Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Система губернаторских образовательных учреждений

В статье представлена система образовательных учреждений Кузбасса, включающая как элитные учебные заведения (например, кадетскую школу, женскую гимназию, лицей-интернат для одаренных детей), так и специальную общеобразовательную школу и профессиональное училище.

Просмотров: 4175

Система губернаторских учреждений, необычная и гуманная

В Кемеровской области есть особые общеобразовательные учреждения, которые объединены в систему и называются губернаторскими. Объяснить, для чего это сделано и что собой представляет такая система, мы попросили руководителя Департамента образования и науки Е.Л. РУДНЕВУ

– Уважаемая Елена Леонидовна! Объясните, пожалуйста, почему учебные заведения называются губернаторскими?

– В Кемеровской области имеется восемь образовательных учреждений, которые были созданы по инициативе губернатора А.Г. Тулеева для социальной поддержки и развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и одаренных детей из сельской местности. Первое появилось 11 лет назад – это Кадетский корпус радиоэлектроники Министерства обороны РФ. Затем аналогичный статус получили Областная кадетская школа-интернат милиции, кадетский корпус МЧС, Областная кадетская школа-интернат железнодорожников, Женская гимназия-интернат, Многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности, Специальная общеобразовательная школа, Профессиональное училище народных промыслов. Воспитанники этих учебных заведений имеют возможность сориентироваться в выборе профессии, получить допрофессиональную подготовку, образование повышенного уровня, развивать творческие способности и в дальнейшем сравнительно быстро адаптироваться к требованиям общества.

Преимущественным правом зачисления в губернаторские образовательные учреждения пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных многодетных и неполных семей, дети из семей погибших шахтёров, военнослужащих и участников локальных войн.

Подобная система создана в стране одной из первых. А поскольку она объединяет разные по направленности и профилям учебные заведения, ее можно считать уникальной для российского образования.

За 11 лет губернаторские учреждения выпустили более 7 тысяч воспитанников.

– Что служит законодательной основой для деятельности учреждений такого типа?

– Закон РФ «Об образовании», региональный закон «Об образовании в Кемеровской области», а также типовые положения – об общеобразовательном учреждении, о школах-интернатах, кадетских школах, суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах и уставы учреждений.

– Расскажите, как организована жизнедеятельность губернаторских образовательных учреждений?

– Все воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляются места для проживания, пятиразовое питание, медицинское обслуживание, выдаются учебники и школьные принадлежности, форменная одежда, обувь. Они бесплатно посещают театры, музеи, бассейн, каток, спортивные секции, творческие объединения и клубы. Кроме того, каждому выплачивается ежемесячная стипендия в размере 330 рублей. Во время каникул ребята имеют возможность отдохнуть, выезжают за рубеж. В среднем в год на содержание одного воспитанника из областного бюджета выделяется 200 тысяч рублей.

А дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются ещё и отдельными льготами. Им выплачивается повышенная ежемесячная стипендия в размере 660 рублей, в каникулы выдается компенсация за питание, денежная и продуктовая. В городском транспорте эти дети ездят бесплатно, в междугородном – за полцены. Каждому выпускнику полагается материальная помощь, которая составляет тысячу рублей, ещё на 8 тысяч приобретаются одежда и канцелярские товары.

– А как определяются профиль и программы обучения?

– Основанием для определения профиля служит базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1322. А программы определяются в соответствии со спецификой учреждения.

Например, в Областной кадетской школе-интернате милиции реализуются программы профильного обучения социально-правовой и физико-математической направленности. Кроме общеобразовательных предметов, ребята изучают и специальные: криминалистику, основы правовых знаний, тактику охраны общественного порядка. Четыре раза в год они участвуют в полевых выходах с отрядом специального назначения и боевых стрельбах на базе войсковой части Управления внутренних дел г. Кемерово.

В кадетском корпусе МЧС в рамках оборонно-спортивного профиля ведется первоначальная подготовка спасателей, а в кадетской школе-интернате железнодорожников – спецкурсы по ремонту подвижного состава.

В кадетском корпусе радиоэлектроники дополнительное время уделяется военно-технической подготовке, военному переводу, изучению основ радиоэлектроники, истории российской армии и традиций офицерского корпуса, а также знакомству с музыкальной культурой и танцевальному обучению. По окончании первого курса кадеты на месяц выходят на полевые занятия. Здесь, уже на практике, осваивают военные дисциплины: основы тактики, военной топографии, военноинженерную подготовку, радиационную, химическую и биологическую защиту, строевую подготовку. На комплексных огневых занятиях учатся стрелять из автомата и метать учебные гранаты.

– И очень важный вопрос, кто ведёт предметы, отражающие специфику того или иного губернаторского учреждения? Ведь от этого зависит уровень знаний учащихся и воспитанников, их дальнейшая образовательная траектория...

– Элективные учебные предметы и специализированные дисциплины ведут как учителя, так и преподаватели вузов. Кроме того, к работе с воспитанниками привлекаются специалисты ведомственных структур.

– Вы сказали, что в системе губернаторских учреждений имеется женская гимназия. Возрождает ли она традиции классического женского образования, которые предполагали, что выпускники становятся людьми высокой культуры и впоследствии активно работают на ниве просвещения? Если да, что для этого предпринимается?

– Несомненно! В этом учебном заведении, с одной стороны, сохраняются традиции классического образования, а с другой – внедряются современные образовательные технологии, направленные на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности. Для этого созданы все необходимые условия. Даже расположено учебное заведение в красивейшем месте – в 35 километрах от столицы Кузбасса, в сосновом бору на берегу реки Томь. Воспитанницы живут в комнатах по два-три человека. В классе максимум 15 учениц, и с каждой проводится индивидуальная работа. Для этого выделяются специальные часы, во время которых девочки получают консультацию педагогов. Такая же система работает во всех губернаторских учреждениях.

В гимназии реализуются образовательные программы по двум профилям: гуманитарному и социально-гуманитарному. Дополнительно ведется подготовка по программам швейного моделирования, художественной фотографии, специально разработанным программам курсов рукоделия и домоводства. Программа курса домоводства носит интегрированный характер. Воспитанницы изучают основы дизайна интерьера, кройки и шитья, столового этикета, агрономии, имиджеологии, семейных отношений, учатся делать мелкий ремонт в быту, то есть приобретают навыки самообслуживания, создания в будущем благоприятной обстановки как в своем доме, так и на работе.

В рамках образовательной области «Технология» реализуются программы допрофессиональной подготовки, благодаря чему наряду с основами будущей профессии ученицы приобретают знания и умения, которые могут им пригодиться впоследствии для воспитания детей («Технология педагогической деятельности», «Технология медицинской деятельности» и др.)

Развитие личности идет по трем направлениям: художественно-эстетическому (работают студии хореографии, моды, вокала, театра, дизайна, рукоделия), социально-педагогическому (школа «Лидер») и физкультурно-спортивному (секции легкой атлетики, игровых видов спорта, лыжной подготовки).

Следует особо отметить то, что здесь уделяется довольно много внимания развитию исследовательских навыков воспитанниц. Активно работает научное общество «Истоки». Ученицы, которые в него входят, участвуют в региональных, всероссийских и даже международных научно-практических конференциях. И нередко их исследования входят в число лучших.

– Какова материально-техническая база губернаторских образовательных учреждений?

– В целом она соответствует современным требованиям. Во всех учебных заведениях есть лаборатории, компьютерные классы, новейшая литература.

Губернаторская женская гимназия и Губернаторский многопрофильный лицей-интернат победили в конкурсе инновационных школ, проходившем в рамках национального проекта «Образование», и благодаря этому увеличили затраты на улучшение учебно-методической базы на миллион рублей.

– Сотрудничают ли губернаторские образовательные учреждения с вузами и средними учебными заведениями?

– Конечно. Они работают в очень тесном контакте с вузами военной и гражданской направленности, находящимися как в Кемеровской области, так и за ее пределами, что положительно влияет на профессиональное самоопределение воспитанников и позволяет организовать исследовательскую деятельность. Все губернаторские учреждения входят в систему непрерывного образования Кемеровского государственного университета, а женская гимназия активно сотрудничает с Кемеровским университетом культуры и искусств и с педагогическим и медицинским колледжами областного центра.

– До октябрьской революции воспитанники кадетских корпусов составляли славу и гордость русского народа. Среди них были выдающиеся полководцы, государственные деятели, яркие представители науки и культуры. Безусловно, чтобы дорасти до такого уровня, сегодняшним школьникам нужно, как минимум, продолжать образование. Но всё же, отличается ли уровень знаний учащихся и выпускников губернаторских образовательных учреждений в лучшую сторону, или главное для данной группы – социальная поддержка ребят?

– Из 567 выпускников 2009 года большинство окончили школу на «4» и «5», в том числе 7 человек с золотой медалью и 12 – с серебряной. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике выше средних по области и по России. В училище народных промыслов каждый третий получил диплом с отличием. Также среди выпускников губернаторских образовательных учреждений 8 победителей международных конкурсов, 22 победителя олимпиад и всероссийских конкурсов, 35 победителей и призёров всероссийских соревнований по различным видам спорта.

Есть достижения и у каждого учебного заведения в отдельности. Например, выпускники Губернаторского многопрофильного лицея-интерната в 2009 году стали победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву и обществознанию, XIII международной олимпиады «Интеллект», XXIV всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура», XII российской конференции школьников «Открытие», всероссийских конкурсов и конференций научно-исследовательских работ учащихся.

Выпускницы женской гимназии являются дипломантами и призерами научнопрактической конференции «Истоки», Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», регионального конкурса «Мода и время», второго тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Ребята из Кадетского корпуса радиоэлектроники Министерства обороны РФ получили высшую оценку в смотре физической подготовки воспитанников кадетских корпусов и суворовских училищ, во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги – 2009» и вышли в финал первого Всероссийского фестиваля творчества кадетов «Юные таланты Отчизны» (номинация «Художественная фотография»).

Список достижений есть у каждого губернаторского учебного заведения. Отдельно хочу сказать о специальной общеобразовательной школе, основная цель которой – так подготовить своих воспитанниц, чтобы, выйдя с аттестатом за двери школы, они нашли себя и в профессиональной сфере и в жизни. В 2008-2009 учебном году 11 выпускниц из 17-ти в рамках дополнительного образования получили свидетельства о присвоении разрядов по специальностям «Повар», «Швея» и «Штукатурмаляр». А это значит, что у них есть определённый багаж, и если его подкрепить желанием работать, можно будет говорить об успешной социализации. У учениц спецшколы имеются и творческие успехи, например диплом итоговой выставки Второго российского конкурса фототворчества юных путешественников «Открытие мира», проводившейся Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения и Союзом фотохудожников России.

– Многие школы отслеживают дальнейший путь своих учеников. Расскажите, куда поступают воспитанники губернаторских образовательных учреждений.

– Если говорить обо всей системе, ежегодно около 66% выпускников поступают в вузы, а 29% – в учреждения среднего и начального профессионального образования. В кадетской школе-интернате милиции более 60% ребят выбирают тот профиль, по которому они учились. Все выпускники Областной кадетской школы-интерната железнодорожников ежегодно получают целевые направления в профильные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.

Воспитанники кадетского корпуса радиоэлектроники поступают в военные и гражданские вузы Москвы и Санкт-Петербурга и других городов России. Среди тех, кто уже получил высшее образование, есть моряки, десантники, разведчики, финансисты, летчики, танкисты, тыловики, но большинство – военные связисты. Они говорят, что девиз: «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» для многих так и остался главным жизненным принципом.

– Каковы особенности воспитательной деятельности в губернаторских образовательных учреждениях?

– Одним из главных направлений воспитательной деятельности в губернаторских учреждениях является гражданскопатриотическое воспитание. Кроме того, очень важно, что создается и реализуется система общих дел и мероприятий, которая формирует атмосферу одной дружной семьи, где есть место для общения, сопереживания, взаимопомощи и взаимопонимания.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: елена руднева, общеобразовательная школа, кемеровская область, личный опыт, ао-37

Похожие материалы:
Подготовка мастеров производственного обучения
Проблемы качества современного начального образования
Профессионалы для угольной отрасли
Кемеровский областной родительский комитет
Переход к педагогическому сотрудничеству
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Школа - вуз: модель взаимодействия
Русский язык в многонациональной школе
В согласии с социальными партнерами
Инновационная деятельность – залог развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
#101Дайджест № 101 «Аккредитация в образовании»
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
#96Новости образования «АО-96»
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве