Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №81

Читайте в номере: Образовательный ландшафт будущего; педагогическое образование; гражданско-патриотическое воспитание; Удмуртская Республика; экспертный совет по негосударственному сектору образования при Комитете ГД РФ по образованию; основные направления развития СПО в среднесрочной перспективе; модели государственно-общественного управления в ДПО.

Просмотров: 98

В поисках системы координат

Галина МотоваГалина МОТОВА, главный редактор

Чтобы ориентироваться в пространстве, люди в средние века изобрели параллели и меридианы – своеобразную рыболовную сеть, наброшенную на глобус. Так возникла система координат, решив проблему навигации. В настоящее время необходима разработка навигации для безбрежного океана информации, – такое выразительное сравнение привел министр образования Дмитрий Ливанов на Форуме по информационному взаимодействию, организованном в Москве в середине сентября Минобрнауки РФ (репортаж «Универсальное лекало для информационного взаимодействия»).

Но не менее важна в настоящее время (и особенно для России) система координат по вопросу взаимодействия между высшим образованием и рынком труда. Философская дилемма, что первично – курица или яйцо, – для системы образования выросла в конкретную проблему. Что должно определять содержание образования: образовательные или профессиональные стандарты? Судя по государственной политике, той поспешности, с которой формируются профстандарты, и объему выделяемых на этот процесс бюджетных средств (блок новостей), можно сделать очевидный вывод: требования к содержанию образования должен диктовать рынок труда. Но если решить сиюминутные проблемы нехватки квалифицированных кадров на производстве, следующее поколение выпускников вузов может оказаться безработным – слишком быстро сегодня меняется сфера профессиональной деятельности. А значит, нужны совсем другие подходы: «подготовка квалифицированных специалистов, способных проектировать новые виды деятельности, справляться с задачами, которые еще не имели решения, создавать современные <…>, опережающие время продукты и услуги, брать на себя ответственность, особенно в ситуации неопределенности и ограниченности ресурсов, постоянно доказывать собственную эффективность реальными результатами <…>, оперативно переориентироваться в соответствии с вызовами времени» (интервью с первым проректором – проректором по образовательной деятельности Балтийского федерального университета им. И. Канта И.Ю. Куксой). И в этом случае необходим «процесс с двусторонним движением». А если бизнес не готов стать партнером, оставаясь «просто заказчиком», ждет, когда ему принесут что-то готовое да еще желательно бесплатно, ничего из этого не выйдет (интервью с ректором Удмуртского государственного университета Г.В. Мерзляковой).

На конференции министров образования, прошедшей в апреле этого года в Ереване в рамках Болонского процесса, министр образования и науки Латвии справедливо отметила: «Нам необходимо говорить не о том высшем образовании, которое обслуживает экономику, а о том, которое ее создает». Поэтому совсем не фантастично выглядит картина будущего системы глобального образования, описанная ректором Нижегородского государственного педагогического университета А.А. Федоровым. Это будет три типа образовательно-логистических организаций: образовательные корпорации по производству образовательного контента – онлайн курсов идеального качества (а не место, где учат), кол-центры, сопровождаемые модераторами, – «крепкими производственниками с компетенциями педагога профессионального обучения», и собственно вузы, в которых людей учат работать с людьми и обеспечивают взросление.

Совсем скоро все более безнадежно будут выглядеть попытки государства стреножить тенденции расширения безграничного образовательного пространства. Ни повышение баллов ЕГЭ при поступлении в вуз, ни финансирование бюджетных мест для подготовки специалистов в приоритетных областях экономики и производства, ни сокращение конъюнктурных программ не изменят общей тенденции.

Возможно, самым эффективным механизмом для соотнесения образовательного и трудового пространства является система навигации и координат – единая структура квалификаций. Такая, как в европейском регионе. Но у России особое отношение к европейским инициативам (статья «Кто кого: Россия в Болонском процессе»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-81

Похожие материалы:
Слово редактора к №46
Слово редактора к №76
Слово редактора №96
Слово редактора к №45
Слово редактора к №35
Слово редактора к №63
Слово редактора к №56
Слово редактора к №83
Слово редактора к №62
Инклюзия в высшем образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#102Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
#97Баварско-российская конференция по экономическим наукам
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#95Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве