Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Евгений Шахматов: СГАУ готовит аэрокосмических специалистов для всей страны

Аэрокосмическая отрасль продолжает развиваться, несмотря на непростые условия. Подготовка квалифицированных кадров – важнейший элемент этого развития. Чему сегодня учатся будущие создатели космической техники и как применяют знания на практике рассказал ректор СГАУ имени академика С.П. Королёва Евгений Шахматов.

07.12.2015
Просмотров: 15

Отечественная аэрокосмическая отрасль продолжает развиваться, несмотря на непростые экономические условия. Подготовка квалифицированных кадров – важнейший элемент этого развития. Чему сегодня учатся будущие создатели космической техники и как применяют знания на практике, корреспонденту РИА «Новости» рассказал ректор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета) (СГАУ) Евгений Шахматов.

- Евгений Владимирович, в 1960–80-е годы Ваш университет активно занимался исследованиями в интересах отечественной космической промышленности. Продолжаете ли Вы развивать эти направления сегодня?

- Да, мы и не прекращали этого делать. Что у нас нового в развитии аэрокосмической деятельности? В первую очередь, создание малых космических аппаратов.

Сейчас на орбите находятся два малых космических аппарата «Аист», в создании которых вместе с сотрудниками РКЦ «Прогресс» принимали участие студенты, аспиранты, научные сотрудники и преподаватели нашего университета. В СГАУ находится один из центров приёма данных, где проводятся научные эксперименты и анализируется полученная информация.

В последнее время вместе с РКЦ «Прогресс» создали ещё один малый космический аппарат дистанционного зондирования Земли «Аист-2», на котором стоит полноценная аппаратура для дистанционного зондирования Земли в оптическом, гиперспектральном и радиолокационном диапазонах и запуск которого планируется весной с космодрома «Восточный».

Этот космический аппарат - очень современный, один из лучших в мире по оснащению. Если он подтвердит свои лучшие качества на орбите, то может быть тиражирован в интересах Минприроды, Минсельхоза и других ведомств.

Кроме того, мы ведём различные разработки в других областях науки и техники, связанных с созданием робототехнических устройств, геликоптеров и так далее.

- Какие задачи в интересах различных ведомств, о которых Вы упомянули, «Аист-2» может решать?

- Разрешающая способность «Аиста-2» в оптическом диапазоне – около 3 метров с высоты 500 км. Он может вести наблюдение за паводками, сходом горных лавин, районами дождей или засухи, изъянами на сельхозпосевах, застройкой территорий, в том числе и в условиях высокой облачности и плохой погоды.

Доступ к данным с аппарата будет находиться в открытом режиме, и принимать информацию с него смогут не только работники РКЦ «Прогресс», но и сотрудники, и студенты университета.

- Насколько мне известно, вместе с «Аистом-2» в космос полетит ещё один аппарат – первый российский университетский наноспутник «SamSat-218». Что это такое?

- Наноспутники — очень актуальное направление развития аэрокосмической техники. Мы создаём их в кооперации с зарубежными научными организациями, в частности с Берлинским техническим университетом. Эта работа даёт возможность проявить себя студентам и молодым учёным, которые хотят реализовать знания при исследовании космического пространства.

Наноспутник представляет собой небольшой кубик, 10 на 10 сантиметров, в котором находится аппаратура для изучения различных природных процессов, а также новых микросхем и электронных устройств в условиях космического пространства.

Весной планируем запустить в космос три таких кубика, соединённых вместе (они уже готовы к работе), чтобы опробовать наши последние технические решения и научиться управлять положением наноспутника, проверить его работоспособность и возможность дальнейшего использования в группе. Хотим, чтобы спутники, летающие на разных орбитах, поддерживали друг с другом связь, и, если один из них вдруг вышел из строя, другой принял бы на себя его функции и продолжил работу.

- Очевидно, Ваши спутники называются студенческими потому, что студенты принимают какое-то участие в их разработке. В чём состоит их вклад?

- Студенты принимают самое активное участие в создании спутников: они придумывают, конструируют, паяют, испытывают, конечно, под руководством профессоров и доцентов. Если придёте в наши лаборатории, то всюду увидите студентов и аспирантов, молодёжные творческие бригады.

Когда создавались первые спутники «Аист», у нас появилась первая такая бригада - молодёжное конструкторское бюро, на 70% состоявшее из студентов, а на 30% – из молодых учёных. Естественно, они работали под руководством опытных специалистов.

В чём преимущество такой работы? Фактически и познание, и обучение идут не по правилам учебных заведений, а по правилам, принятым на предприятиях этой отрасли. Ребята привыкают к производственной дисциплине, к порядку выполнения чертежей, подготовки конструкторской и технологической документации и проведения испытательной деятельности по правилам настоящего предприятия. Они учатся встраиваться в линейку производства.

- Ваш вуз считается базовым для подготовки кадров для космодрома Восточный, но вы находитесь в Самаре, а космодром - в Амурской области, так далеко от вас. Не мешает ли Вам такое расстояние? Планируются ли в связи с этим изменения в организации учебного процесса?

- В Самаре мы традиционно готовим специалистов для всей страны. Многие наши выпускники работают в Комсомольске-на-Амуре, в Иркутске, в Новосибирске, в Подмосковье - в разных регионах России и даже за рубежом. Принимаем участие в подготовке кадров и для космодрома «Восточный».

Недавно к нам из Благовещенска приезжали 15 школьников, которые планируют, завершив обучение в школе, приехать учиться к нам в университет. В их городе аэрокосмических университетов нет, но есть Амурский государственный университет, с которым договорились сотрудничать в плане подготовки специалистов.

Здесь возможны разные варианты: например, студентов можно готовить полностью по нашим направлениям обучения, можно после бакалавриата принимать в магистратуру СГАУ, а можно переводить в СГАУ на завершающих курсах бакалавриата, чтобы они специализировались на решении задач, актуальных для космодрома «Восточный».

Я не считаю расстояние большим препятствием. Готовить профессионалов лучше там, где уже отлажена система подготовки. Впрочем, это не исключает того, что со временем, возможно, мы откроем в Благовещенске свой филиал и будем готовить специалистов непосредственно там, где они нужны.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СГАУ им. академика С.П. Королёва, аэрокосмическое образование, евгений шахматов

Похожие материалы:
Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»
Открылся форум ведущих университетов аэрокосмической отрасли
ЦЭНКИ: выпускникам не хватает компетенций
ИжГТУ запустит свой микроспутник
Космические программы Московского авиационного института
Образовательный кластер авиастроения Новосибирской области
Молодые ученые – космической отрасли
АмГУ и СГАУ укрепляют сотрудничество
Почетный профессор КФУ Рашид Сюняев - в числе наиболее влиятельных людей мира в области космических исследований
Инновационные разработки ИРНИТУ признаны лучшими в вузовском разделе МАКСа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
#93Задачи государственной важности
#91Интернационализация российского образования
#88ФИЭБ: новые возможности
#92Год высоких достижений
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ