Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Сельские школы и детсады: сложности есть

О сложностях, возникающих в среде сельских школ и детских садов, рассказывают представители Мурманской и Архангельской областей – Наталия Ведищева, председатель комитета Мурманской областной думы по образованию, науке и культуре, и Римма Томилова, депутат Архангельского областного собрания депутатов, директор Холмогорской средней школы.

Просмотров: 1510

Парламентские слушания на тему «Нормативное обеспечение реализации полномочий в сфере образования на разных уровнях власти» вызвали большой интерес в регионах, поскольку проблем в этой области оказалось немало. Однако жесткие рамки регламента не позволили некоторым выступающим сказать обо всем, что их волнует, и часть важных для субъектов РФ вопросов осталась за чертой обсуждения в рамках большой думской площадки.

О том, что вызывает сложности во взаимодействии муниципальной, региональной и федеральной ветвей власти, рассказывают представители Мурманской и Архангельской областей.

ВЕДИЩЕВА Наталия Николаевна, председатель комитета Мурманской областной думы по образованию, науке и культуре:

– В Мурманской области из-за высокого уровня милитаризованности очень остро стоит проблема передачи под детские сады объектов недвижимости, используемых Минобороны РФ.

На территории субъекта имеется 15 детских садов, подведомственных Минобороны РФ, из них 2 не работают, а 7 расположены в квартирах и казармах, то есть в неприспособленных помещениях, которые изначально не соответствуют техническим требованиям и правилам пожарной безопасности и в случае передачи будут немедленно закрыты. Следовательно, потребность в дошкольных учреждениях в муниципальных образованиях только возрастет. Также возникнет вопрос, как быть с 1067 воспитанниками, которые посещали закрытые детские сады. Единственным способом разрешения проблемы будет строительство новых дошкольных учреждений.

Все 13 детских садов не имеют самостоятельного юридического статуса, осуществляют свою деятельность без лицензии на право ведения образовательной и медицинской деятельности. Во многих капитальный ремонт не производился с момента открытия. У большинства отсутствуют правоустанавливающие документы на имущество и земельные участки. Ясно, что по этой причине после передачи детских садов на муниципальный уровень местная власть не сможет своевременно зарегистрировать право собственности на данные объекты и выделять средства на их капитальный и текущий ремонт. Детские сады будут закрыты на долгие годы гражданскими надзорными органами как несоответствующие требованиям санитарных правил, правил пожаро- и энергобезопасности.

Несмотря на это Минобороны РФ настаивает на безвозмездной передаче муниципальным образованиям детских дошкольных учреждений, ссылаясь на то, что состояние передаваемого имущества не является препятствием для принятия решения о его передаче из федеральной собственности в муниципальную и собственность субъекта федерации.

Во время личной встречи с министром обороны РФ ему были разъяснены все сложности и противоречия, возникающие в процессе передачи, но, к сожалению, взаимопонимание по данному вопросу так и не было достигнуто. В ноябре 2011 года во время проходившего в Петрозаводске форума «Инвестиции в будущее», мне удалось поставить вопрос о детских садах перед Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В ответ глава государства заверил, что передача имущества, которую предполагалось осуществить в достаточно сжатые сроки, будет приостановлена.

Передача объектов может быть продолжена только тогда, когда разрешатся вопросы с правоустанавливающими документами и Минобороны РФ доведет передаваемое недвижимое имущество до такого технического состояния, которое соответствует установленным нормам и правилам, а значит позволяет использовать его, не создавая угрозы жизни и здоровью детей.

Хочется верить, что в поиске выхода из сложившейся ситуации руководство страны не станет делать поспешные шаги и с пониманием подойдет к решению одной из наиболее сложных проблем, в той или иной мере характерных для большинства регионов России. А самое главное – остается надеяться, что поставленные вопросы будут рассматриваться с учетом интересов младшего поколения россиян и их родителей и без формального чиновничьего подхода.

ТОМИЛОВА Римма Евгеньевна, депутат Архангельского областного собрания депутатов, директор Холмогорской средней школы:

– Полномочия ветвей власти в сфере образования отличаются широтой и объемом правового поля. Реформа сопровождается появлением новых документов, которые с одной стороны обеспечивают развитие конкретных учебных заведений в регионах, а с другой – чрезмерно перегружают деятельность педагогических работников.

Сейчас внимание профессионального сообщества сосредоточено на внедрении федеральных государственных образовательных стандартов, происходящем параллельно с введением новой системы оплаты труда. От того, насколько профессионально работают в этом направлении органы исполнительной власти на местах, во многом зависит эффективность функционирования системы образования в целом.

Сельские школы являются наиболее ярким индикатором изменений. В нашем регионе с большим энтузиазмом приступили к модернизации образования. В сжатые сроки Правительство Архангельской области совместно с депутатами Архангельского областного собрания подготовили нормативно-правовую основу реализации проекта. Благодаря этому в 2011 году было приобретено 124 автобуса для безопасной перевозки учащихся, прежде всего проживающих в сельской местности. Успешно реализуется проект «Цифровое образовательное кольцо», позволяющий организовать дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов, проводить видеоконференции, вебинары. В школах обновляются учебные пособия, оснащаются компьютерные классы, появляется современное оборудование для проведения лабораторных и практических работ. Радует, что появилась дополнительная возможность осуществлять капитальный ремонт, ведь большинство школьных зданий старше двадцати лет, некоторые – векового возраста.

Исполнительная власть заинтересована в качественном обучении детей из глубинки. Об этом свидетельствует решение о распределении в пользу сельских школ средств по проекту модернизации образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования выдвигают новые требования к методике, условиям преподавания, обеспечению учебного процесса. Путь к достижению модели выпускника начальной школы определяется основными образовательными программами. Рекомендации по их составлению по вертикали исполнительной власти направлены в школы. И теперь педагоги добросовестно разрабатывают документы, которые по объему и сложности равняются трудам работников, имеющих научные звания. В условиях, когда количество муниципальных методических центров сокращается, в сельских школах, где один учитель ведет несколько предметов, эти усилия имеют низкий коэффициент полезного действия.

Вместо лаконичных и ёмких направлений деятельности по обеспечению требований федерального государственного образовательного стандарта учителя получили размытые описания этой деятельности. В обилии красивых слов и терминов потерялась суть качества обучения – совершенствование конкретного урока, внеурочной деятельности.

Новая система оплаты туда призвана способствовать хорошему кадровому обеспечению школ, справедливому распределению фонда оплаты труда и предполагает, что за высокое качество работы начисляется более высокая заработная плата. Но по отношению к сельским школам, которых в Архангельской области насчитывается 58 процентов от общего числа, эту систему нужно совершенствовать. В удаленной от районного центра малочисленной школе, куда надо привезти детей, организовать их питание и проживание в интернате, невозможно выдержать рекомендуемое соотношение фонда оплаты труда учителей и остальных работников – 70 и 30 процентов.

В Архангельской области идет системная работа по совершенствованию регионального закона «Об образовании». Изменяется методика определения субвенции муниципальным районам и городским округам на обеспечение полномочий по реализации основных общеобразовательных программ. Например, введены повышающие коэффициенты для образовательных учреждений, имеющих интернаты. Однако по федеральным критериям оценки деятельности региональной исполнительной власти содержание малочисленных школ считается исключительно неэффективными расходами. Такая позиция финансистов порождает у селян чувство ущербности, ненужности обществу.

Изменить эту ситуацию позволит закрепленная нормативным актом РФ передача права регионам самостоятельно определять понятия малочисленная и малокомплектная школа, устанавливать нормативы наполняемости классов, соотношение количества учащихся и учителей. Кроме этого, необходимо закрепить понятие минимального размера заработной платы в Трудовом кодексе РФ.

Для территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей это особенно важно. Судебная практика показывает, что уже сегодня наш дотационный регион обязан повысить минимальную заработную плату с учетом северного коэффициента. Во-первых, для этого понадобится дополнительно 5 млрд. рублей. Во-вторых, потребуется пересмотр межбюджетных отношений федерации и региона, который, кстати, выделяет 1,6 млрд. рублей на сферу образования такого высокодоходного субъекта РФ, каким является Ненецкий автономный округ. Совершенствование правового поля в сфере образования – живой процесс, который необходимо избавить от излишней детализации, а там, где требует практика, его нужно наполнить конкретным содержанием и обеспечить всем, что позволяет учителю, в том числе сельскому, работать плодотворно, творчески, без усталости от нормативной лихорадки реформы образования.

РS. Редакция намерена продолжить острую тему и привлечь к разговору представителей других регионов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, тенденции, сельская школа, мурманская область, Архангельская область

Похожие материалы:
ДПО в России: факты, цифры, тенденции
Проблемы инклюзивного образования
Каковы должны быть рабочие навыки будущих поколений?
Интернационализация японских университетов
Современные вузы: многообразие стратегий развития
СГМУ: Большое видится на расстоянии
Развитие в непрерывном образовании
Китайские студенты за рубежом
САФУ: геополитический вектор
Госдума РФ о распределении полномочий в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Из журнала
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#96Советы студентов предпринимателям и педагогам
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#90Продвижение российских научных журналов в мире
#96Исследовательское образование
Информационная лента
13:32В БГТУ им. В.Г. Шухова обсудили этические проблемы «цифрового сообщества»
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами