Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №65

Темы номера: новый закон «Об образовании в Российской Федерации»; профессиональное самообразование; ФЦП развития образования: итоги 2012; государственно-частное партнерство в профобразовании; сертификация квалификаций; российский рейтинг вузов; национальная модель аккредитации в Казахстане; интернационализация высшей школы; вопросы признания иностранного образования.

23.08.2013
Просмотров: 1586

Тюнинг для специалиста

Галина МОТОВА,
главный редактор

Новый учебный год мы начинаем с новым отраслевым законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу 1 сентября. Для тех, кто еще не осилил этот многостраничный документ: практика его внедрения принесет много сюрпризов.

В определенном смысле заложены революционные изменения, не менее кардинальные чем те, что были в самой первой версии закона 1992 года. Чего стоят, например, отказ от установления вида образовательного учреждения при государственной аккредитации (а значит, изменить статус института на университет будет практически невозможно), снятие запрета на приватизацию образовательных учреждений, отказ от документа об образовании государственного образца и многое что еще.

Даже сам факт изменения понятий – «высшего профессионального образования» – на «высшее образование» свидетельствует не только о желании законодателей привести букву закона к положениям Конституции РФ, но и о смене самой парадигмы подготовки кадров в высшей школе. За образец берется западная система обучения на основе трехуровневой подготовки и присвоения не профессиональных квалификаций, а академических степеней. Высшее образование теряет свой профессиональный статус и ориентируется прежде всего на образовательную функцию.

Вместе с тем в сфере экономики и производства серьезных изменений в ожиданиях к компетенциям выпускников вузов не произошло (по результатам социологических исследований Высшей школы экономики в материале «Лед тронулся, но проблемы еще не разрушил»). Работодателям в большинстве своем нужны специалисты, способные сразу приступить к решению производственных задач и еще желательно сразу с повышением производительности труда. Они не готовы взять на себя «доводку» молодого специалиста – такое могут себе позволить только очень крупные предприятия. И повышение квалификации персонала для не слишком больших частных предприятий – задача далеко не первоочередная. Поэтому ориентир, например, Северо-Кавказского федерального университета «брать не числом студентов, а их умением, знанием будущей профессии» остается актуальным для всей системы профессиональной школы (статья А.А. Левитской «Не числом, а знанием»).

Создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, региональных центров сертификации квалификаций, как и самих профессиональных стандартов в качестве основы их деятельности, проблему «профессионализации» быстро не решит.

Да и смогут ли, учитывая современное состояние производства? «Разработка отраслевых стандартов вызывает вопрос: если, например, российские автомобили неконкурентоспособны на мировом рынке, как же их производители смогут разработать действительно современный востребованный стандарт?» – совершенно обоснованно подчеркивает декан факультета повышения квалификации преподавателей Камской государственной инженерно-экономической академии С.В. Касьянов.

Профессиональное образование остается только в сфере среднего и дополнительного профобразования. И именно в этой области сегодня стоит задача стать «передаточным звеном» между образованием и профессией. И именно эти учебные заведения в большей степени нуждаются в поддержке государ ства и бизнеса в виде благотворительности, социального или государственно-частного партнерства (статья А.Н. Лейбовича «Союз рубля и знаний»). Однако отсутствие четко прописанных обязательств сторон – как в законодательстве, так и в региональных нормативных документах – ограничивает возможности подобного партнерства. «Бизнес часто смущают неопределенность условий, необязательность, нечеткость перспектив и отсут ствие необходимых гарантий, когда существует лишь договоренность на уровне двух директоров – техникума и предприятия.

Все прекрасно понимают: стоит уволиться одному из них, и рухнет вся система взаимосвязи» (материал Межрегионального отраслевого ресурсного центра в области транспорта, г. Тольятти).

Есть еще надежда на сознательность каждого отдельного гражданина страны в необходимости самообразования и повышения квалификации («Профессиональное самообразование – безграничный экономический и социальный ресурс»). Но надежда небольшая, поскольку современные «юноши и девушки не считают труд ценностью…

Стремление «жить хорошо» не совпадает у них со средствами достижения этой цели» («Специальности обучился, а на производстве пригодился?»).

Проблемы профобразования и получения профессии фактически выведены за рамки нового закона и переданы в профессиональную среду. Но она к этому еще не готова. Кто кому в этой ситуации должен пойти навстречу?

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-65

Похожие материалы:
Слово редактора к №67
Слово редактора к №95
Слово редактора к №66
Слово редактора к №49
Слово редактора к №31
Слово редактора к №37
Слово редактора к №48
Слово редактора к №77
Слово редактора к №94
Слово редактора к №85

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#91Проект «5-100»: перезагрузка
#93Педагогика опережающего развития
#88Инновационный центр региональной экономики
#92Современные вузы: многообразие стратегий развития
#88
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ