Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа

Будущее учебного заведения – это совершенствование инновационной деятельности в образовательной и научной сферах, открытие новых специальностей и освоение различных образовательных программ и стандартов, интеграция вуза в мировое образовательное пространство.

Просмотров: 2759

Пополнить интеллектуальный слой страны

ШАПОВАЛОВ Владимир Александрович – ректор Ставропольского государственного университета, доктор социологических наук, профессор

Ставропольский государственный университет сегодня – это ведущий научно-образовательный центр Северного Кавказа, получивший известность в стране. Вуз органично интегрирован в социально-экономическое развитие региона, обеспечивая устойчивое воспроизводство современных специалистов по широкому спектру направлений. Уверенно входя в группу лидеров, он занимает 12-е место в рейтинге среди 90 классических университетов страны.

В беседе с нашим корреспондентом ректор СГУ Владимир ШАПОВАЛОВ поделился своим видением перспектив развития вуза накануне восьмидесятилетия со дня его основания.

Как сформировать внешний инновационный пояс?

– Владимир Александрович, латинское выражение «historia est magistra vitae», или «история – учительница жизни», вероятно, не чуждо вам, историку по образованию. К каким главным выводам вы пришли на пороге празднования юбилея университета?

– Восемьдесят лет – сравнительно небольшой период в истории, в биографии вуза – это непростые годы служения образованию и науке, пережитые вместе со страной. Год за годом складывался мощный научный, интеллектуальный и творческий потенциал, которым с полным правом сегодня может гордиться университет, формировались традиции и опыт подготовки высококлассных специалистов, ныне бережно сохраняемые и приумножаемые.

За эти годы вузом подготовлено более 60 тыс. специалистов практически для всех отраслей экономики, образования, науки, культуры, органов государственной и муниципальной власти. Выпускники университета работают во всех республиках Северного Кавказа, государствах СНГ и дальнем зарубежье. Их успехи и достижения – лучшее доказательство авторитета СГУ, качества и конкурентоспособности его образовательных программ.

Сегодня СГУ – университет классического типа, единственный в регионе, обеспечивающий подготовку специалистов по наибольшему количеству естественнонаучных, гуманитарных специальностей и направлений и ряду инженерных специальностей в сфере наукоемких технологий. Универсальные возможности вуза, мощный потенциал научнопедагогических кадров, эффективная структура подготовки специалистов и кадров высшей квалификации, современная материальнотехническая база, активное использование информационных технологий в образовательном процессе и научных исследованиях создают условия для удовлетворения самых разнообразных образовательных потребностей молодёжи, способствуют реализации творческих способностей каждого студента.

Солидную дату в своей биографии университет встречает полным сил и планов на будущее. Дальнейшее развитие мы связываем с совершенствованием инновационной деятельности в образовательной и научной сферах, открытием новых специальностей и освоением новых образовательных программ и стандартов, развитием системы бакалавриата и магистратуры, интеграцией вуза в мировое образовательное пространство.

Сохраняя достижения российской системы образования, коллектив перенимает все лучшее, что вобрал в себя мировой опыт в области образовательной деятельности.

– Инновационность деятельности ученых СГУ получила высокую оценку у специалистов Южного научного центра Российской академии наук. Каковы на сегодняшний день приоритетные направления исследований ученых университета и значимые результаты?

– Университет действительно активно взаимодействует с Южным научным центром РАН. На его базе функционирует отдел конфликтологии Института социальноэкономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН. При научных подразделениях центра созданы четыре базовые кафедры СГУ. В 2009 году совместно с Южным научным центром создан научнообразовательный центр «Социальнополитическая безопасность Южного макрорегиона», задачами которого являются повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований в области социальной и политической безопасности СевероКавказского и Южного федеральных округов, а также подготовка квалифицированных специалистов в области политологии, социологии, этноконфликтологии. Мы успешно сотрудничаем и с другими отечественными и научными центрами в самых разных отраслях науки.

Университет имеет значительный потенциал ученыхисследователей в области естественных, гуманитарных и технических наук. Сегодня у нас работают коллективы 13 научных школ и 39 научных направлений, проводящих исследования в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и критическими технологиями Российской Федерации.

Ученые СГУ выполняют научные проекты при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, отраслевой программы Минобрнауки России «Развитие научного потенциала высшей школы», Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, грантов Президента РФ для молодых ученыхдокторов и кандидатов наук, ряда зарубежных фондов и программ. Значительную часть финансируемых научных проектов, выполняемых в университете, составляют работы по заказам предприятий и организаций Ставропольского края и других российских регионов. Общий объем финансирования научных исследований в СГУ за последние пять лет вырос более чем в 2,5 раза и, по итогам 2010 года, составил 122,3 млн. рублей.

В значительной степени успешность научной работы определяется развитой научноинновационной инфраструктурой. Предпринят ряд шагов для создания ее основных элементов, включающих 21 учебнонаучный и научнообразовательный центр, 32 проблемные научноисследовательские лаборатории, 3 инновационнотехнологических центра, 8 базовых кафедр университета при структурных подразделениях РАН, 11 студенческих научноинновационных объединений.

При организационной, методической и финансовой поддержке компании «HewlettPackard» создан учебнонаучный центр, оснащенный современным высокотехнологичным оборудованием, целью которого является формирование инновационных компетенций в области современных информационных технологий.

Совместно со Специальной астрофизической обсерваторией Российской академии наук (п. Нижний Архыз) создана Ставропольская астрофизическая роботизированная станция, являющаяся учебнонаучной лабораторией удаленного доступа и позволяющая проводить дистанционные исследования в области астрономии и астрофизики как на базе университета, так и с использованием возможностей мощных оптических инструментов обсерватории РАН.

Преподаватели, аспиранты и студенты СГУ имеют возможность проводить исследования в области новых материалов и нанотехнологий на качественно новом уровне. Эти задачи решает инновационнотехнологический центр коллективного пользования «Нанотехнологии и наноматериалы», оснащенный современными приборами для исследования новых материалов. В центре также установлены приборы учебнонаучного назначения, с помощью которых студенты овладевают современными методами нанотехнологий. Созданы лаборатории магнитных наноматериалов и электрои магнитооптики магнитных дисперсных наносистем.

В СГУ проводятся научные исследования в области высокопроизводительных вычислений. Приобретено оборудование, позволяющее обрабатывать данные с высокой производительностью – 0,6 TFLOPS. Создана проблемная научноисследовательская лаборатория высокопроизводительных вычислений, в рамках которой решаются фундаментальные, прикладные и инновационноисследовательские задачи вычислительной математики, параллельных и распределенных вычислений, информационнотелекоммуникационных систем. Университет является одним из ключевых участников формируемой компанией «Синтерра» программы «Университетский кластер», на базе которой Институт системного программирования РАН разворачивает распределенную вычислительную инфраструктуру. Участие в этой программе дает возможность сотрудникам университета получать доступ к мощной распределенной вычислительной инфраструктуре, построенной на современных аппаратных и программных технологиях и ориентированной на решение сложных прикладных и фундаментальных задач.

– Как известно, СГУ первым в Ставропольском крае начал регистрацию малых инновационных предприятий. Если подвести первые итоги, как вы сегодня оцените эффективность их работы?

– Мы действительно первыми создали малые инновационные предприятия (МИП) – причем не только в Ставропольском крае, но и на Северном Кавказе. Это потребовало значительной консолидации сил. В короткие сроки были инвентаризированы перспективные инновационные разработки, осуществлена постановка на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности, что позволило приступить к созданию в университете хозяйственных обществ.

Ответ на вопрос, почему в университете удалось создать МИП, прежде всего, заключается в состоянии развитой инновационной инфраструктуры, включащей такие элементы, как:

  • центр инновационных разработок;
  • технопарк «Наукоемкие технологии»;
  • инновационнотехнологические центры коллективного пользования;
  • лаборатория высокопроизводительных вычислений;
  • лаборатория аэрокосмических методов и т.д.

В настоящее время существующая сеть МИП представлена четырьмя обществами с ограниченной ответственностью: «СГУИнфоком», «Экономикоаналитический центр СГУ», «СГУ – Аэрокосмические технологии и мониторинг», «Центр стратегического территориального проектирования СГУ». Общее число сотрудников, занятых в них, насчитывает более 60 человек, в основном это студенты и молодые ученые университета.

Следует отметить, что, несмотря на серьезные проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы, отсутствием полноценного опыта ведения коммерческой деятельности у ученых университета, созданные МИП успешно работают. За год с момента формирования им удалось привлечь свыше 20 млн. рублей.

Если говорить о перспективах этого направления, то оно видится не только в наращивании потенциала уже созданных МИП, но в существенном расширении их сети. Так, на завершающей стадии создания находятся предприятия, которые будут работать в области биомедицинских и здоровьесберегающих технологий, нанотехнологий и материалов.

Мы также убеждены, что формирование успешного внешнего инновационного пояса университета будет способствовать значительному увеличению темпов модернизации не только региональной, но и российской экономики.

– Во время визита в СГУ в мае 2010 года полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин обратил внимание на реализуемую вузом концепцию киберуниверситета исследовательского типа, а также предоставляемые технопарком «Наукоемкие технологии» инновационные услуги и разработки в сфере информационных технологий. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Концепция киберуниверситета исследовательского типа реализуется в СГУ с 2006 года и является неким аналогом «Электронного правительства», о котором достаточно много говорят в последнее время. Это позволило автоматизировать практически все сферы деятельности вуза. В его едином информационном пространстве организовано 365 автоматизированных рабочих мест для управленческого персонала и 860 мест для обучающихся. Стоит упомянуть такие реализованные крупные проекты, как:

  • единая информационная система управления «Университет», удостоенная многочисленных наград;
  • «Научная библиотека», являющаяся интеллектуальным центром университета, технические решения которой признаны компанией «HewlettPackard» лучшими среди научных библиотек мира в 2005 году;
  • сеть вузовских музеев, объединенных единой информационной системой;
  • единый образовательный портал университета, являющийся технологической основой предоставления образовательных сервисов как из локальной сети университета, так и в развернутых по всему вузу 18 зонах WiFi и в сети Интернет;
  • дежурно-диспетчерская служба университета, которая, основываясь на последних научных достижениях, объединяет все средства пожарной охраны и оповещения, а также непрерывный мониторинг 219 камер видеонаблюдения, расположенных по всему университетскому городку.

Все эти и многие другие проекты реализовывались силами ученых, аспирантов и студентов. Это позволяет – с опорой на самые современные технологические решения – не только создавать, но и активно развивать научные направления в области инфокоммуникационных технологий.

Разработки ученых СГУ легли в основу созданного в 2008 году технопарка «Наукоемкие технологии». Его деятельность направлена на укрепление в университете корпоративной инновационной среды, совершенствование системы производства и коммерциализации наукоемкой и технологичной продукции и услуг, обеспечение трансферта технологий и их внедрения в образовательную, социальную и экономическую сферы региона.

Парк имеет распределенную структуру, включая проектный центр и 14 научных подразделений, в том числе 3 центра коллективного пользования, предлагающих к реализации более 20 высокотехнологичных сервисов в области информационных технологий и телекоммуникаций, географических сервисов и рационального природопользования, лабораторных исследований и экспертиз, финансовоэкономического и юридического сопровождения деятельности предприятий. К работе в технопарке привлечены свыше 150 сотрудников, докторов и кандидатов наук, аспирантов и студентов. Технопарк вошел в состав регионального технологического парка «Ставрополье», приобретя статус ведущего в области информационных и геоинформационных технологий, биотехнологий, экономического и юридического консалтинга и оказания высокотехнологичных услуг. За прошедшие два года здесь выполнено более 70 проектов на общую сумму 43 млн. рублей.

Мощный заряд гуманитарной составляющей

– Профессионально-педагогическим сообществом региона признано, что Ставропольский государственный университет несет мощный заряд гуманитарной составляющей. Каковы, по вашему мнению, ее главные отличительные особенности?

– Крепкая гуманитарная составляющая сама по себе является отличительной чертой классического университетского образования. Прежде всего, это присутствие в образовательном пространстве классических гуманитарных специальностей: филологии, истории, психологии, экономики, юриспруденции. Это обеспечивает не только подготовку специалистов соответствующего профиля, но и высокий уровень преподавания дисциплин гуманитарного и социальноэкономического блока, которые формируют общекультурные и социальноличностные компетенции молодых людей, вооружая их знаниями об общих законах функционирования современного общества, навыками аналитической деятельности, помогающими адаптироваться в современном, динамично развивающемся социуме.

Большим потенциалом в этом контексте обладает вариативная часть образовательных стандартов, которая содержательно наполняется самими учебными заведениями. Например, крайне актуально для северокавказского региона развитие поликультурного образования, учитывающего сложную конфессиональную и этническую структуры населения. Поэтому одной из целей должно стать формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности – готовности к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей. Это непредвзятость в оценке других людей, их национальнопсихологических особенностей, преодоление своих этноцентристских тенденций и предубеждений, развитие способности эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки представителей других культур.

В университете реализуется инициативный инновационный образовательный проект, цель которого – ориентация образовательного, научного и воспитательного процессов на формирование этнокультурных компетенций будущих специалистов. Проект предполагает разработку авторских курсов по выбору, дисциплин специализации и их учебнометодического обеспечения для использования в высших учебных заведениях региона. Можно сказать, что СГУ является крупнейшим научнометодическим центром формирования этнокультурных компетенций и новых социальных технологий гражданского и патриотического воспитания в полиэтничном регионе.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2010 года и Стратегии – 2020 сформулированы задачи, связанные с модернизацией страны. Их предстоит решать новому поколению российской молодежи и, прежде всего, тем, кто в настоящее время получает профессию в учебных заведениях. Это новое поколение специалистов должно обладать не только узкопрофессиональными знаниями и умениями, пусть даже самыми передовыми, но и высокими духовнонравственными качествами. Формирование их немыслимо без базовых гуманитарных знаний. Трудно представить, например, успешного инженера, знаменитого математика, не знающих творчества Пушкина, Чехова, трудов Солженицына. Гуманитарная составляющая образования формирует цельную личность, способную к самореализации и саморазвитию. Социокультурный контекст ХХI века предполагает приоритет личности, диктует в планетарном масштабе тренд на гуманизацию общества. Без ярких выдающихся личностей невозможны успехи России на ключевых направлениях инновационных преобразований в нашем обществе.

На мировом рынке – конкурентоспособны

– Известно, что уровневая подготовка специалистов в СГУ осуществляется с 1993 года. Можно ли утвердительно говорить о том, что в вузе созданы условия для перехода на уровневую систему образования? Какую оценку в целом вы можете дать степени соответствия вуза принципам Болонского процесса?

– Да, действительно, наш вуз одним из первых в России ввел многоуровневую систему подготовки специалистов. Сначала она велась по нескольким направлениям – история, филология, биология. На сегодняшний день этот спектр значительно расширен: мы готовим бакалавров по 15, а магистров – по 18 направлениям, включающим 35 магистерских программ. И это, безусловно, не предел. В условиях перехода высшего образования страны на уровневую подготовку университет, согласно своей лицензии, может осуществлять набор по 32 направлениям бакалавриата и 24 направлениям магистратуры. Уже с 2011 года планируется впервые осуществить набор в магистратуру по направлениям «философия», «журналистика»,«юриспруденция», «экономика».

Созданы необходимые условия для перехода на ФГОС ВП. Имеется соответствующая материальнотехническая база, активно применяются интерактивные методы обучения, к образовательному процессу привлекаются работодатели, ведущие ученые России и мира, учебнометодические материалы разрабатываются на основе компетентностного подхода. Поддерживается высокий престиж магистратуры за счет внедрения результатов актуальных научных исследований в образовательный процесс. С 2005 года выпускникам выдано более 500 европейских приложений к диплому.

В целом, можно достаточно высоко оценить соответ ствие нашего вуза принципам Болонского процесса. В этом плане предстоит еще многое сделать, особенно в области обеспечения академической мобильности, в том числе увеличения количества зарубежных стажировок. Необходимо также внедрить систему выдачи двойных дипломов, обеспечить уверенное владение всеми студентами, как минимум, одним иностранным языком.

– Международное сотрудничество, судя по материалам сайта университета, позиционируется как существенный фактор, обеспечивающий стабильность и высокое качество инновационной деятельности вуза.

– Вы правы, международное сотрудничество кардинальным образом влияет на качество инновационной деятельности университета, является составляющей частью успешной интеграции вуза в общеевропейское и глобальное образовательное пространство.

Приведу лишь несколько цифр. Университет имеет соглашения с 24 европейскими и американскими университетами и научными центрами, является членом Евразийской ассоциации университетов. Ежегодно более 300 наших преподавателей и студентов принимают участие в международных научных конференциях, проходят стажировку в зарубежных образовательных учреждениях. В свою очередь у нас обучались аспиранты Оксфордского, Корнельского университетов, университетов Индианы и Ундино (Италия). В практику входит защита диссертаций зарубежных аспирантов.

Успешно реализуются трансъевропейские проекты в сотрудничестве с Департаментом образования и науки Совета Европы (Страсбург) и Венским университетом. Например, мы активно включились в работу по проекту «Политика сотрудничества и инноваций в сфере школьного образования в Европе». Он направлен на разработку новых программ для европейских школ, совершенствование структуры учебнометодических комплексов. На базе университета успешно осуществлял свою деятельность региональный ресурсный центр программы ТАСИС (2007), в работе которого принимали участие ученые-эксперты ведущих европейских университетов.

Недавно в рамках международного культурно-делового фестиваля «Европейская неделя» в университете выступил с лекциями по перспективам сотрудничества России и Евросоюза глава представительства Европейского Союза в РФ, посол Объединенной Европы в Москве Фернандо Валенсуэла. С участием делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы во главе с М. Чавушоглу (Турция) в СГУ проведен международный семинар ученыхисториков по проблемам возникновения массового голода на территории стран бывшего СССР в 1932-1933 годах. И подобных примеров в нашей повседневной практике достаточно.

Особое внимание мы уделяем сотрудничеству молодых ученых и студентов. Студенты СГУ во главе с заместителем председателя Совета Федерации РФ С.Ю. Орловой в составе правительственной делегации участвовали в Парламентской ассамблее Совета Европы (2008). В течение ряда лет осуществляется российскомолдавский исследовательский проект «Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах Республики Молдова и юга России». Он реализуется при финансовой поддержке РГНФ и АН Республики Молдова. Подводя итог, подчеркну, нашим выпускникам предлагаются самые выгодные условия работы, в том числе и за рубежом, они вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

Стратегия интеграции с бизнесом

– На открытии в СГУ учебно-научного центра технологий «Hewlett-Packard» вы отметили, что подготовка современного специалиста в области информационных технологий возможна лишь при тесном сотрудничестве учебных заведений и бизнес-сообщества. Какие еще примеры подобного сотрудничества можно привести? Как вы оцениваете уровень востребованности выпускников университета на рынке труда?

– Формирование долгосрочного стратегического партнерства университета и работодателей на основе комплексной интеграции образования и бизнеса – важнейшая задача современного классического университета. Мы стараемся решать ее комплексно. Сегодня заключены более 600 договоров о сотрудничестве с ведущими работодателями региона. Среди наших партнеров Торговопромышленная палата Ставропольского края, СевероКавказский банк Сбербанка России, ОАО «Газпром», прокуратура Ставропольского края, министерство образования, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ОАО «Концерн «Энергомера» и другие.

Наши выпускники востребованы на рынке труда. Это результат кропотливой работы университетской системы содействия трудоустройству, которое осуществляется по нескольким ключевым направлениям.

Профильные предприятия и организации привлекаются к актуализации содержания подготовки специалистов, что способствует формированию профессиональных компетенций у выпускников, умению адаптироваться в реальных условиях производственной деятельности конкретной организации, ее корпоративной культуры и кадровой политики.

Начиная с 2006 года, в университете введен ряд дисциплин, специализаций и курсов по выбору по заявкам работодателей. Предлагаемые выпускникам специализации учитывают современные особенности экономики и приоритетные кластеры СевероКавказского федерального округа: например, переводчикменеджер в сфере международного туризма (специальность «Перевод и переводоведение»), историкокультурный туризм (специальность «История»), туризм и экскурсионное дело (специальность «География»). Выпускникам предложены специальные курсы по поведению и адаптации на современном рынке труда: «Как начать свое дело», «Тренинг профессионального общения», «Предпринимательство в малом бизнесе». Всего подготовлено 14 специальных программ переподготовки. Указанные курсы разработаны с учетом сложившейся финансовоэкономической ситуации и проводятся в удобные для выпускников сроки обучения. Смягчению ситуации с трудоустройством способствует также продолжение обучения в бюджетной магистратуре и аспирантуре университета.

В условиях финансового кризиса одним из направлений трудоустройства является организация собственного дела или участие в семейном бизнесе. По итогам организованного вузом мониторинга трудоустройства, около 10 процентов выпускников используют этот ресурс не только для собственной занятости, но и для создания рабочих мест для других выпускников.

В СГУ активно используется такая форма взаимодействия с работодателями, как выполнение выпускных квалификационных работ по заявкам профильных предприятий и учреждений. Доля таких работ в настоящее время составляет более 50 процентов.

Сложившаяся система содействия трудоустройству и взаимо действия с работодателями позволяет поддерживать высокий уровень адресного трудоустройства выпускников: общий уровень занятости выпускников университета выше, чем в среднем по вузам России, – 97 процентов против 89.

Педагогический дебют

– В октябре 2010 года в СГУ состоялось открытие университетского конкурса «Педагогический дебют», посвященного Году учителя. Открывая Год учителя, Президент России официально дал старт работе по повышению престижа учительской профессии. Какие факторы могут реально способствовать достижению этой цели? Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать современный учитель?

– Являясь классическим университетом, мы продолжаем подготовку специалистов для системы образования и относимся к этому ответственно. Наша работа получила поддержку губернатора Ставропольского края В.В. Гаевского. Я разделяю его точку зрения, что наиболее важным фактором, способствующим привлечению молодых специалистов в современные российские школы, является, конечно же, социальный: обеспечение жильем, достойная заработная плата, грантовая поддержка научноисследовательской работы. Привлечению молодежи будет способ ствовать и высокая техническая оснащенность школ, достаточное финансирование, возможность постоянно повышать квалификацию, проходя педагогические стажировки как в лучших вузах России, так и за рубежом.

Убежден, современной школе требуется учитель с классическим университетским образованием. Он должен глубоко знать фундаментальную науку и быть увлечен предметом изучения, способен к реализации инновационных подходов и использованию инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе. Современный учитель готов к управленческим функциям и социокультурной адаптации различных этнических и конфессиональных групп. Важным в педагогической профессии является умение выявлять талантливых учащихся и сопровождать их развитие. Это позволит пополнить интеллектуальный слой страны и вывести экономику России на передовые позиции.

– И заключительный вопрос: каковы ваши планы на будущее?

– Главным является обеспечение стабильности развития университета. При этом стабильность мы рассматриваем не как чтото застывшее в камне, а как платформу, дающую возможность непрерывного инновационного движения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Есть ли шанс у российских университетов?
Инновационная площадка Дагестанского технического университета
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Технологические инновации. Российско-американское сотрудничество
Всероссийский форум «Педагоги России: Инновации в образовании»
Как повысить престиж профессии ученого?
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Инновационная карта России
«Восточный вектор»: эксперты высказались о будущем Сибири

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ