Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Результаты превзошли ожидания

В Минобрнауки РФ 22 декабря прошел круглый стол, посвященный обсуждению результатов Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-­2014 годы. Проект направлен на усиление кадрового потенциала специалистов инженерно­-технического профиля для приоритетных отраслей промышленности страны.

Просмотров: 27

В Минобрнауки РФ 22 декабря прошел круглый стол, посвященный обсуждению результатов Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-­2014 годы. Проект направлен на усиление кадрового потенциала специалистов инженерно­-технического профиля для приоритетных отраслей промышленности страны.

Достигнутые успехи в реализации программы свидетельствуют о масштабном эффекте, которого стремились достичь разработчики, – совершенствовании отечественного инженерного образования.

Открывая встречу, заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов отметил, что Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-­2014 годы – одна из самых успешных в министерстве за последние годы. Ее актуальность подтверждают и немалые средства, которые были вложены работодателями в части софинансирования.

Ключевым достижением программы стало стимулирование развития долгосрочного партнерства образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики. Это подчеркнула в своем выступлении директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Татьяна Алимова. Увеличилось количество договоров на обучение, открылись новые лаборатории, кафедры, учебные центры, реализуются крупные совместные проекты. К процессу обучения бакалавров и магистров все чаще привлекаются слушатели и ведущие сотрудники предприятий.

В реализации приняли участие 96 образовательных организаций, расположенных в 47 субъектах РФ. Заказчиками обучения выступило 1361 предприятие, принимающее активное участие как в разработке учебных программ, так и в непосред­ственном их внедрении. Инженеры имели возможность повысить свою квалификацию по одному из приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики страны, в числе которых повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических и транспортных систем, медицинских и информационных технологий, индустрии наносистем, перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

Наиболее популярным среди них стало повышение энергоэффективности и ресурсосбережения: охват парт­нёров в этой сфере составил более 8 тыс. человек. По мере развития проекта активно увеличивалось количество участников программ по развитию перспективных видов во­оружения, военной и специальной техники, а также стратегических информационных технологий, транспортных и космических систем. Вместе с тем сократилась доля повысивших квалификацию по медицинским и ядерным технологиям, индустрии наносистем.

В рамках проекта прошли обучение свыше 16,5 тыс. специалистов инженерного профиля, тем самым был превышен установленный целевой показатель 15 тыс. Из них 5752 стажировались на предприятиях и в инжиниринговых центрах России. Всего в процесс включено более 500 организаций из 150 городов и населенных пунктов страны. Свыше 2 тыс. человек прошли стажировки за рубежом, при этом абсолютное большинство российских инженеров отдавало предпочтение европейским странам, в первую очередь – Германии.

По условиям проекта не менее 50 процентов финансирования должны были обеспечить работодатели – организации и предприятия реального сектора экономики, направляющие своих специалистов на программы повышения квалификации. По факту объем софинансирования составил более 60 процентов, а по отдельным программам доходил и до 90. Таким образом, общий объем финансирования мероприятий программы составил 655 527 503 рубля, привлечено средств софинансирования – 494 168 649 рублей.

Позволит ли реализация президентской программы добиться повышения эффективности деятельности компаний в среднесрочной и долгосрочной перспективе? Абсолютное большинство – 93 процента опрошенных представителей предприятий – рассматривает программу в качестве механизма повышения эффективности работы компании, а софинансирование обучения специалистов – как вклад в развитие предприятия.

Важнейшим результатом президентской программы стало то, что наработки, достигнутые в области совершенствования знаний и навыков инженеров, теперь доступны практически всем организациям и промышленным предприятиям. За 2012-­2014 годы сформирован банк актуальных программ повышения квалификации инженерных кадров, насчитывающий 544 программы. Информация о них размещена на сайте engineer­cadry.ru и предоставляет предприятиям возможности для поиска и заказа программ под конкретные задачи.

Представители нескольких образовательных организаций выступили на круглом столе с результатами участия в президентской программе.

О важной роли программы в повышении уровня профессиональных компетенций специалистов­инженеров шла речь в выступлении ректора Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломо­носова Елены Кудряшовой. САФУ – участник проекта на всех этапах его реализации.

Обучение в рамках программы прошли сотрудники ключевых предприятий региона: производственных объединений «Севмаш» и «Арктика», центра судоремонта «Звездочка», Архангельского ЦБК и других, – в общей сложности 177 человек. Из них 56 в дальнейшем прошли стажировку на базе российских инжиниринговых центров, 24 специалиста стажировались за рубежом. При обучении на всех направлениях программы проводились лекции, лабораторные занятия с элементами исследований, которые организовывались на базе инновационно-­технологического центра «Современные технологии переработки биоресурсов Севера». За три года САФУ разработано и реализовано 6 программ повышения квалификации.

Активное участие в реализации программы принял Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. По оценке проректора по учебной работе Евгения Ивашкина, в вузе проведено повышение квалификации 525 инженеров предприятий реального сектора экономики, в том числе 73 специалиста были отправлены на стажировку в коллективы ведущих предприятий и инжиниринговых центров на территории России, а 32 – за рубеж. Разработано 20 новых программ повышения квалификации. Силами университета проведены стажировки для двух ведущих технических вузов России – Иркутского государственного технического университета и Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова.

Среди результатов проекта – создание в НГТУ им. Р.Е. Алексеева базовой кафедры «Системы воздушно­космической обороны» в филиале № 1 концерна ПВО «Алмаз-­Антей», начало формирования учебного центра вуза на базе компании «Авитек» в Кирове, а также укрепление партнерства с Белорусским национальным техническим университетом и Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники.

Представитель ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, декан факультета после­вузовского и дополнительного профессионального образования Наталья Тарануха рассказала об основных итогах участия университета в президентской программе. Прежде всего, это модернизация образовательного процесса, научно­-исследовательской и инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала и совершенствование инфраструктуры вуза. В университете открыт инжиниринговый центр – для обеспечения ижиниринговыми услугами высокотехнологичных предприятий региона и РФ. Повысилась востребованность научно-­технического потенциала вуза со стороны предприятий региона, выросло количеств заказов на НИОКР, сформировался пояс малых предприятий университета, обеспечивающих трансфер технологий в реальный сектор экономики. Университет принял участие в разработке программ инновационного развития крупных предприятий ОПК региона: Воткинского завода, Ижевского мотозавода «Аксион­холдинг». Важным достижением стала реализация механизмов сетевого взаимодействия с университетами России и зарубежных стран.

Об установлении партнерских отношений с вузами Республики Казахстан шла речь в выступлении Юлая Янбаева, проректора по учебной работе Башкирского государственного университета. Перспективы дальнейшего развития системы подготовки инженерных кадров включают расширение сотрудничества с предприятиями Казахстана и разработку совместных проектов по аппаратному оснащению предприятий нефтегазового комплекса. В ходе реализации программы созданы 5 базовых кафедр на предприятиях­партнерах машино­ и аппаратостроительных производств, повысили квалификацию более 200 человек, прошли стажировки в России 58 специалистов и 26 – за рубежом. Заключено 12 соглашений о стратегическом партнерстве с предприятиями, участвовавшими в реализации программ повышения квалификации. Проведены совместные научно-­исследовательские работы в рамках заключенных соглашений с предприятиями реального сектора экономики. И что наиболее ценно – повысился процент выпускников инженерных специальностей, трудоустроившихся на профильные предприятия страны.

Результатом участия Регионального института передовых технологий и бизнеса (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) в программе повышения квалификации инженерных кадров стала разработанная модель векторного развития учебного заведения, о которой рассказал руководитель лаборатории Lean-­технологий Алексей Болотов. В нее входят такие составляющие, как повышение производительности предприятий реального сектора экономики, расширение клиентской базы, увеличение портфеля программ, развитие профессионального уровня преподавателей, укрепление имиджа организации, расширение материально-­технической базы.

В целом президентской программе присущ ряд конкурентных особенностей: нацеленность на повышение квалификации действующих специалистов­инженеров, преимущественно из числа молодых людей, использование модели стажировок – как в РФ, так и за рубежом, возможность участия не только государственных, но и негосударственных образовательных организаций.

Участники круглого стола констатировали факт безусловного содействия этого проекта повышению качества инженерного образования в России. Но для закрепления результатов он должен носить долгосрочный характер. Таким образом, Минобрнауки РФ предполагает продлить период реализации проекта ещё на два года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-77, дополнительное образование, инженерное образование, Минобрнауки, социальное партнерство

Похожие материалы:
Тольяттинский госуниверситет и ОАО «АВТОВАЗ»: реальные шансы на успех
Мотивация к обучению в студенческой среде
В КузГТУ обсудили вопросы подготовки инженеров в Кузбассе
Подготовка инженерно-технических кадров – вопрос государственный
Синергетический эффект интеграционной модели обучения
В. Кутузов: Контрактное производство позволит российской индустрии стать конкурентоспособной
KAMAZ: опыт социального партнерства
Объединенная авиастроительная корпорация расширяет сотрудничество с вузами
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Стартует многопрофильная инженерная олимпиада «Будущее России»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
Ресурсный центр г. Сызрань Самарской области реализует дополнительные профессиональные программы,...
Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
Воронежский государственный университет (www.vsu.ru) – центр инновационного, технологического и...
Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
Тетюшский сельскохозяйственный техникум – динамично развивающаяся образовательная организация...
Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Более девятоста лет колледж обеспечивает качественное образование и личностное развитие...
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова на протяжении всей своей истории динамично...
Из журнала
#102Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#97Новости образования «АО-97»
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
Информационная лента
10:06В ТГТУ продолжаются разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности
10:03В ВГСПУ стартовали новые онлайн курсы по различной тематике
10:02Конкурсы в сфере общественно-политических наук, проводимые РФФИ и АНО ЭИСИ
10:01Подписано соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ и ЗС РК
09:58Новая старая дружба АГУ с турецким вузом