Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Система менеджмента социальной ответственности

На сегодняшний день социальная ответственность становится требованием, предъявляемым обществом к организациям всех форм собственности во всем мире. Учитывая тот факт, что высшее образование является важнейшим социальным институтом, проблема социальной ответственности в первую очередь встает перед образовательными организациями.

Просмотров: 1685

Требование времени

БАННЫХ Юлия Михайловна – заместитель директора по развитию и маркетингу, эксперт по сертификации систем менеджмента представительства Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» в г. Екатеринбурге – ООО «Русский Регистр– Уральское Качество».

На сегодняшний день социальная ответственность становится требованием, предъявляемым обществом к организациям всех форм собственности во всем мире. Учитывая тот факт, что высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения потребностей общества, проблема социальной ответственности в первую очередь встает перед образовательными организациями.

Социальная ответственность вуза проявляется в воздействии его решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое, с одной стороны, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения, а с другой стороны, учитывает ожидания заинтересованных сторон, способствует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества. Заинтересованными сторонами для вуза являются работники, студенты всех форм обучения,Минобрнауки РФ, работодатели и другие.

Необходимость применения современных подходов к управлению социальной ответственностью вузов основывается на таких предпосылках, как рост автономности образовательных организаций и необходимость их партнёр­ства на международном уровне. Продолжающийся процесс формирования общеевропейского образовательного пространства с едиными стандартами, требованиями и методологическими подходами к образовательному процессу обязывает вузы ориентироваться на положения Болонской декларации, одним из основных пунктов которой является именно социальная ответственность. Показатели рейтинга QS охватывают ключевые стратегические миссии университетов мирового класса, за которые они отвечают перед заинтересованными сторонами: академическим сообществом, предприятиями-работодателями, обучающимися. Существует и национальный рейтинг университетов, одним из критериев которого является социализаторская (социальная) деятельность.

Социально ответственный вуз способствует ускорению развития региона, укреплению международных экономических связей региона и страны со странами-партнерами, росту репутации образовательной организации, увеличению ценности бренда вуза и его инвестиционной привлекательности. Социальная ответственность является фундаментом конкурентоспособности и залогом выхода вуза на международный уровень, а также должна быть неотъемлемой частью его стратегии и долговременной политики.

В ноябре 2010 года международная организация по стандартизации ISO впервые за всю свою историю разработала стандарт в области социальной ответственности – ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». Стандарт ISO 26000 является руководством по концепциям, определениям, принципам, тенденциям, характеристикам, практикам, основным аспектам и проблемам, а также по интеграции, внедрению, продвижению и поддержанию социальной ответственности организации.

Разработчики понимали, какой сложности тема затронута, что это достаточно деликатный и чувствительный стандарт. На разработку ISO 26000 ушло пять лет. К работе над созданием стандарта постарались привлечь как можно больше экспертов и заинтересованных участников со всего мира. При подборе разработчиков были учтены гендерные вопросы и разница между развитыми и развивающимися странами. В итоге над указанным стандартом трудились 200 экспертов из 99 стран-членов ISO (в том числе из России) и 40 международных и региональных организаций. В числе участников были потребители, представители органов власти, специалисты из промышленного сектора, сотрудники неправительственных организаций.

Основной целью стандарта ISO 26000 является укрепление социальной позиции организации и повышение ее социальной активности. Тема социальной ответственности делится в стандарте на семь составляющих: организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, взаимодействие с потребителями, участие в жизни местных сообществ и их развитие.

Стоит отметить, что разработчики ISO 26000 особо подчеркнули, что данный стандарт не предназначен для целей сертификации, так как это будет противоречить его назначению и смыслу. Разработчики изначально не ставили задачу сделать из этого стандарта требования, главная задача состояла в том, чтобы разъяснить организациям саму суть социальной ответственности и сделать именно руководство с рекомендациями, потому что до выхода этого стандарта не было даже определения термина «социальная ответственность».

Специфика сертификации

Логическим продолжением развития международных основ стандартизации социальной ответственности стала разработка в феврале 2012 года силами международной сети органов по сертификации IQNet стандарта IQNet SR10 «Системы менеджмента социальной ответ­ственности. Требования».

Обеспечение качества имеет важное значение для установления доверия к Европейскому пространству высшего образования и для усиления привлекательности предложений ЕПВО, включая трансграничное образование. Мы обязуемся как поддерживать социальную ответственность за обеспечение качества, так и активно привлекать широкий круг заинтересованных сторон в этом процессе.

Из Бухарестского коммюнике министров, ответственных за высшее образование.

Клиентская база IQNet включает все виды организаций. На данный момент IQNet выдано более 250 тыс. сертификатов во всём мире по различным стандартам на системы менеджмента, из них по стандарту IQNet SR 10 – более 70. Этот стандарт явился своеобразным ответом на вопросы клиентов в связи с особенностями ISO 26000.

С учетом большого количества вовлеченных в разработку стандарта ISO 26000 сторон, организаций и стран ISO не смогла опубликовать документ, который содержал бы требования к системе менеджмента социальной ответственности: стандарт содержит только принципы и рекомендации по их реализации, что делает его использование менее эффективным. Стандарт ISO 26000 не предназначен для сертификации. Таким образом, отсутствует один из важнейших элементов, принятых в стандартизации, – возможность прохождения независимой компетентной оценки третьей стороной и, в случае успешных результатов, получение сертификата, который демонстрирует заинтересованным сторонам приверженность организации принципам социальной ответственности, её способность и желание удовлетворять их потребностям и нуждам. Стандарт не предлагает процессного и системного подходов и не основывается на цикле PDCA. То есть менеджмент социальной ответственности трудно интегрировать с существующими наиболее популярными системами менеджмента, изложенными в стандартах ISO 9001, ISO 14001 и прочих.

Стандарт IQNet SR 10 разработан на основе принципов и подходов ISO 26000. Он охватывает все заинтересованные стороны и основывается на системном и процессном подходах, цикле PDCA, интегрируется с другими системами менеджмента, а также совместим с международными средствами отчётности в области устойчивого развития и даёт возможность для проведения сертификации. Особенно здесь нужно подчеркнуть, что, в отличие от ISO 26000, стандарт IQNet SR 10 – это стандарт именно для построения системы менеджмента.

Приведём перечень документации системы менеджмента социальной ответственности согласно требованиям IQNet SR 10:

  1. Руководство по социальной ответственности.
  2. Политика в области социальной ответственности.
  3. Кодекс поведения.
  4. Цели, целевые показатели и программы.
  5. Документированные процедуры:

– управление документацией;
– управление записями;
– несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия;
– внутренний аудит;
– идентификация законодательных и прочих требований в части социальной ответственности;
– работа с жалобами, претензиями и предложениями клиентов;
– оценка соблюдения законодательных и прочих требований в части социальной ответственности.

Стандарт IQNet SR 10 направлен на интеграцию принципов социальной ответственности в бизнес-процессы, включая всю область деятельности и уровни управления в организации.

Каковы же преимущества в результате внедрения и сертификации системы менеджмента социальной ответственности вуза?

  • Повышение репутации вуза в глазах заинтересованных сторон и общества в целом.
  • Улучшение взаимодействия с заинтересованными сторонами.
  • Повышение конкурентоспособности вуза.
  • Удовлетворение ожиданий, интересов, требований заинтересованных сторон.
  • Инвестиции и спонсорская поддержка от заинтересованных сторон.
  • Определение приоритетных направлений затрат на социальные нужды, благотворительность, спонсорскую помощь, экологические мероприятия.
  • Получение дополнительной обратной связи от заинтересованных сторон (в процесс сертификации входит взаимодействие с ключевыми заинтересованными сторонами).
  • Демонстрация всем заинтересованным сторонам своей приверженности принципам социальной ответственности и способности устойчиво развиваться в будущем.
  • Размещение информации о сертификации вуза в Едином международном реестре IQNet.

Так, для целей разработки и внедрения системы менеджмента социальной ответственности используется стандарт ISO 26000, а для целей сертификации – IQNet SR 10.

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» активно сотрудничает с образовательными организациями.

По стандарту ISO 9001 сертифицированы уже более 230 учреждений, среди которых Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Южный федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И. Ульянова (Ленина), Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ), Пермский национальный исследовательский политехнический университет и многие другие.

По стандарту IQNet SR 10 сертифицирован Свердловский областной медицинский колледж – первая организация в России, получившая сертификаты соответствия системы менеджмента социальной ответственности требованиям международного стандарта IQNet SR 10 в системах сертификации «Русский Регистр» и IQNet. В настоящее время готовится к сертификации по стандарту IQNet SR 10 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Оценка качества образования: точки зрения
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Международное сотрудничество в области качества
Особенности национальной системы гарантии качества Великобритании
Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Как объективно оценить качество образования?
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Проблемы инженерно-технического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ