Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стезю познания начни с себя

Несмотря на то что в последнее время проблема духовности применительно к образованию приобретает всё большее значение, духовно-нравственный аспект сущности человека современной системой образования явно недооценивается.

Просмотров: 1463
Е.В. ЗАЙЦЕВ, ректор Заокского христианского гуманитарно-экономического института (Тульская область), доктор теологии, кандидат философских наук

Несмотря на то что в последнее время проблема духовности применительно к образованию приобретает всё большее значение, духовно-нравственный аспект сущности человека современной системой образования явно недооценивается. Не секрет: современная социокультурная ситуация в России характеризуется размыванием традиционных семейных и общественных ценностей, проявлением деструктивных тенденций, особенно в подростковой и молодежной среде.

Движение к нравственности

Причину столь тревожной ситуации без труда можно усмотреть в свободной пропаганде насилия, потребительства, аморализма, безответственности в отношениях. В этой ситуации значение вуза как особой формирующей среды налицо. Заокский христианский гуманитарно-экономический институт стремится на принципах духовности и библейского христианства выстраивать образовательный процесс, обогащая его ценностями добра, любви, истины и красоты.

Реализуя компетентностный подход к образованию, предполагающий, в частности, создание в институте условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравст венных и иных проблем, сотрудники вуза согласились добавить еще одну составляющую к блоку общекультурных компетенций, отражающую специфику учебного заведения. Это способность оценивать окружающую действительность и мир идей с позиции христианского мировоззрения. Данная компетенция ни в коем случае не ограничивает права тех, кто исповедует иную религию или не исповедует никакой. Воспитание толерантного отношения воспринимается в институте как неотъемлемая составляющая формирования личности.

Инкорпорация в учебно-воспитательный процесс духовно-нравственного компонента способствует развитию нравственных начал личности, этической культуры, воспитывает уважительное отношение к семье, формирует целомудренное и ответ ственное поведение в отношениях с противоположным полом. Подобная направленность учебно-воспитательного процесса в противовес усили вающейся пропаганде безнравственности, цинизма и асоциальности рассматривается коллективом института как приоритетная задача.

Духовность есть зеркало личности

Обращение к духовности в связи с проблемами обучения и воспитания является особенно актуальным, ибо она отражает в первую очередь содержательную сторону жизни личности, подчеркивает глубину и сложность человека, олицетворяющего собой преобразованную и одухотворенную природу, несводимую к простой совокупности психических процессов, свойств и состояний.
Духовность является определяющим принципом образования, цель которого не просто улучшить или исправить, а духовно обновить, возродить, придать жизни качественно новое измерение. Основанием такого подхода служит христианская антропология, которая настаивает на необходимости целостного видения человека в единстве его телесной, душевной и духовной составляющих, в котором духовность – главное, сущностное.

Духовность представляет собой совершенно иной принцип бытия, делающий человека собственно человеком. Это то, что придает смысл жизни как отдельному человеку, так и человечеству, в чем человек находит ответы на наиболее значимые вопросы своего бытия: зачем живу? каково мое назначение? что есть добро и зло? Что есть истина и заблуждение? В общегражданском смысле духовность есть выражение способности человека к трем действиям: различать, избирать и следовать. Речь идет о различении истинных ценностей и ложных, добровольном и свободном избрании истинных ценностей, следовании этим ценностям в жизни.

Обращение к духовности в контексте воспитания и формирования будущего специалиста позволяет сделать этот процесс полноценнее и содержательнее, дает молодым людям широкие возможности осознать, на чем основано их становление как личности, в чем заключается подлинный смысл их жизни, на чем зиждется полноценное существование и общение, формируются потребности роста, реализация возможностей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ТИЭИ: ориентация на личность студента
Воспитание личности – приоритет вуза
Воспитательная работа в Заокском христианском гуманитарно-экономическом институте
Задача – воспитание профессионала и личности
Доступность профессионального образования для инвалидов
НИИ: мотивационный аспект образования
Становление Санкт-Петербургского политехнического колледжа
Чтобы отдать производство в надежные руки
Тульское образовательное пространство
Кадры для ЖКХ Тульской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ