Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №49

Вступительное слово Галины Мотовой, главного редактора журнала «Аккредитация в образовании», к №49.

Просмотров: 1657

Битва за… прием

Галина МОТОВА,
главный редактор

Эту битву высшая школа если и не выиграла, то, по крайней мере, не проиграла. Приемная кампания в вузы в 2011 году обещала быть самым тяжелым испытанием и критичным не только для платного, но и бюджетного приема. Но вузы в большинстве своем сумели обеспечить набор первокурсников, добрав выпускников прошлых лет и желающих получить второе высшее образование.

Однако проблемы на этом не закончились: в вузы пришли как никогда слабые абитуриенты. Сколько из них останется после первой сессии, а сколько дойдет до выпуска? Не пора ли уже сейчас готовиться к битве «за урожай», то есть за сохранность контингента студентов и выпускников? Об этом уже сейчас задумались даже ведущие вузы страны – читайте в номере материалы Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), Оренбургского государственного аграрного университета, – предлагая различные подходы к решению проблемы низкого качества знаний первокурсников, их мотивации к таким непопулярным специальностям, как инженерные и сельскохозяйственные.

Если школа последние несколько десятилетий ориентируется даже не на среднего, а на слабого ученика и постоянно снижает требования, если демографические проблемы, умноженные на последствия реформы школьного образования, достигли в этом году своего пика, приходится сознавать, что высшей школе предстоят кардинальные изменения прежде всего в дидактике. Сегодня студенты разные, но других нет и в ближайшие годы не будет. А значит, нужно помогать слабым, мотивировать (а не отчислять!) ленивых, стимулировать интерес к профессии. Массу примеров такого подхода можно наблюдать в учреждениях среднего профессионального образования и в филиалах вузов. Но индивидуальный подход – это не только и не столько борьба за сохранение контингента, это усиление внимания и поддержки талантливой творческой молодежи, чтобы было на кого равняться. Такой подход – в материале о победе российских студентов на международной олимпиаде по математике!

Проблема падения качества подготовки студентов поднимается в этом номере журнала и с других позиций – качества преподавания. Нелицеприятная «сторонняя» критика сложившегося стереотипа процесса преподавания в России (в статье В.И. Лившица, преподавателя Университета Бен-Гуриона, Израиль), если быть честными перед собой, звучит довольно справедливо.
И все же «спасение утопающих» зависит не только от самих «утопающих». Трансформация дидактических подходов в высшей школе должна сопровождаться не менее кардинальными изменениями государственной поддержки системы образования.
По мнению члена комитета Совета Федерации по образованию и науке, президента Союза развития наукоградов России В.В. Сударенкова, необходимы стимулирующие, а не фискальные подходы в отношении исследователей и производителей инновационной продукции. Необходимо также, по мнению председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора Российского нового университета В.А. Зернова, «формирование конкурентной среды, составляющей основу развития системы образования любой страны».

Очень обнадеживающе звучало обсуждение этих проблем в начале сентября на заседании Комитета Государственной Думы РФ по образованию, в частности обсуждение законопроекта о предоставлении аккредитованным негосударственным вузам возможности бюджетного приема студентов для создания конкурентной среды, а значит, и повышения качества образования. А также обсуждение проблемы студенческого самоуправления, законодательное решение которой даст возможность студентам отстаивать свои права и, в том числе, стимулировать качество преподавания (материалы круглого стола, прошедшего в Минобрнауки РФ).

К началу нового учебного года появился новый вариант законопроекта «Об образовании» и десятки проектов новых нормативных документов, которые с большой долей вероятности очень скоро будут утверждены и внесут серьезные изменения в процессы организации и регламентации деятельности вузов. Так что скучно и спокойно точно не будет.

С началом учебного года, дорогие коллеги!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-49

Похожие материалы:
Слово редактора к №79
Слово редактора к №101
Слово редактора к №90
Слово редактора к №74
Слово редактора к №60
Слово редактора к №40
Слово редактора к №59
Слово редактора к №100
Слово редактора к №42
Слово редактора к №87

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани
26 октября в казанской «Татнефть-арене» пройдет бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» с участием более...
Меморандум о сотрудничестве между университетом Самарканда и ВолГУ подписан на Российско-Узбекском форуме
Завершилась работа III Международного Российско-Узбекского молодежного форума в Волгограде. На...
Научно-инновационный форум «СорокИНН» на базе СГУ им. Питирима Сорокина
Научно-инновационный форум «СорокИНН» представил на базе СГУ им. Питирима Сорокина более 40...
СамГУПС участвует в разработке проекта ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога»
В Самарском государственном университете путей сообщения состоялся «День компании «РЖД» в...
Технический Университет Остравы и Тюменский индустриальный университет подпишут меморандум о сотрудничестве
Основной акцент во время визита чешской стороны в Тюменский индустриальный университет был сделан...
Из журнала
#92Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
#91Формирование сети опорных университетов
#91Дополнительное образование детей
#98Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
#97Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
Информационная лента
14:23Сотрудничество БелГУ с коллегами из Беларуси
14:15Конференция «Современные тренды развития стран и регионов-2018» пройдет в ТИУ
13:43В БФУ им. И. Канта пройдет научно-практическая конференция по правовым основам цифровой экономики
10:59Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
11:43Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани