Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Система адаптации иностранных студентов – подход НГУ

Новосибирский госуниверситет реализует собственный подход к адаптации иностранных студентов, который заимствуя базовые компоненты адаптационной работы из опыта зарубежных вузов, имеет и свои оригинальные компоненты.

03.02.2016
Просмотров: 54

НГУ реализует собственный подход к адаптации иностранных студентов, который, заимствуя базовые компоненты адаптационной работы из опыта зарубежных вузов, имеет и свои оригинальные компоненты.

Одним из результатов участия НГУ в программе топ-100 стало увеличение в его стенах числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, которые обучаются в бакалавриате, специалитете, магистратуре разных факультетов на русском и английском языках. Увеличение числа студентов из других стран привело к увеличению числа обязанностей университета, так как спектр услуг (сервисов), которые принимающий университет должен оказывать иностранным студентам, шире спектра услуг, оказываемых российским студентам.

Опыт зарубежных университетов, давно принимающих иностранных студентов, показывает, что в спектр оказываемых услуг, помимо образовательных услуг и оформления документов, входит также помощь и поддержка иностранным студентам в адаптации к новой образовательной и социокультурной среде. Наличие системы такой поддержки в вузе способствует успеху обучения студентов и поднимает публичный рейтинг университетов, являющийся одним из компонентов общего рейтинга вуза.

Однако для многих российских университетов помощь в адаптации – это новый фронт работ, поэтому для них актуален вопрос:

Какую именно помощь в адаптации должен оказывать вуз иностранным студентам?

Анализ сайтов российских университетов показывает, что суть помощи в адаптации понимается по-разному. В одних вузах организованы студенческие клубы, где российские и иностранные студенты знакомятся с культурами друг друга, и студенты-волонтеры помогают иностранцам решать их бытовые проблемы. В других вузах работа по адаптации «по старинке» сводится к изучению русского языка и проведению национальных праздников, либо вообще не проводится.

Таким образом, процесс становления такой работы только идёт. Поэтому, выстраивая систему помощи в адаптации в своём вузе, более продуктивно опираться на опыт зарубежных вузов, где работа по адаптации ведется давно и системно. Кроме того, более профессионально выстраивать собственную систему помощи иностранным студентам на теоретических и практических научных исследованиях процесса адаптации, которые давно проводятся российскими и зарубежными исследователями.

В НГУ с 2013 года в рамках одного из проектов топ-100 реализуется собственный подход к адаптации иностранных студентов, который опирается на результаты научных исследований, заимствует базовые компоненты адаптационной работы из опыта зарубежных вузов и при этом имеет оригинальные компоненты, отличающие его от подходов других вузов. Цель подхода – помочь в социокультурной адаптации иностранным студентам. В чём суть этого подхода? Как в его рамках понимается «адаптация» и помощь в адаптации?

Согласно теории, «адаптация» – это процесс приспособления индивида к новой образовательной и социальной среде, в результате которого должна быть достигнута совместимость индивида с этой средой, должны быть усвоены новые «способы выживания» – определенные знания и нормы поведения, должна быть достигнута определенная интеграция индивида в новую среду.

Если взглянуть на процесс адаптации шире и констатировать, что новая среда имеет свои культурные особенности, то можно считать, что адаптация иностранных студентов в российских вузах есть адаптация к русской культуре. При этом культура в этом случае должна пониматься не эстетически (как искусство) и не этнографически (как традиции и обычаи), а как «ценностно-нормативная система», включающая в себя менталитет, ценности, нормы поведения. Именно эта система определяет особенности остальных компонентов культуры (образования, стиля жизни, взаимоотношений), и знакомство именно с этим аспектом культуры помогает в адаптации к новой среде.

Соответственно, помощь иностранным студентам в адаптации обязательно должна включать в себя передачу знаний о ценностно-нормативной системе русской культуры, помощь в усвоении новых способов выживания, а также помощь в интеграции в новую среду.

Каким образом теория претворяется в практику? Какие услуги предлагают иностранным студентам в рамках этого подхода?

В системе адаптации, действующей в НГУ, есть «универсальные» (общие) и «уникальные» (оригинальные) компоненты.

«Универсальные» компоненты заимствованы из опыта зарубежных вузов и представляет собой «обязательный набор» адаптационных услуг, которые с момента запуска проекта топ-100 по адаптации системно оказываются иностранным студентам НГУ. К ним относятся:

1) Электронные источники информации

В рамках проекта по адаптации для иностранных студентов созданы 2 страницы сайта: «Adaptation to Russian Culture», «Welcome Information», содержащие полезную для иностранцев информацию. Созданы материалы: «Information Letter for Newcomers» и электронный пакет информации «Welcome Pack» (на русском, английском, китайском языке), разработанный специально для иностранцев и содержащий актуальную для них информацию, включая сведения о проблемах адаптации, способах их преодоления, системе поддержки. На основании анкетирования студентов-иностранцев созданы также адаптационные материалы «International Students – Case Studies», «Why Choose NSU? International Students – Real Life Experiences». Сняты 2 видео «А на Пирогова – русско-китайская версия», «Welcome Party – 2014».По созданию подобных электронных ресурсов лидируют такие национальные исследовательские университеты, как НГУ и ВШЭ.

2) Программа первичной адаптации

Для новых иностранных студентов НГУ проводится программа первичной адаптации «Orientation Session» по аналогии с подобными программами в зарубежных вузах (Orientation Week, Welcome Week, Welcome Days). Цель этой программы, состоящей из нескольких мероприятий – максимально подготовить новичков к жизни и учёбе в России. Во время туров-ориентаций по НГУ, кампусу, Академгородку, иностранным студентам показывают местонахождение жизненно необходимых объектов. На беседах-инструктажах Welcome Talk дают самую важную информацию о жизни и учебе в России. На Вечере знакомств – Welcome Party – помогают найти друзей среди российских и других иностранных студентов. «Ориентационная сессия» включает в себя также обзорную экскурсию-ориентацию по Новосибирску.В Ориентационных сессиях в 2014, 2015 гг. принимало участие около 230 иностранных студентов.

3) Консультационная служба (Counseling)

Для иностранных студентов в течение всего срока пребывания в НГУ организована работа специальных консультантов International Student Advisers, которые помогают решать вопросы академического, социального, культурного и личного характера, а в некоторых случаях выступают «адвокатами» иностранных студентов, отстаивая их интересы перед университетским сообществом. Консультанты либо самостоятельно решают вопросы студентов, либо направляют их в другие университетские службы. К консультантам можно обращаться лично в часы приёма, по e-mail и по телефону. В случае опасности студенты могут звонить по телефону «горячей линии» 24 часа в сутки.

Системную консультационную поддержку иностранным студентам помимо НГУ оказывают в ВШЭ.

4) Культурно-экскурсионная программа

Студентам-иностранцам НГУ помогают также организовать досуг, предлагают участвовать в культурно-экскурсионной программе, цель которой сформировать положительный образ Новосибирска и сибирского региона в целом, познакомить студентов-иностранцев с достопримечательностями. Для студентов организуют экскурсии, поездки в зоопарк, планетарий, походы в музеи, театры, концертные залы, посещение различных культурных и спортивных мероприятий.В культурно-экскурсионной программе 2014, 2015 гг. принимало участие около 300 иностранных студентов и преподавателей.

Кроме универсальных компонентов в системе адаптации НГУ есть свои оригинальные, не менее значимые компоненты, которые реализуются только в НГУ. Эти компоненты, разработанные на базе теоретико-методологического аппарата дисциплин «межкультурная коммуникация» и «культурология», направлены на передачу таких знаний о русской культуре, которые помогают иностранцам лучше адаптироваться и способствуют решению стратегической задачи – формированию положительного отношения к России и русской культуре.

5) Курсы лекций по русской культуре

Иностранным студентам предлагается 2 курса лекций по русской культуре.

В первом семестре читается учебно-адаптационный курс «Особенности русской культуры», цель которого – формирование межкультурной компетенции. Именно в рамках этого курса иностранные студенты знакомятся с теми аспектами ценностно-нормативной системы русской культуры, с которыми они имеют дело в повседневной жизни: спецификой академической культуры, спецификой русского менталитета, поведения, коммуникации. Информация о русской культуре даётся в сравнении с особенностями родной культуры студентов.

Во втором семестре студентам предлагается цикл открытых лекций «Феномен русской культуры», цель которого несколько иная – сформировать положительное отношение к России, русским и русской культуре. В рамках этого курса иностранных студентов знакомят с достижениями россиян в разных сферах деятельности: в науке, философии, искусстве, литературе, объясняют суть феноменов НГУ и Академгородка, знакомят с национальными героями и историческими фигурами России.

Такие курсы могут предлагаться не только иностранным, но и российским студентам и преподавателям, а также сотрудникам НГУ, работающим с иностранцами. Так в прошлом семестре несколько лекций прослушали сотрудники общежитий, в которых живут иностранцы.

За 2014, 2015 гг. курсы по русской культуре прослушали 340 иностранных студентов.

6) Студенческий Интерклуб «Глобус»

Особенность Интерклуба «Глобус» состоит в том, что это не разговорный языковой клуб, а своего рода экспериментальная площадка для реализации специально разрабатываемых интернациональных студенческих программ («Spotlight on Russian culture», «Встречи на перекрёстке культур»), целями которых являются: расширение блока знаний о русской культуре, знакомство с особенностями других культур, формирование терпимого отношения к культурным различиям, а также интеграция иностранцев в студенческую среду.

На встречах клуба обсуждаются различные аспекты культур, проходят дискуссии на актуальные темы, организуются мастер-классы и встречи с интересными людьми. Помимо того, Интерклуб проводит для иностранцев праздники на адаптированном (упрощенном) русском языке, например, «День русской народной культуры», с тем чтобы студенты могли не только наблюдать, но и понимать, что происходит.

Участвуя в мероприятиях клуба, иностранные студенты лучше интегрируются в российское студенческое сообщество. Помощь в интеграции необходима, так как практика показывает, что студентам-иностранцам (особенно из азиатских стран) бывает нелегко найти друзей в чужой стране. Наличие же друзей из числа российских студентов важно для успеха адаптации и интеграции иностранцев. «Русские друзья» оказывают поддержку, являются «проводниками» культуры, в некотором смысле, «инструментами» успешной адаптации.

За 2014, 2015 гг. в мероприятиях Интерклуба участвовало около 200 иностранных студентов.

Кроме того, подход к адаптации НГУ предполагает проведение периодических исследований круга проблем, испытываемых иностранными студентами. За время существования проекта проведены 3 анкетирования студентов, проводится интервьюирование.

Критически оценивая подход к адаптации, разработанный и действующий в НГУ, можно констатировать, что проделана большая работа: создан качественный профессиональный продукт – система адаптации иностранных студентов. Все компоненты этой системы теоретически обоснованы, проверены на практике, для каждого компонента системы определены более эффективные формы работы, выявлены трудности реализации и способы их преодоления, сформулированы возможные пути совершенствования и развития. В частности, запланировано создание электронных ресурсов “Pre-Arrival Guide”, “International Student Handbook” и ряда учебных видеофильмов, проведение новой программы Интерклуба «Глобус», дальнейшая разработка учебных программ курсов по русской культуре. В целом, имеющийся в НГУ подход к системной адаптации иностранных студентов можно развивать как научно-исследовательское и как практическое направление, можно сделать еще одной «визитной карточкой» НГУ, позволяющей университету лидировать в этом виде деятельности среди других вузов

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, экспорт образования, новосибирский государственный университет

Похожие материалы:
Образование – основа экономического развития
Классический университет исследовательского типа
Путеводная звезда Налоговой академии
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Особенности нижегородского профессионального образования
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Экспорт образования: дайджест мировых тенденций
Образование с учетом специфики Севера

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Практики продвижения отечественного образования за рубежом
Продвижение русского языка, популяризация российской культуры и образования на Кипре являются...
Из журнала
#89Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
#88Кому нужны PR-инструменты?
#87Региональный инновационный интегратор
#86Стратегия развития Осинского аграрного техникума
#88Активы и пассивы высшей школы
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны