Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Социально-гуманитарное знание: кто справится с кризисом?

В последнее время причиной большинства общественных и экономических проблем называют тотальную гуманитарную "глухоту", а улучшить эту ситуацию – дело гуманитариев. Своими рассуждениями по этой проблеме поделился Олег Борисович Божков – старший научный сотрудник Социологического института РАН, преподаватель СПбГУКИ.

Просмотров: 2649

Должны ли гуманитарии изменить сложившуюся ситуацию в нашем обществе? И да, и нет. Во-первых, многие проблемы, особенно на селе, если и зависят, то не от гуманитарной «глухоты», но от тотальной глухоты властей ко всему, что их самих не касается. Кроме того, это не просто гуманитарная, но, прежде всего, нравственная «глухота».

Во-вторых, надо бы уточнить, кого мы имеем в виду, когда говорим «дело гуманитариев»? Ведь это очень широкий круг образованных людей и разных специальностей: филологи, лингвисты, историки, обществоведы и т.п. Но не только. А врачи (в том числе, ветеринарные), биологи, педагоги, художники (в широком смысле) – да все, кто имеет дело не с техникой и не с неживой природой. Раньше, по крайней мере, в России, имея в виду то, что теперь называют гуманитариями, употребляли другое понятие – интеллигенция; на западе употребляли для этого другое слово - интеллектуал.

Нынче понятие интеллигенции оказалось практически беспредметным – осталось обозначение, но исчезающим малым оказалось обозначаемое. Беда в том, что само гуманитарное образование и гуманитарное знание дегуманизируется – подгоняется под общие прагматические, меркантильные рамки. А с другой стороны, гуманитарное знание, я бы сказал - «размягчается», то есть все дальше и дальше отрывается от естественнонаучного знания, требующего логики, доказательства, верифицируемости (проверяемости). Это просто поразительно, что на факультетах социологии, психологии, истории в программе обучения отсутствует такая дисциплина, как логика. Я уж не говорю о математике.

И, наконец, в последнее время, особенно последние 20 лет, существенные – и, на мой взгляд, негативные – изменения происходят с естественными языками (в частности, с английским и русским). Правда, это отдельный вопрос, о котором не хотелось бы говорить вскользь или между прочим. Однако стоит сказать, что язык не просто упрощается, но становится каким-то «птичьим». В этом немалая «заслуга» мировой паутины – Интернет и вообще компьютерных технологий.

Что необходимо предпринять в условиях сложившейся ситуации? В какой поддержке нуждается социально-гуманитарное образование сегодня? На мой взгляд, самое главное – надо начинать с первых классов обычной школы. И, прежде всего, обратить внимание на преподавание русского языка (включая не только грамматику и синтаксис, но также и стилистику письменной и устной речи), литературы и истории (русской истории – и без новомодных тенденций). В том числе, прекратить эту вакханалию с пресловутым ЕГЭ. Необходимо освободить от министерской «цензуры» уроки истории и литературы. Конечно, есть опасность, что некоторые учителя не смогут адаптироваться к новым условиям, но, думаю, что таких все-таки меньшинство, в основном наши учителя вполне нормальные, вменяемые люди. На всякий случай можно устраивать периодические контрольные уроки в качестве проверки их содержания.

В-третьих, не стоит огульно отбрасывать всё, наработанное отечественной педагогикой в советское время. Например, уроки нравственности, которые активно внедрялись даже в застойные 70-е годы во всех школах. На таких уроках обсуждались актуальные житейские проблемы в контексте общечеловеческих моральных требований и норм. Замечу, без обращения к религии вообще и православию, в частности (ведь мы жили в атеистическом государстве).

Конечно, мои предложения – не панацея. Кем-то они могут быть дополнены или вообще признаны неэффективными. Но это моя точка зрения, на которую, надеюсь, имею полное право.

Наконец, стоит обратить внимание и на вопрос, касающийся образа современного молодого человека. Как и во все времена, молодежь очень разная. Поэтому говорить о ней вообще, как и вообще о россиянах, бессмысленно. Среди современной молодежи есть и абсолютно не отягощенные нравственно личности, есть обычные ребята, «плывущие по течению», есть также и люди нормальные (в моем понимании). Не знаю, какую долю составляют в общей массе молодежи последние.

По моим впечатлениям от постоянного общения со студентами, таких совсем не мало. Но, к сожалению, даже думающие студенты, которых я мог бы назвать своими единомышленниками, мало образованы. Когда упоминаешь в лекциях художественные произведения, которыми мы зачитывались в свое время, приходится, как минимум, пересказывать содержание этих произведений. Когда упоминаешь имена людей, бывших кумирами моего поколения, приходится давать подробные биографические справки. Даже когда на занятиях исполняешь песни Б.Гребенщикова (такое у меня иногда случается), а потом спрашиваешь, чья это песня, не во всякой аудитории находится человек, который может дать правильный ответ. А что уж говорить о В. Высоцком, Б. Окуджаве, А. Галиче? Неоспоримым кажется одно – очень важно рекрутировать единомышленников среди молодых, ведь сверстники прислушиваются к ним более охотно.

Олег Борисович Божков. Социологический институт РАН (СИ РАН). Сектор социально-культурных изменений.Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Факультет культурологии и социологии. Кафедра теории и истории культуры.

Ответ на публикацию Средство от гуманитарной «глухоты»

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПбГУКИ, олег божков, воспитательная работа, гуманитарное образование

Похожие материалы:
Кадровый потенциал инновационного развития Кубани
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Школа проектирования воспитательных систем для вузов
Интеллектуальный чемпионат «Корабелки»
Ассоциация преподавателей русского языка создана в Тульской области
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
«Грамота.ру»: информировать, консультировать, просвещать
ДемиУрГИ гуманитарного образования
Оптимизация воспитательного процесса в техническом вузе
Уссурийский агропромышленный колледж реализует программу духовно-нравственного воспитания

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
Конференция пройдет при участии института межкультурной коммуникации института русистики...
Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
С 24 по 26 июня на базе Алтайского государственного университета будет проходить 16-я...
В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
Заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий...
Из журнала
#99Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
#103Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия
#103В Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова реализуется концепция непрерывного флотского образования
Информационная лента
10:12Кадры будущего: в БФУ им. И. Канта открыли уникальный Центр развития современных компетенций детей
10:00В ТвГУ пройдет Международная научно-практическая конференция «Языковой дискурс в социальной практике»
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе