Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Современное обучение в школе. Думать, чувствовать, переживать

43% абитуриентов Украины из тех, которые писали внешнее независимое оценивание по математике, с заданиями не справились. Результаты не только поражают, но и свидетельствуют о том, что распространенная практика «натаскивать» учеников на решение определённых задач себя не оправдывает – такой подход нельзя называть обучением.

04.09.2014
Просмотров: 1377
Мандражи Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики Харьковского национального аграрного университета им. В.В. Докучаева, руководитель кружка углублённого изучения математики Харьковского территориального отделения Малой академии наук Украины.

Хочется обратить внимание педагогической общественности на довольно низкий уровень знаний современных школьников и студентов. Так, 43% абитуриентов Украины этого года, из тех, которые писали внешнее независимое оценивание (ВНО) по математике, с заданиями не справились. Результаты не только поражают, но и свидетельствуют о том, что распространенная практика «натаскивать» учеников на решение определённых задач себя не оправдывает – такой подход нельзя называть обучением.

Учитывая, что источников информации в современной жизни слишком много, важно учить школьников навыкам исследовательской деятельности, совместно с учителем приходить к новым идеям. Просто давать готовые знания – на сегодняшний день этого мало, не нужно, давно себя исчерпало. Очень хочется, чтобы наши дети не только умели рассуждать, но и испытывали при этом радость и удовольствие.

Язык – хранитель тайн

Кого из нас в детстве не пугали злым дедом Бабаем, который тебя, непослушного ребёнка, придёт и заберёт? У нас на Украине в Харьковской области до сих пор балованным детям говорят: вот придёт дед Бабай и заберёт тебя, будешь тогда знать. И звучит это как угроза, очень впечатляюще. Однако, на мой вопрос: кто же этот дед и что в нём такого страшного? – люди обычно теряются и не знают, что сказать. Не скажу, что этот вопрос не давал мне покоя, но где-то в сознании он всё же остался и через много лет я вдруг, совершенно случайно, получила на него ответ. Разговорившись в Крыму с девочкой татаркой, от неё услышала: а мой бабай, ой, в смысле дедушка… Так вот оно что. И сразу вспомнились и моя экскурсия в Бахчисарай, и выражение «баш на баш», и статья о том, что монголо-татарского ига не было. Конечно, я не историк и не берусь настаивать на том, что моя версия самая стоящая и правильная. Просто хочу поделиться мыслями о современном образовании. О том, что волнует очень многих людей – современные дети по окончании школ и вузов имеют низкий уровень знаний. Разумеется, в этой статье я не ставлю себе цель решить данную проблему, но постараюсь охватить некоторые её аспекты и представить своё видение.

Как часто мы слышим, что наш язык – это наше богатство, неотъемлемая часть культуры народа, его истории, его отношения к жизни, природе, людям. Изучением этого занимаются филологи. А ведь согласитесь, сколько интересного таят в себе данные знания, сколько возможностей они скрывают, причём не только для того, чтобы привить любовь к языку. В этих знаниях заложен огромный потенциал для увлекательных исследований, рассуждений, интересных гипотез и сомнений. Наверное, мы все понимаем, что жизнь стремительно изменяется, а вместе с ней меняется и речь. Если буквально пару десятилетий назад мы гордились богатством и могуществом русского языка, мелодичностью и нежностью украинского, то сейчас наблюдается массовое упрощение и минимизация словарного запаса. Хорошо это или плохо? Реальность демонстрирует, может и кричит – уровень грамотности общества падает. А вместе с этим, под новые ударения и появляющиеся новые слова сомнительной ценности (выражение позаимствовано у специалистов-словесников) переписываются современные словари, в которые под стать времени вносятся изменения в орфографию. Стоит ли? Или, возможно, именно по этим изменениям через многие годы и века наши потомки и будут судить о жизни людей первой половины ХХІ столетия. И вообще, почему я, математик, говорю о языке? Потому, что умение правильно, красиво и убедительно формулировать свои мысли, а, следовательно, и умение грамотно выстраивать свою речь очень важно на уроках математики, если мы хотим привить ученикам любовь к рассуждениям, раскрыть им красоту мысли.

Сейчас модно говорить о силе рассуждений, о критическом отношении к информации, а как к этому прийти? Довольно часто в прессе обсуждался вопрос о том, что стремительное изменение нашей жизни должно влиять и менять систему образования. Если раньше учитель был основным источником знаний, то сейчас эта его функция почти полностью отпала. Так какова же роль современного учителя? Мне видится его основная роль в организации  уроков как мини исследований, за которыми следуют открытия. При этом, на мой взгляд, важно акцентировать внимание учеников на сопоставление разных точек зрения и подходов к решению. Выбор же самого красивого или рационального из предложенных решений осуществлять на основе уважительного отношения к разным мыслям и представлениям, а лучше вообще этот выбор оставить за учениками, ведь каждому больше нравится то, что он лучше понимает, любит, то, что дарит приятные переживания.

Почему я начала статью воспоминаниями из детства? Несколько лет назад в Интернете увидела заметку о том, что монголо-татарского нашествия на Русь не было. Позже данная тема стала более популярна, и таких статей стало больше (например, [1]). Так как ещё со школы я помнила про все рассказанные на уроках истории, прочитанные в книгах или увиденные в исторических фильмах ужасы данного периода, то, разумеется, мне было интересно, как авторы статьи аргументируют, на чём основывают свои сенсационные выводы. К сожалению, ссылки если и приводятся, то на довольно старинные издания, которые надо ещё поискать, да и доступ к подлинникам, думаю, разрешён только учёным-историкам. Потому данная информация осталась для меня только версией, предположением. И вот, когда я от девочки татарки узнала, что дедушка по-татарски – это бабай, то лично мне подумалось: это как надо было запугивать народ, чтобы он по истечении такого огромного периода времени (почти восьми веков) до сих пор страшил своих детей зловещим дедом Бабаем, уже и не помня, а кто вообще этот дед. Мало того, сразу вспомнилась экскурсия в прекрасный Крымский город Бахчисарай, когда нам экскурсовод пояснила, что само название Бахчисарай с крымско-татарского языка переводится как сад-дворец. Правда удивительно, для крымских татар сарай – это дворец, а для нас… Я думаю, каждый, да и вспомнил какое-нибудь старенькое, обветшалое для разных там вещей «а вдруг пригодится» строение. И для меня, тогда десятилетней девочки, это показалось уж слишком странно. Могу опять задаться вопросом, не проявление ли это нашими предками такого неуважения к культуре и языку народа, который позволял себе терроризировать и издеваться над ними. А довольно известное и часто употребляемое словосочетание баш на баш. Ведь опять же, баш с татарского – это голова, а когда обычно меняют голову на голову? Понимаю, кто-то может предположить, что данное словосочетание является подтверждением того, что предки наших народов вели обмен, например, скота, и всё же…

Язык – это воистину хранитель тайн. Вот ещё один интересный пример. Читаем в Википедии [2]: существуют две самые распространённые версии происхождения названия Украина. Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе и самой Украины), название «Украина» происходит от древнерусского слова оукраина – «пограничная область», которое изначально применялось к разным пограничным землям Руси и древнерусских княжеств. В этом значении этимология слова Украина рассматривается у российских, а также у наиболее влиятельных украинских и западных учёных, таких как Орест Субтельный, Пол Магочий, Омельян Прицак, Михаил Грушевский, Иван Огиенко, Пётр Толочко и других. Её указывают как основную Энциклопедия украиноведения и Этимологический словарь украинского языка. Отдельные деятели украинской диаспоры XX века и некоторые украинские историки и лингвисты выдвигают версию, что название «Украина» происходит от слова «край», «краина» (укр. «країна»), то есть просто «страна», «земля, заселённая своим народом». При этом утверждается, что термины «україна» и «окраїна» всегда чётко различались по смыслу. К идеологам такой версии относятся Мыкола Андрусяк, Сергей Шелухин, Григорий Пивторак, Виталий Скляренко, Федор Шевченко [2].

Обе версии имеют право рассматриваться, если каждая может в свою защиту предоставить убедительные факты и доказательства. Но я просто порассуждаю относительно предлогов на и в. Как известно, если кто-то из России соберётся посетить Киев, то он скажет, что едет на Украину. А почему не в Украину? Конечно, последнее время можно наблюдать изменения украинского языка и, не удивлюсь, если в русских словарях уже написано «в Украину». И всё же, мы говорим «на Украину». Вот так исторически возникло и появляется вопрос: почему? Возможно, этот маленький лингвистический нюанс как раз и говорит в пользу первой версии происхождения названия «Украина» – оукраина, окраина. Ведь мы на русском языке не скажем: я еду в окраину, а, естественно произнесём – я еду на окраину.

Для меня, как преподавателя математики, данные моменты очень интересны, ведь благодаря таким рассуждениям, осмыслениям, сопоставлениям и сомнениям мы учимся идти к истине. Это очень важно для строгости математических доказательств: внимательность к исходным утверждениям, сбор дополнительной информации, её синтез и анализ, сравнение и сопоставление, творческое осмысление, применение. Потому на уроках математики надо обязательно стараться развивать у учеников умения наблюдать, замечать, предполагать, проверять догадки.

Междисциплинарный подход

Как часто можно услышать о том, что математика – это только скучные и, зачастую, не нужные формулы, которые в жизни никогда не пригодятся. Однако так может говорить человек с очень низкой математической культурой, которому в школе не раскрыли красоту данного предмета, ведь математика – это, в первую очередь, мысли и рассуждения. А уже придание этим мыслям чётких форм-формул, для краткости изложений, – вторично. Вообще деление накопленных человечеством знаний на отдельные предметы является, конечно же, формальным. И всё же именно математика обладает огромными возможностями по развитию мыслительных способностей и, как я попыталась это показать выше, не только на математическом материале. Привлечение на уроках математики исторического, географического, филологического и другого материала исследовательского характера является эффективным и в плане организации обучения, и в плане повышения интереса к обучению, и, что не менее важно, в плане раскрытия значимости приобретённых знаний, умений и навыков для повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Вот, например, ещё одна история. Лекари ещё в древние времена стремились объяснить возникновение болезней [3, 128]. Так, в эпоху Возрождения, когда стали популярны научные исследования в различных областях медицины, итальянский врач Джероламо Кардано (1501-1576) диагностировал у английского епископа Гамильтона бронхиальную астму. В течение 40 дней Кардано лишь наблюдал за пациентом, изучая его характер и образ жизни. Он установил, что Гамильтон – человек вспыльчивый и раздражительный; он много работает за письменным столом, физическим трудом не занимается, питается обильно, нерегулярно и мало спит.

Для борьбы с образованием в организме вредных веществ архиепископу рекомендовалась лишь пища лёгкая и холодная. Кардано считал, что особо полезны куриный бульон, ячменный отвар и черепаший суп. Ежедневно он советовал выпивать больному от двух до четырёх пинт ослиного молока (ослицу кормили цветами розы, а также листьями мальвы и свеклы).

Для «очищения мозга» были рекомендованы лекарства и специальные процедуры. Среди них определённый режим дня, двухразовая еда, ежедневные верховые прогулки, работа и отдых попеременно, сон не ранее чем через полтора часа после ужина в течение 7-10 ч.

«Пусть достопочтенный лорд поверит, что нет ничего лучшего, чем непрерывный сон: пусть он, следовательно, занимает время для постели у времени, которые он отводит на дела или занятия, ибо это является главным способом обеспечения его жизни…» Не рекомендовал врач больному показываться на улице в дождь или в сильную жару, нюхать розы, считал, что вредно спать на перине из перьев. Поэтому епископ заменил перину шелковым матрацем и спал не на кожаной подушке, как это было принято в Шотландии, а на льняной наволочке.

Строгий режим и другие здравые рекомендации Кардано резко изменили образ жизни Гамильтона, и он довольно скоро почувствовал значительное облегчение. Больной выздоровел. Блестящая догадка врача того времени о действии внешних факторов дала положительный результат [3, 128-129]. Простая ли это догадка или всё же внимательный, рассудительный подход Джероламо Кардано-математика, внёсшего существенный вклад в развитие алгебры своего времени?

Согласитесь, современное образование располагает очень многими прекрасно разработанными и описанными подходами и методами, инновационными технологиями, которые могут в соответствии с современными требованиями и вызовами изменить как само образование, так и отношение к нему. Раскрыть для каждого человека важность, необходимость и значимость обучения можно не только через соответствующие знания, умения и навыки, которые он приобретает, но и через переживания, эмоции, мысли, личностное отношение. То есть обучение должно затрагивать не только ум, а и волю, чувства – известные истины. И учитывая, что процесс обучения – это взаимодействие учителя и его учеников, важно, чтобы именно увлечённость учителя, его знания и инновационность мышления определяли неравнодушие учеников, интриговали и привлекали их к сотрудничеству в познании и открытиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://slavyanin.org/node/40
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Украина_(название)#cite_note-1
  3. Адо В.А. Поллинозы: Повышенная чувствительность к пыльце растений / В.А. Адо, Н.Г.Астафьева. – М.: Знание, 1991. – 224 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: украина, точка зрения, школьные дневники

Похожие материалы:
ТПУ – инновационный «пояс» университета
Проблемы технической школы Украины
Физическая культура как инструмент развития ребенка
Расширение экспортных возможностей российских вузов
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Малые предприятия при медицинских вузах
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Национальное образование сквозь призму геополитики
Преподаватель глазами студентов
Гуманитарное знание. Освободиться от предрассудков

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 6 Оставить комментарий
Леонид Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Оксана Мандражи
Добра! Света! Тепла! :)
С Новым Годом, Оксана!

2016-01-01 00:09:21 Ответить пользователю

Оксана Мандражи Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Леонид
Здравствуйте, Леонид. Спасибо за комментарий. Я с интересом его прочитала и, Вы же знаете, согласна с Вами - история неоднозначна -, конечно же, надо дружить или хотя бы жить в Мире :), не предавая внутренние законы.
С теплом, Оксана Анатольевна

2015-11-04 16:47:20 Ответить пользователю

Леонид Незарегистрированный пользователь
Доброго Времени Вам, Оксана Анатольевна.)
Монгольская Орда и отношения с ней были неоднозначны в разные времена. Было и счёты сводили между собой с помощью Орды. Всё как в Жизни.)
По сути был военный союз - Русь выплачивала военную десятину. Этот военный союз помог Руси выстоять против Запада. Орда на притесняла Православную веру в отличие от Запада. Пока Орда не стала насильно насаждать Ислам. И позже объединилась с Европой против Руси.
История неоднозначна.
Очень интересно писал про это время Л.Гумилёв.
И конечно же надо дружить или хотя бы жить в Мире.)
Радуга - Ве'селка. Я помню.)
Дай Бог Вам.
Ваш ученик.

2015-10-28 15:49:20 Ответить пользователю

Людмила Ивановна Незарегистрированный пользователь
Данная статья напомнила мне моё детство. Когда мы с сестрой не слушалась, то нас тоже пугали: "Вот придёт дед Бабай и заберёт вас".

2015-05-24 14:31:11 Ответить пользователю

Оксана Мандражи Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Сэнсэй
Огромное спасибо за комментарий. Обязательно воспользуюсь Вашим советом и почитаю Александра Бушкова. Про табак - интересно (вообще об этом раньше как-то не задумывалась).

2015-03-09 18:15:55 Ответить пользователю

Сэнсэй
Спасибо, Ваша статья приятно читается. Но про отсутствие "Ига" стоит почитать Александра Бушкова "Россия которой не было". Это и интересно, а спокойно доказательно описывается. Междуусобные и прочие войны - это одно. Тесные и часто дружеские отношения с татарами (не монголами) - это другое. А "Иго" и страсти вокруг него накрученые в совсем недавний период -это третье. Бабаи страшновато выглядели из-за привычки жевать табак и закладывать его за губу, что и стали использовать как пугалку.

2015-03-03 14:51:10 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Из журнала
#84Форпост региональной системы образования
#88Технология внедрения профессиональных стандартов
#88Новости №88
#89Организация системы профессиональных квалификаций
#84Экспресс-форум №84
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»