церкви – протестантская идеология призывала каждого читать Библию, вставая на свой индивидуальный путь общения с Богом. А уже в XVII веке умение читать стало необходимым условием для вступления в освященный церковью брак. Хочешь жениться – значит, пора учиться.

Большая перемена
Благодаря товарищу Ленину в 1921 году, когда Финляндия обрела независимость, школьное обучение было признано бесплатным и обязательным. Но настоящий перелом произошел после Второй мировой войны. Большинство финских вузов были основаны именно в те годы. Жители Суоми, поразмыслив, решили, что, раз уж сила страны не в природных ресурсах и не в благодатном климате, надо работать над системой образования, которая бы обеспечила равные способности для каждого. Утопия? Вовсе нет. Финны прагматично рассчитали, что именно образованные и состоявшиеся в карьере люди смогут вывести страну на новый уровень в международном сообществе. Старые начальные школы, предрешавшие будущее ребенка в раннем возрасте, заменила многоступенчатая система, позволявшая определиться с выбором жизненного пути куда позднее.
Будь ты сын плотника или дочь профессора медицины – без разницы, в 1970-х годах в Финляндии уже были созданы условия для всех, кто стремился к знаниям. «В университеты хлынул поток молодежи с горящими глазами,рассказывает Полина Копылова, двуязычный журналист, член правления Русскоязычного объединения региона Уусима.Сейчас этим людям по 4045 лет, и именно они строили технологичную страну». Социальные лифты в сегодняшней Финляндии работают прекрасноважно не происхождение и не благосостояние семьи, а личное желание преуспеть в учебе, а потом уже в карьере. О подобном бесклассовом обществе Владимир Ильич, чей бюстик финны по старой памяти до сих пор хранят в красном углу, мог только мечтать...
Таблица преумножения
Финский эксперт Пази Сальбере, автор книги «Финские уроки», перечисляет несколько причин процветания финской модели обучения. Любое образование – от начального до высшего – бесплатно для всех проживающих в стране. Профессии учителя и воспитателя детского сада считаются одними из самых престижных и уважаемых. На позицию учителя начальной школы выстраиваются очереди из желающих – блестящих выпускниц и выпускников университетов. А финансирование школ не зависит от их местоположения или дохода коммуны. Поэтому выпускник деревенской школы имеет все шансы поступить в университет не будучи Ломоносовым.
И, наконец, немалую роль играет мировоззрение. В Финляндии образование воспринимается как усилие многих людей во имя общего блага. Основной акцент – на том, чтобы каждый ученик общей школы получил в ней надежный «минимум» необходимых в жизни знаний. «Мы учим детей учиться, а не сдавать тесты», – комментирует Пази.
Впрочем, и с тестами дело обстоит наилучшим образом. По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся и развития учащихся (PISA), Финляндия занимает первое место по уровню школьного образования среди 29 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В ходе тестирования оцениваются качество чтения, знания по математике и естественным наукам. 15-летний ученик финской школы набирает 543 балла. Средний показатель среди стран ОЭСР составляет 497 баллов. В России – 469 баллов.
Значит ли это, что нам нужно срочно копировать традиции Суоми и переносить их на российскую почву? По мнению журналиста Полины Копыловой, специфика финской системы в том, что там учитывают свои национальные особенности и простое копирование в этом случае вряд ли даст какие-то плоды. К примеру, скандинавы не концентрируются на высоких результатах отдельных школ, учителей или учеников, а в России принцип соревновательности значит очень много. Усложняют ситуацию и колоссальные различия между системами социального обеспечения обеих стран.
Корень успеха
По словам Алексея Иванова, предпринимателя из Хельсинки и отца 10-летней дочери Лизы, финская система обучения щадит психику ребенка и не перегружает ее ненужными знаниями. На подготовку домашнего задания в четвертом классе в среднем уходит полчаса. Большинство задачек – на логику, они тренируют способность размышлять и делать самостоятельные выводы. В программе по математике сейчас – таблица умножения, сложение и вычитание (для сравнения: в российских школах в 10–11 лет уже изучают основы алгебры). Время от времени Алексей получает электронные сообщения от учителя Лизы и таким образом отслеживает ее успехи. Его участие в школьной жизни дочери минимально, и в финансовом смысле – тоже.
Феноменальный прорыв финских школ наводит на мысли о царстве высоких технологий. Но ни электронных учебников, ни интерактивных планшетов в них не найти. В каждой из школ есть компьютерный класс, и учитель может использовать проектор для демонстрации слайдов, но не более того. Преподаватель сам составляет программу занятий и адаптирует ее к индивидуальным потребностям каждого ученика. Слабеньких и отстающих не «третируют», не пугают отчислением, а старательно подтягивают. Отношения между учителями и учениками во многом неформальные и не скованы возрастной иерархией. Учитель может обнять ученика в знак поддержки, пообщаться с ним на личные темы. А вот отчитывать за ненадлежащий вид он не имеет права. Школьной формы нет, поэтому в старших классах – раздолье для эксцентричных подростков – поклонников молодежных субкультур.
Минимум – девять классов
Бесплатное основное образование начинается в тот год, когда ребенку исполняется семь, и продолжается 9 лет. Результаты учебы оцениваются по десятибалльной шкале с помощью письменных тестов. После окончания школы можно пойти в профессионально-техническое училище – аналог наших техникумов – или на конкурсной основе поступить в лицей для подготовки в высшее учебное заведение. Если среднего балла, набранного в основной школе, не хватает, можно окончить «десятку» – еще один год отучиться в «школе» – и повысить свой рейтинг.
Вступительные экзамены в университеты требуют серьезной подготовки. Можно заниматься на специальных курсах или штудировать книги в библиотеках. Но даже если сразу после школы что-то не сложилось, шанс продолжить образование есть всегда. Одно из главных отличий финской системы образования от российской – возможность учиться в любом возрасте. Так называемые открытые университеты посещают тысячи взрослых финнов. Можно пройти несколько бесплатных курсов, например по дизайну, и потом поступить в сам университет, параллельно работая или даже получая образование в другом месте. Такая гибкая система подталкивает финнов к освоению новых технологий и помогает им развиваться профессионально.
Введение в новую жизнь
Начиная с 2002 года финские учебные заведения стали привлекать все больше студентов из России. Объясняется это просто: в последнее десятилетие уровень благосостояния россиян позволяет им скопить нужную сумму или взять кредит в банке на обучение. Сейчас в Финляндии учатся более 2 тыс. российских студентов. Особенно востребованы экономические специальности.
Антону Печерину – 27 лет. Филолог в прошлом, он учится в Хельсинкском бизнес-колледже на бухгалтера и параллельно успешно работает в крупнейшей логистической компании Itella. «Образование в России очень сильно теоретизировано. Мы получаем энциклопедические знания, которые трудно применить в быту,считает он.А в Финляндии все обучение построено на практике». В течение целого семестра студенты полностью погружаются в работу на предприятии, изучая тонкости своего дела на месте. Работодатель не начисляет им зарплату, но зато может впоследствии предложить лучшим практикантам занять вакантные места.
По словам Антона, существуют две категории студентов из России. Первые – «зеленые» выпускники, родители которых обеспечены. Они действительно едут учиться, получают дипломы, а потом могут попробовать найти работу в другой стране или вернуться в Россию. Хотя в Карелии или в Санкт-Петербурге финским дипломом уже никого не удивишь, котируется он по-прежнему высоко. Вторая категория – люди постарше, которые уже получили высшее образование на родине и смогли сами заработать необходимую сумму для старта в Финляндии. Учеба для них становится ступенькой к полноценной иммиграции. Привлекают высокие зарплаты, спокойная жизнь, уверенность в будущем...
Ложка дегтя
Большой минус для неработающих студентов из России – отсутствие доступа к бесплатному здравоохранению. Оформленная в России страховка необязательно поддержит в трудную минуту, и деньги, возможно, придется выбивать через суд. Лекарства очень дороги, как и услуги врачей. Поэтому многие русские отправляются на каникулах к своим «домашним» эскулапам и возвращаются обратно с мешками таблеток, закупленных впрок. Впрочем, в случае затяжной болезни, сложной семейной или материальной ситуации, при беременности можно без особых усилий оформить академический отпуск и растянуть удовольствие от обучения до шести с половиной лет.
На занятиях парни и девушки сидят отдельно, не общаются и не флиртуют с противоположным полом. Все мысли – об учебе и спорте, а романтика по-фински начинает цвести пышным цветом в пятницу-субботу, когда в барах финская молодежь пускается во все тяжкие. Разделение по принципу 5 на 2 – «5 дней работаем, 2 дня развлекаемся» – прослеживается в жизни финнов очень четко. Они знают, что такое и работа до седьмого пота, и безудержный «отрыв». Всему свое время. Но, по мнению Антона Печерина, который с 8 лет изучал финскую культуру и язык в финно-угорской школе Петрозаводска, даже для него их мир остается закрытым, и отношения складываются скорее деловые, чем подлинно дружеские. Поэтому студенческая жизнь у финнов одна, а у русских – другая, со своими культурными особенностями.
Стоит ли ехать учиться?
Финляндия остается одной из немногих скандинавских стран, где неграждане Евросоюза могут получить образование бесплатно.
Обучение проходит на финском, шведском и английском языках. Но квалифицированную работу впоследствии смогут получить только студенты со знанием финского. Впрочем, при каждом учебном заведении есть бесплатные курсы финского языка – было бы желание.
Чтобы получить разрешение на проживание в Финляндии, студенту необходим годовой банковский депозит €6720 для оплаты проживания (из расчета €560 в месяц).
Требования различных учебных заведений разнятся. Обычно необходимо сдать письменные вступительные экзамены на месте, возможно, также пройти собеседование. Некоторые университеты требуют предъявления сертификатов TOEFL или IELTS – тестов на знание английского языка.
Иностранным неработающим студентам с разрешением на временное пребывание типа В за редким исключением стипендия не выплачивается. Работать можно не больше 25 часов в неделю. Если же работодатель помог получить разрешение на пребывание типа А (оно не распространяется на низкоквалифицированные специальности) и студент платит налоги в бюджет Финляндии, он получает стипендию в размере €600–700.
Государство оплачивает 50% расходов студента на общежитие и проезд. Для семейных пар выдаются так называемые family apartments. Специальные платные карты для членов Студенческого союза позволяют получить значительную скидку на питание в столовой вуза, на автобусные и железнодорожные билеты, билеты в музеи, на выставки и концерты.
Источник информации: «Известия»  09-10-2013

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, финляндия, ИГЭУ

Похожие материалы:
В Архангельске обсудят сотрудничество России и Финляндии в Арктике
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Тверской госуниверситет сотрудничает с университетом Восточной Финляндии
Инженерное образование в современном мире
ИГЭУ представил достижения на брюссельском Салоне
В России вводится «электронный ВАК»
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Бакалавриат и магистратура в Германии в вопросах и ответах
Российско-Американский молодежный саммит

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#95Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#94КузГТУ занимает лидирующие позиции по подготовке кадров для российской угольной промышленности
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани