Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Владимир Гутерман: ситуация в науке и образовании меняется к лучшему

Декан химического факультета ЮФУ Владимир Гутерман побеседовал с корреспондентом газеты "Аргументы и факты на Дону". Прежде он несколько лет проработал в Южной Корее, но, несмотря на престижную должность и высокую зарплату, все же вернулся в Ростов.

Просмотров: 1330
 
В 2011 году деканом химического факультета Южного федерального университета стал ростовчанин Владимир ГУТЕРМАН. До этого он несколько лет проработал в Южной Корее, в Институте передовых технологий корпорации Samsung. Несмотря на престижную должность и высокую зарплату, В. Гутерман все же вернулся в университет…
 
Корейский вояж
 
- Владимир Ефимович, российские специалисты довольно часто уезжают за границу по обмену опытом, на стажировки и даже на заработки. А как вы оказались в Южной Корее?
 
- Это произошло в 2002м году, вскоре после защиты докторской диссертации. Я работал доцентом на химфаке РГУ. Зарплаты у преподавателей и научных работников были очень низкими.  Но самое главное, в то время здесь почти не было условий для самореализации, мы не чувствовали себя востребованными. Уходить из науки и заниматься чем-то другим не хотелось. В моей семье всегда был культ химии. Папа - выпускник военной Академии химической защиты в Москве, старшая сестра закончила химфак РГУ, защитила кандидатскую диссертацию. Еще в школе я оказался в плену у этой науки. Ходил в кружок «Юный химик». Выиграв школьную олимпиаду, поступил в университет без сдачи экзамена по химии. В советское время профессии ученого и преподавателя были не только интересными, но и почётными, поэтому я продолжил образование в аспирантуре. Работал ассистентом кафедры, когда начались перестройка, а затем произошел развал Союза. Престиж науки рухнул. А в той же Корее на научные исследования уже тогда тратились огромные средства, привлекались талантливые учёные. Я случайно прочел в газете, что Samsung хочет сотрудничать с Российскими исследователями, работающими в области электрохимической энергетики. Написал им письмо с предложением выполнять исследовательские работы для предприятия здесь, в нашей лаборатории. Я тогда занимался фундаментальными исследованиями в области литиевых аккумуляторов. Это то, чем сегодня пользуется абсолютно каждый в повседневной жизни. Такие аккумуляторы установлены в мобильных телефонах, ноутбуках, планшетах и другой бытовой электротехнике. Samsung мое предложение заинтересовало. Для обсуждения возможного сотрудничества меня пригласили в московский офис кампании. К сожалению, в вузовской лаборатории практически не было приборов, необходимых для работы. И мои корейские коллеги пригласили меня поработать в лаборатории Института Передовых Технологий в городе Сувоне (пригород Сеула).
 
- Не побоялись ехать в чужую страну без знания языка?
 

«Вообще в Южной Корее очень уважительно относятся к людям, которые занимаются наукой».

- Побаивался. Но оказалось, что в Samsung почти все разговаривают на двух языках: корейском и английском. И хотя я не владею английским свободно, языкового барьера не было. С жильём тоже повезло. В контракте оговаривалось, что мне снимут квартиру. Я, конечно, понятия не имел, какого размера будет эта квартира. Думал, ну если комнату с кухней дадут - будет хорошо. Когда мы с супругой приехали и увидели четырехкомнатную квартиру, полностью укомплектованную бытовой техникой, мебелью и даже посудой, то были, мягко говоря, в шоке. Вообще в Южной Корее очень уважительно относятся к людям, которые занимаются наукой. Как-то во время игры в бадминтон на спортивной площадке, вокруг меня собрались дети. Я ведь сильно выделялся среди остальных игроков: и выше всех на голову, и внешность европейская. Малышня подбежала и начала спрашивать на корейском, кто я. Единственная фраза, которую я мог произнести на их языке, означала: «Меня зовут доктор Гутерман и я являюсь научным сотрудником института Samsung». Дети опешили и через пару минут выстроилась в очередь с бумажками и ручками. Я сразу не догадался, чего они хотят, но мой коллега пояснил, что они просят автограф. В Корее учёные, да еще и работающие на Samsung – это как у нас звёзды шоу-бизнеса. Все вокруг понимают, что кампания, нацеленная на внедрение последних научных достижений в производимую продукцию - основа благосостояния страны.
 
Гуд бай, Ростов!
 
- Высокая зарплата, квартира, возможность заниматься актуальными исследованиями в хороших условиях… И всё-таки вы вернулись в Ростов. Почему? Там тяжело работать?
 
- Ещё когда я только собирался поехать в Корею, друзья и коллеги предупреждали, что там вкалывать нужно до седьмого пота. У нас так работать не привыкли. Потом я, действительно, убедился, что корейцы очень трудолюбивая нация и живут для того, чтобы работать, а не наоборот. Они настолько увлечены своим делом и нацелены на результат, что забывают о семье и друзьях. Наверное, это одна из причин высокого уровня жизни в Южной Корее. Россиянину к такому ритму жизни трудно привыкнуть. Тем не менее, благодаря высокому уровню организации работы и быта, свободного времени у меня там было больше, чем здесь. Корея замечательная страна, но - чужая. Три года я перезаключал контракт, а когда наш научный проект завершился, решил вернуться. В 2005м году у нас как раз началось формирование Южного федерального университета. Появилась надежда, что это положит начало серьезным и позитивным изменениям. Да я вообще собирался пробыть в Корее только один год. Спасибо Samsung, благодаря работе у них мне удалось решить все свои бытовые проблемы в Ростове. Кроме того я стал по-новому смотреть на то, как можно и нужно заниматься научной работой. Появилось много новых идей. Кстати, так получилось, что в 2011 году Samsung вновь предложил поработать в Корее. В это же время ректор ЮФУ предложил мне должность декана химфака и я, полон надежд и предвкушения перемен, согласился. Знаете, ситуация в российской науке и образовании, действительно, меняется к лучшему и есть надежда.
 
- И вот вы вернулись в университет. Что поменялось за время вашего отсутствия?
 
«В науке и образовании существует возрастной разрыв: есть хорошие ученые весьма преклонного возраста, есть перспективные ребята, недавно вставшие со студенческой скамьи. Плохо со «средним поколением».
- Перемены есть. Выросла зарплата преподавателей и научных сотрудников. Особенно в последнее время. В федеральном университете появились возможности для приобретения и использования современных приборов. Меняется отношение школьников и их родителей к образованию. Постепенно приходит понимание, что нужен не диплом, а знания. Организованная мной молодежная лаборатория регулярно выигрывает гранты, что позволяет проводить исследования на высоком уровне. В том числе и для Samsung. К сожалению, перемены не столь значительны, как хотелось бы. Например, сейчас на подготовку студентов-гуманитариев государство выделяет столько же денег, сколько и на химиков-практиков. Упрощая ситуацию, замечу, что филологам, чтобы подготовиться к занятиям достаточно сходить в библиотеку, или порыться в интернете, а химику нужны реактивы, оборудование и действующая лаборатория. Почти все практическое занятия на химфаке – это мини-исследования, ведь мы должны научить студентов не только теории, но и практике, умению экспериментировать. А это совсем иное. Оборудование в некоторых учебных лабораториях еще с советских времён стоит, иногда не хватает реактивов или же их приобретение занимает месяцы. Есть гранты, которые нас выручают, но, как правило, за каждую выделенную копейку нужно отчитаться ворохом документов. Вот эта «бумажная жизнь» отнимает много драгоценного времени от полезного дела. Есть и другие проблемы. В науке и образовании существует возрастной разрыв: есть хорошие ученые весьма преклонного возраста, есть перспективные ребята, недавно вставшие со студенческой скамьи. Плохо со «средним поколением». После распада Советского Союза в науку шли только фанаты, а их единицы. Многие талантливые выпускники уходили в бизнес или уезжали за рубеж. Хотя наш химфак в этом смысле - некоторое исключение. Несмотря на серьезные потери, удалось сохранить хорошую «прослойку» преподавателей среднего возраста, обеспечивающую преемственность поколений. 
 
- А сейчас процесс «утечки мозгов» остановился?
 
- К сожалению, не совсем. В нашем регионе неплохо развита пищевая промышленность, много химико-аналитических лабораторий, начинает развиваться фармацевтика. Потребности заводских лабораторий вполне удовлетворяют выпускники специалитета химфака, имеющие высокий уровень подготовки.  В то же время востребованность высококвалифицированных научных кадров – кандидатов и докторов наук оставляет желать лучшего. И вот среди талантливых кандидатов наук многие хотят уехать зарубеж. Видимо, они не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, слабо представляют перспективу собственного развития. В России, например, до сих пор отсутствуют так называемые постдоковские позиции (рабочие места). За границей условия работы лучше, более высокая зарплата, жильё. С одной стороны, я их понимаю, с другой - тяжело отпускать. Если бы я мог оставить в стенах вуза всех талантливых ребят из своей лаборатории, то у нас была бы очень хорошая команда. Я и своего сына на факультете не удержал. Он закончил химфак, учился в аспирантуре. Но потом сказал, пока наука в нашей стране далеко не на первых местах, перспектив нет, и ушёл в бизнес. Нужно возрождать химическую отрасль в регионе, строить инновационно-ориентированные предприятия, создавать достойные условия труда для квалифицированных людей, тогда наши специалисты будут работать на Россию, а не на чужую страну. Но я – оптимист, вижу перемены к лучшему и надеюсь, что вскоре появятся ощутимые результаты. Особенно, если мы будем не пассивными созерцателями, а активными участниками организации образования и науки. К тому же, рядом есть люди, у которых многое получается и у которых есть чему поучиться.
 
Досье: Владимир Гутерман родился в поселке Шиханы Саратовской области в 1957 году. В 1979 году окончил химический факультет РГУ. Является доктором химических наук, профессором кафедры электрохимии, деканом химфака. Под его руководством защищено 5 кандидатских диссертаций. Автор более 200 научных работ, имеет авторские свидетельства на изобретения и зарубежные патенты. Женат, есть сын.
 
Дарья Жук, газета "Аргументы и факты на Дону".
 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспорт образования: дайджест мировых тенденций
Общероссийская школа для руководителей некоммерческих организаций
Разработки ЮФУ будут представлены на МАКС 2015
ЮФУ с рабочим визитом посетил посол Швейцарии в России
Развитие медицинского образования на современном этапе
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Системы гарантии качества "новой Европы"
III съезд инженеров Дона
ЮФУ вошёл в первую сотню рейтинга QS лучших университетов стран БРИКС
Небольшая страна задает стандарты качества образования во всем мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ