Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слагаемые и множители Интернет-олимпиады

Международная Интернет-олимпиада по математике объединила в этом году вузы 15 государств. Задания выполнялись на четырех языках – русском, английском, китайском и иврите. Из шестидесяти двух медалей разного достоинства по итогам международного рейтинга российские участники стали обладателями сорока трех.

Просмотров: 2314

Мысль использовать технологию федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования для проведения студенческой Интернет-олимпиады возникла у автора идеи ФЭПО профессора Владимира Наводнова три года назад.

В 2008 году в качестве эксперимента олимпиада была проведена по пяти дисциплинам: математике, физике, химии, теоретической механике и сопротивлению материалов. В них приняли участие более 400 студентов из 6 вузов России. Олимпиада по математике вошла в перечень всероссийских олимпиад, проводимых Рособразованием.

В 2009 году Интернет-олимпиада была поставлена в режим широкой апробации. В первой Всероссийской Интернет-олимпиаде по математике приняли участие 5400 студентов из 248 вузов. Всероссийская студенческая Интернет-олимпиада «Инфокоммуникационные технологии в сложных технических системах» собрала 2500 человек из 132 высших учебных заведений.

В 2010 году Интернет-олимпиада проводится по 7 дисциплинам: математике, физике, химии, информатике, теоретической механике, сопротивлению материалов и русскому языку. В ней принимают участие более 18 тысяч студентов из 366 вузов.

С этого года Интернет-олимпиада проходит под патронажем Российской академии образования.

Международная открытая Интернет-олимпиада по математике объединила в этом году вузы 15 государств: стран СНГ, Китая, Израиля, Польши, Румынии, а также Бразилии и Австралии. Задания выполнялись на четырех языках – русском, английском, китайском и иврите. Из шестидесяти двух медалей разного достоинства по итогам международного рейтинга российские участники стали обладателями сорока трех. Абсолютным победителем, набравшим наибольшее количество баллов, признан студент Тимишоарского западного университета (Румыния) Беньямин Богозель.

Отборочный этап

Благодаря уникальным возможностям Интернета в первом вузовском туре олимпиады приняли участие около семи тысяч студентов. В одно и то же время участник из любой точки планеты, получив заранее логин и пароль, мог войти в систему и выполнить задания. Студенты с лучшими результатами в своем вузе прошли на следующий этап.

Распределение медалей по итогам международного рейтинга:

Россия – 16 золотых, 12 серебряных, 15 бронзовых;
Израиль – 2 золотых, 1 серебряная;
Румыния – 1 золотая, 4 серебряных, 6 бронзовых;
Киргизия – 1 золотая, 1 серебряная;
Армения – 1 серебряная;
Украина – 2 серебряных.

Второй тур Интернет-олимпиады по математике состоялся в 23 городах России, Армении, республиках Беларусь и Казахстан, Китае. Кроме того, в этом году впервые проводилось командное первенство, в котором приняли участие как команды отдельных вузов, так и сборные регионов и федеральных округов. Одновременно вышли на видеосвязь 93 команды из 14 стран. В результате упорной борьбы первое место заняли российские студенты. Первенствовала команда Алтайского государственного университета, капитан – Александр Кирлица. Второе и третье места заняли студенты из Румынии.

Задачи для находчивых

Третий, заключительный тур Международной открытой Интернет-олимпиады по математике прошел с 19 по 20 мая. Центрами студенческого соревнования стали города Йошкар-Ола, Хабаровск, а также Харбин (Китай) и Ариэль (Израиль). Этот этап проводился в традиционной форме, то есть студенты оформляли решения задач в письменном виде и работы проверялись членами жюри. Дойти до третьего тура – большой успех, и в словах приветствия члены оргкомитета отметили, что все присутствующие участники – уже победители.

Перед началом олимпиады состоялся телемост Хабаровск – Йошкар-Ола, Йошкар-Ола – Ариэль (Израиль), во время которого студенты пожелали друг другу удачи, а организаторы обменялись заданиями. Шесть задач подготовила российская сторона, еще шесть представило израильское жюри.

Как и в прошлом году, на первой Всероссийской Интернет-олимпиаде по математике задания имели нестандартный характер и были по силам только самым находчивым. «Одна из главных целей разработчиков Интернет-олимпиады – использовать задания на развитие компетентности – третьего уровня усвоения материала, который становится сегодня особенно популярным. Его достигают те студенты, которые не только обладают знаниями, но и умеют их применять, то есть, используя типовые методы, могут решать нетиповые задачи», – рассказал один из инициаторов и руководителей проекта Владимир Наводнов.

То, что организаторам Интернет-олимпиады это удается, отмечают и руководители команд. «Интернет-олимпиада очень нужна молодежи, во-первых, потому, что ребята общаются друг с другом. Во-вторых, хорошо, что задачи имеют нестандартный характер, такой, какой они не ждали, так как в жизни они столкнутся именно с ситуацией, которую не ждут», – отметил Юрий Пичугин, профессор РГПУ имени А.И. Герцена.

В работе программного комитета и оргкомитета олимпиады приняли участие ведущие ученые и педагоги России и стран ближнего (Азербайджан, Казахстан) и дальнего зарубежья (Израиль, Китай).

Первые по профилю

Одно из нововведений соревнования в этом году – подведение итогов по профилям. Победителем по направлению «Техника и технологии» стал Павел Мостовых, студент Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова. Лучший результат в профиле «Специализированный» показал Андрей Маньков из Сибирского Федерального университета. Иван Сидоров, студент Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации первенствовал в профиле «Экономика и управление». Из-за небольшого количества участников третьего тура по профилям «Гуманитарный и юридический» и «Сельскохозяйственный и лесохозяйственный» жюри приняло решение отметить лишь лучшие результаты. Их добились Екатерина Варникова из Российского государственного социального университета (профиль «Гуманитарный и юридический») и Андрей Нагдалян из Северо-Кавказского государственного технического университета (профиль «Сельскохозяйственный и лесохозяйственный»).

Абсолютный победитель олимпиады 2009 года Павел Мостовых, студент Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, подтвердил свой статус и вновь стал лучшим. Все призеры были награждены дипломами и медалями разного достоинства. Генеральные партнеры Интернет-олимпиады – НИИ мониторинга качества образования и компания «Мегафон», а также Научно-методическое объединение по образованию в области строительства вручили специальные призы победителям в различных номинациях. Редакция «АО» также учредила свои награды. В номинации «За волю к победе» была отмечена делегация из Кыргызско-Российского славянского университета, в номинации «За стремление к истине» – студент Сибирского Федерального университета Андрей Маньков.

Как рассказали в оргкомитете, Интернет-олимпиада и дальше будет совершенствоваться. Планируется еще больше расширить географию ее участников, чтобы можно было увидеть не просто достижения студентов по отдельным наукам, но и общую картину их подготовленности, а значит, и качества образования в разных странах.

«Если стану учителем, буду готовить олимпиадников»

На вопросы нашего корреспондента отвечает Александр Кирлица, капитан команды Алтайского края, которая уверенно победила в командном первенстве Международной открытой Интернет-олимпиады по математике:

– Какой была ваша дорога к успеху на олимпиаде?

– Дорога у меня долгая. Я 12 лет олимпиадами занимаюсь. Так как мы вообще олимпиады любим, заинтересовались и этой. На первых двух турах главную сложность вызывал необычный формат. Мы не сдавали решения, а только ответы. Для меня это редкий вид олимпиад.

– Потребовалась ли вам какая-то особенная подготовка к Интернет-олимпиаде?

– Да, мы смотрели олимпиады прошлых лет, пытаясь угадать типаж задач. А так – стандартный цикл подготовки. Занимались регулярно, только чуть интенсивнее перед самой олимпиадой.

– Для объяснения задач в математике иногда используются ситуации из реальной жизни. Например, теорема о существовании предела у функции, которая «зажата» между двумя другими функциями, имеющими одинаковый предел, называется теоремой о двух милиционерах. А математика как наука помогает вам в обычной жизни?

– Математика как классическая наука в жизни мне, наверно, не помогает. А то, что дает олимпиада, развивает меня не только как математика, но и как человека мыслящего. У людей, которые занимаются олимпиадами, во многих ситуациях мышление работает не так как у других, поэтому удается находить выходы из достаточно трудных ситуаций.

– Чем планируете заниматься в будущем?

– Буквально сейчас я выбираю альтернативу в жизни. У меня две профессии. Есть профессия учителя математики, которая мне интересна, но заниматься ей сейчас очень тяжело и бесперспективно. И есть еще другая профессия – программиста. Если я все-таки буду учителем, то хотел бы, чтобы в будущем мои ученики так же праздновали победу на различных олимпиадах.

Дважды победитель

Студент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова Павел
Мостовых стал абсолютным победителем третьего тура Международной открытой Интернет-олимпиады по математике. Он получает высшую награду второй год подряд. В интервью «АО» Павел Мостовых поделился секретом своего успеха.

– Что вам помогает достичь столь высоких результатов на олимпиаде?

– Есть какие-то чисто технические моменты. Например, как правильно настроить себя на олимпиаду, в каком порядке лучше решать задачи или мой любимый прием, когда я их недорешиваю. Беру задание, чуть-чуть по нему продвигаюсь, но, заведомо не доводя до конца, перехожу на следующее. То есть просматриваю все 12 задач, потом возвращаюсь к тому, что уже видел, быстро освежаю в памяти, понимаю, в правильном ли направлении я пошел, и двигаюсь дальше. Мне это очень помогает. Так фильтруются ошибки, какие-то неверные мысли или идеи, может быть, и верные, но не ведущие к быстрому решению.

Олимпиада четко ориентирована на время: 4 часа, 12 задач. Соответственно, считать время – это самое важное. Я бы даже сказал, что лучшее решение – это не самое красивое решение, как это принято считать. На олимпиаде приходится ориентироваться по-спортивному. Лучшее решение – то, которое требует у вас минимального времени с сохранением достаточной строгости и обоснованности, не допускающее ошибок.

– А как, на ваш взгляд, можно применять математику в обычной жизни?

– Например, математические знания можно очень эффективно применять, чтобы выигрывать в покер в компании друзей. Достаточно наглядное применение.

– С прошлой вашей победы в Интернет-олимпиаде по математике прошел год. Что в вашей жизни произошло знаменательного за это время?

– Я опубликовал научную статью в зарубежном журнале. Вообще, это не первая моя публикация, но первая – в западном издании. Статья посвящена проблематике, которой я занимаюсь, – ударные волны. Кроме того, я принял участие в научной конференции по этой теме.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузов
ДемиУрГИ гуманитарного образования
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»
Проблемы подготовки научных кадров
Интернет-олимпиада - поиск талантов
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Курс на IT-специалистов!
Поддержка научной и инновационной деятельности
Аккредитация: доверять или проверять?
Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ