Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Союз директоров ссузов России: пути развития

На очередном (шестом) съезде Союза директоров ссузов Россиине было официальных представителей министерств и ведомств. И средства массовой информации на него не приглашались. Исключение было сделано только для нашего журнала. Читайте подробности в нашем репортаже.

Просмотров: 2795

В каком формате работать дальше?

Ответ на этот вопрос ищет Союз директоров ссузов России

На очередном (шестом) съезде Союза директоров ссузов России, состоявшемся 17 апреля, не было официальных представителей министерств и ведомств. И средства массовой информации на него не приглашались. Исключение было сделано только для нашего журнала.

Надо сказать, что для некоторой закрытости были свои, довольно веские причины. Главная из них – на съезде решались преимущественно организационные вопросы: давалась оценка работе союза за истекшие два года и определялось, кто войдет в состав его руководящих и исполнительных органов в течение следующего периода. Но можно ли выполнить такую задачу, не обращаясь к конкретным делам и острым вопросам? Наверное поэтому в своем докладе руководитель союза директоров Виктор Демин не столько отчитывался о деятельности за истекший период, сколько говорил о самом наболевшем.

О государственной политике

Первая по важности проблема – влияние общественной организации на государственную политику в области среднего профессионального образования. По мнению докладчика, изменения к лучшему в этом деле есть. За период с 2010 по 2012 год состоялись три заседания Государственного Совета РФ, четыре рабочих совещания под руководством Президента и председателя правительства РФ и шесть парламентских слушаний, в подготовке которых так или иначе были задействованы представители союза директоров. Кроме того, стремясь донести до политического руководства страны круг проблем, которые имеются в среднем профессиональном образовании, Виктор Демин от имени союза дважды обращался к участникам съездов партии «Единая Россия».

По итогам заседаний Государственного Совета были приняты протокольные поручения, составленные с учетом предложений союза. В результате учреждения СПО включили в национальный проект «Образование», что позволило открыть во многих колледжах ресурсные центры, и в эксперимент по прикладному бакалавриату. Помимо того начальное и среднее специальное образование вошло в Федеральную программу развития образования, а для поддержки региональных программ развития образования государство выделило почти три миллиарда рублей. В 2012 году планируется продолжить финансирование.

Таким образом немалая часть учебных заведений получила государственную поддержку. Но что касается всей системы СПО, то, как следует из доклада и из выступлений, проблемы остались. Более 20 лет государство не строило для учебных заведений ни зданий, ни сооружений, ни лабораторной базы. Да и нормы строительства ссузов устарели, не рассчитаны, к примеру, на использование электронных средств обучения. Структура и качество библиотечного фонда тоже вызывают вопросы. Модернизация в системе СПО требует обновления всех компонентов: и содержания образования, и материально-технической базы, и кадрового состава, причем одно невозможно без другого. А проекты, получившие поддержку, – точечные, они не рассчитаны на финансирование всей системы. Почему? Как пояснил Виктор Демин, не только из-за недостатка средств. «На заседаниях Госсовета подчеркивалась мысль, что образование как система формирования интеллектуального капитала нации является базой для развития отраслей экономики и выступает важнейшим звеном развития инноваций. Нам, как участникам рабочей группы, казалось, что решить проблемы, которые копились десятилетиями, просто. Подъем образования можно осуществить путем расширения инвестиций, развития собственной базы учебных заведений. Мы этой простотой поделились с политическим руководством. И столкнулись не с противоречиями и противоборством, а с разъяснениями, из которых пришлось сделать очень важный вывод. Модели экономического роста, которые сформировались в стране, требуют совершенно нового подхода к образованию, которое должно обеспечить повышение производительности труда, новые качества производительных сил и трудовых ресурсов, усиление внутреннего рынка. Государство не намерено делать инвестиции во всё неэффективное, нерациональное. Деньги в обмен на реформы и на результативность! Средства будут вкладываться только в эффективно работающие структуры. Это единая платформа подхода к развитию всей социальной сферы».

О проблемах регионализации

Члены рабочей группы получили еще одно очень важное разъяснение. Центр социально-экономического развития переходит в регионы. На реализацию этой четкой государственной политики направлены межбюджетные отношения и какого-либо пересмотра не будет. Виктор Демин сказал, что в свое время члены президиума обошли все кабинеты, где можно было ставить вопрос о сохранении учебной деятельности на федеральном уровне, и ничего не добились. Но он считает, что путь конфронтации с государством непродуктивный, нужен диалог.

Децентрализация в системе СПО оказалась болезненной для учебных заведений федерального значения. Один из выступающих даже назвал ее стрессовой. Были проблемы экономические, организационные, кадровые. Например оказалось, что не со всеми директорами бывших федеральных учебных заведений заключены трудовые договоры. И трудно сказать, насколько обоснованы такие решения. Часть учреждений СПО закрыта или объединена с другими. Всегда ли для этого были веские причины – тоже вопрос. С одной стороны, в нашей стране действительно имеются колледжи и техникумы, которые не могут готовить кадры, необходимые области или республике. И есть малочисленные учебные заведения, которые невыгодно содержать региону. А с другой, – не обошлось и без случаев, когда «кому-то понадобились помещения и ставки». Союз директоров решил отслеживать судьбу учебных заведений, переведенных на региональный уровень, с тем, чтобы на основе анализа строить диалог с властными структурами различных уровней.

Как следует из доклада, вызывают беспокойство вопросы подготовки кадров для военно-промышленного комплекса и некоторых отраслей экономики. Решать их только на региональном уровне невозможно. По словам Виктора Демина, разделяет это беспокойство и вице-премьер правительства, руководитель аппарата Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрий Рогозин. Он дал союзу директоров поручение оценить ресурсную, кадровую, учебно-материальную базу образовательных учреждений, прямо или косвенно работающих на обороноспособность страны, и составить список ссузов, которые могли бы находиться под особым вниманием Правительства РФ и военно-промышленной комиссии.

О кадровом потенциале

Владимир Путин на одном из заседаний Государственного совета заметил: «Какие бы протокольные решения не принимались, если их не воспримет педагогическое сообщество, мы не сможем продвинуться вперед даже в условиях серьезного финансирования. Если не решить кадровую проблему, многие заявленные вопросы в развитии экономики так и останутся на бумаге». Именно с этой позиции оценивался на съезде вопрос о кадровом потенциале системы СПО. «Когда мы говорим о новой миссии или подготовке и повышении квалификации, то естественно задаем вопрос, а готов ли наш педагогический корпус решать эту сложную проблему? – спросил Виктор Демин. – Я вам отвечу: с большой натяжкой! Динамика развития рынка экономики настолько изменчива, что, к сожалению, мы вместе с педагогическими коллективами не успеваем решать эти вопросы».

Однако Виктор Демин выразил удовлетворение тем, что учебные заведения, которые работают по подготовке кадров в сфере машиностроения, очень серьезно продвинулись как в вопросах профессионального обучения, так и повышения квалификации.

О союзе директоров

За истекший период Союз директоров ссузов РФ вырос и окреп организационно и сейчас имеет отделения во всех областях и республиках страны. Кроме того, в его состав входят 19 отраслевых ассоциаций.

Союз взаимодействует с широким кругом учреждений, организаций, общественных объединений. В их число входят Администрация Президента РФ, аппарат Правительства РФ, экспертные советы по законодательному обеспечению развития НПО и СПО Государственной Думы и Совета Федерации, Министерство образования и науки РФ, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская академия образования, ФИРО, НИИ развития профессионального образования г. Москвы и другие.

Диалог с ними позволяет союзу участвовать в формировании государственной политики, отстаивая интересы ссузов, по-новому осмысливать процессы, происходящие в образовании, и понимать, в каком формате нужно работать дальше. Например, сотрудничество с Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, ассоциациями работодателей помогает решать вопросы оценки качества образования, подготовки специалистов по новым ФГОС, общественно-профессиональной аккредитации. Контакты с Центром изучения проблем профессионального образования способствуют познанию особенностей образовательного пространства, в котором живет Европа, включению СПО в Копенгагенский процесс. На съезде сообщалось, что сегодня более 200 учебных заведений имеют прямые связи с зарубежными коллегами, перенимают их опыт и подходы к решению тех или иных вопросов.

Распоряжение Правительства РФ, вслед за которым последовал перевод образовательных учреждений среднего звена на региональный уровень, поставило союз директоров в трудное положение. Некоторые из организаций, входящие в его состав, даже взносы платить перестали. Возник вопрос: нужен и возможен ли союз, когда все решается на региональном уровне? Виктор Демин дал на него утвердительный ответ. Он считает, что и в такой ситуации должна быть организация, участвующая в формировании государственной политики, теперь уже не только на федеральном, но и на региональном уровне. Еще одно важное для союза директоров дело, – распространение передового опыта, которого так много в областях и республиках России. А конкурсы, которые проводит эта организация, нужны как площадка для изучения и пропаганды передового опыта. Но, по мнению Виктора Демина, надо подумать, как изменит новая реальность роль и место союза? Какими теперь должны быть экономические и организационные основы его функционирования? И наконец, что предполагают новая стратегия и новая тактика? Давать свои ответы на эти вопросы руководитель союза директоров не стал. Он предложил обсудить их отдельно, созвав осенью еще один съезд.

Выступающие это предложение поддержали. Они тоже считают, что нужно выяснить, какой будет политика государства в отношении оборонных предприятий, как работают советы директоров в областях и республиках, разобраться с содержанием обучения и подготовить полномасштабный съезд. И почти все высказались за существование союза. В образовании происходит много изменений, и подчас директорам трудно сложить из них единую картину. А союз это может. Но все-таки главное – влияние на политику государства.

Прозвучал на съезде и хороший совет. Дала его сотрудница Министерства образования и науки РФ Татьяна Калинина, которая, поднявшись на трибуну, сразу же подчеркнула, что она здесь «в частном порядке». В выступлении эта участница съезда предложила обратить внимание на вопросы уставной деятельности и как следует их проработать, а также посоветовала подписать соглашение с Министерством образования и науки РФ, способствующее тому, чтобы решения союза директоров принимали и выполняли в регионах.

По-разному оценили участники съезда работу Союза директоров ссузов России. Одни высказались за отличную оценку, другие – за неудовлетворительную, но подавляющее большинство все-таки остановилось на традиционной.

Президентом Союза директоров ссузов России был снова избран Виктор Демин («за» проголосовали 94 процента, «против» – 4, «воздержались» – 2).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Точки роста рабочих компетенций
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Преобразования в профобразовании
Модернизация есть, а здравый смысл?
Объединяющая площадка профессионального образования
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Проблемы модернизации профессионального образования
Объединение систем НПО и СПО
Интервью с Виктором Дёминым

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ