Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СПО: формирование механизмов частно-государственного партнерства

В соответствии с утвержденной государственной программой «Столичное образование» на 2012-2016 годы ставится задача сблизить профессиональное образование и рынок труда. В связи с этим в Москве планируется проектирование многоуровневых учебно-производственных комплексов, в том числе на базе автономных учреждений СПО.

Просмотров: 4279
М.В. НИКИТИН, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования Департамента образования г. Москвы, доктор педагогических наук, профессор

На заседании правительства Москвы 27 сентября 2011 года была утверждена государственная программа «Столичное образование» на 2012-2016 годы. Одна из задач, которая вытекает из ее содержания, – сблизить профессиональное образование и рынок труда. В соответствии с этим в Москве планируется проектирование многоуровневых учебно-производственных комплексов, в том числе на базе автономных учреждений СПО.

Автономное учреждение СПО – это государственная некоммерческая организация профессионального образования, реализующая интегрированные модульные программы общего, начального, среднего профессионального образования, отличительными признаками которой являются преимущественно горизонтальная интеграция и концентрация имеющихся ресурсов: кадровых, имущественных, производственных, технологических и других. Именно эти признаки служат базой для проектирования региональных (межмуниципальных) учебно-производственных и исследовательских комплексов, куда в качестве социальных партнеров могут входить общеобразовательные школы, учреждения СПО, НПО и дополнительного образования (художественные, спортивные, досуговые, гражданско-патриотические центры), а также центры профориентации. При этом все они сохраняют свои функции, но, во-первых, становятся доступнее для граждан из разных социальных групп, во-вторых, благодаря концентрации различных ресурсов, улучшают качество образования и, в-третьих, позволяют эффективнее использовать государственные ресурсы.

Войдя в состав регионального учебно-производственного комплекса, малокомплектные общеобразовательные, вечерние, сменные школы, межшкольные учебные комбинаты, дублирующие функции учреждений СПО, учреждения НПО, негосударственные образовательные учреждения, досуговые центры, однопрофильные (бывшие федеральные) учреждения СПО по разным основаниям могут потерять юридическое лицо.

Кроме повышения качества образования и эффективного использования ресурсов, региональный учебно-производственный комплекс рассчитан на рост привлекательности программ профессиональных училищ, колледжей и техникумов, а также на социализацию выпускников, причем трудоустройство предполагается в границах своего региона. Для отслуживших в армии здесь будут работать курсы молодежного предпринимательства «Как открыть собственное дело». Поступить туда можно в рамках целевого приема. Производственную компоненту комплекса составят отраслевые ресурсные центры и предприятия, предоставляющие места практики для студентов.

Но главная задача, решению которой будут способствовать комплексы, – устранение кадрового дефицита и дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. В Москве 6 млн. 270 тыс. человек экономически активного населения. По прогнозу структура и численность занятых по секторам экономики к 2016 году сохранится практически на прежнем уровне, при этом кадровый дефицит составит ежегодно до 150 тыс. человек. Дисбаланс на рынке труда тоже останется прежним: будет наблюдаться недостаток квалифицированной (подчеркнем: квалифицированной!) рабочей силы, который не восполнить за счет избыточного количества работников с высшим образованием и трудовых мигрантов.

При таком раскладе удовлетворить потребность в кадрах можно в основном за счет роста производительности труда экономически активного населения. А чтобы обеспечить этот рост, нужно переориентировать профобразование на реальные потребности города и довести ежегодную численность обучающихся по программам НПО, СПО и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации примерно до 0,9-1,2 млн. человек, что в 4-4,5 раза больше, чем в настоящее время. Сейчас доля выпускников общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки (будущих рабочих), составляет не более 9,3 процента, а осваивающих программы начального и среднего профессионального образования (будущие специалисты среднего звена, имеющие к тому же и рабочую профессию) – не превышает 20 процентов.

Приведенные цифры показывают, что для обеспечения реальной потребности экономики столицы необходимыми квалифицированными кадрами механизмы управления учебными заведениями СПО необходимо совершенствовать. Помимо общих задач повышения эффективности работы и улучшения качества выпускаемых специалистов, это обусловлено и рядом других причин. Во-первых, процессами децентрализации и регионализации. Во-вторых, растущими академическими свободами учебных заведений в части формирования содержания вариативной части образовательных программ. В-третьих, ростом платных образовательных услуг в сфере среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. В-четвертых, отсутствием соответствующей стратегии развития СПО и механизмов ее реализации в условиях демографического спада и растущей конкуренции с вузами в борьбе за абитуриентов, из-за чего колледжи не могут эффективно демонстрировать свою реальную ценность для потенциальных потребителей рабочей силы на рынке труда.

По поводу децентрализации и регионализации управления и расширения академических свобод учебных заведений, хотелось бы заметить, что нужно способствовать данным процессам и вместе с тем не забывать о механизмах целостности российского образовательного пространства, обеспечивающих взаимодействие федеральных и региональных властей на всей территории страны, а также повышающих роль государства в управлении рынком и эффективностью образовательных услуг.

Академические свободы при формировании содержания образовательных программ очень важны для становления новой эффективной формы взаимодействия бизнеса и образования – частно-государственного партнерства. Именно эта форма необходима для успешной деятельности многоотраслевых образовательно-социальных комплексов и установления баланса на рынке труда.

Частно-государственное партнерство в сфере среднего профессионального образования представляет собой систему долгосрочных взаимовыгодных отношений государства, субъектов экономической и учебной деятельности и физических лиц, предполагающую разработку механизмов кооперации их ресурсов для удовлетворения потребностей бизнеса в персонале с различным уровнем квалификаций и ценностных ориентаций.

Как показывают промежуточные результаты нашего исследования, сложились следующие взаимовыгодные направления частно-государственного партнерства:

  1. Организация многоуровневых горизонтально-интегрированных социально-образовательных комплексов-колледжей – автономных учреждений СПО.
  2. Формирование базы сертифицированных образовательных программ, включая модули, а также технологии и формы обучения.
  3. Создание инфраструктуры на основе кооперации ресурсов колледжа и профильных предприятий, входящих в индустриальный кластер. В кластерах возникает множество новых специализированных фирм, культивируется кооперация между учреждениями СПО и предприятиями, формируется целевой заказ на высококвалифицированную рабочую силу, воспитываются ценности российского предпринимательства.
  4. Повышение привлекательности интегрированных программ общего и профессионального образования.
  5. Планирование заказов целевых потоков абитуриентов, студентов, выпускников, трудовых мигрантов.

На основе промежуточных результатов мы составили классификацию видов и уровней заказов на образовательные программы автономных учреждений СПО (см. табл. 1).

Как показало наше исследование, механизм финансирования образовательных программ среднего профессионального образования на основе субсидии должен иметь следующую структуру: источник финансирования, отвечающий за выделение финансов орган управления, формулу выделения средств, технологию, правила, условия и отчетность.

Наиболее эффективными механизмами, которые применяют для реализации своих интересов социальные партнеры, являются правовые, финансовые, мотивационные, управленческие (см. в виде классификационной матрицы в табл. 2).

Важнейшим механизмом управления региональной системой СПО в целом является система обеспечения качества. Мы предлагаем следующую номенклатуру объектов управления качеством автономных учреждений СПО:

  • управление качеством кадрового персонала;
  • управление качеством обучаемых;
  • управление качеством образовательных программ;
  • управление качеством образовательного процесса;
  • управление качеством результата профессионального образования;
  • управление доступностью профессионального образования;
  • управление социальной и экономической эффективностью профессионального образования;
  • управление имущественным комплексом образовательного учреждения.

Каждое учебное заведение должно формировать свою систему обеспечения качества. Как показывает международный опыт, для этого можно использовать модель, предложенную Европейским форумом обеспечения качества. Она хорошо подходит для российских условий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальное партнерство, СПО, компетентно, ао-51

Похожие материалы:
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Дело мастера – учиться!
Некоторые подходы к обучению в Дании
В фокусе – мнение работодателя
Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования
Модернизация СПО: европейская версия
Модернизация СПО: европейская версия
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Расширяя круг социального партнерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#105Ростовский педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#104Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
#104Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
#98Цифровизация образования в России и мире
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство