Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Региональные инновационные площадки развивают СПО

СПО в России развивается медленнее, чем современные производство, техника и технологии. Эффективный способ решения проблемы – реализация опережающего профессионального образования в рамках перехода страны на инновационный путь развития.

Просмотров: 11

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Опережающее профобразование: навстречу будущему

СПО в России развивается медленнее, чем современные производство, техника и технологии. За последние пять лет обновлено только 4 % оборудования, 17 % сооружений находятся в аварийном состоянии, социальная сфера также не выдерживает критики. Эффективный способ решения проблемы – реализация опережающего профессионального образования в рамках перехода страны на инновационный путь развития.

Курс на опережение

«Будущее начинается уже сегодня» – для отечественного профобразования эти слова можно считать не столько громким лозунгом, сколько насущной необходимостью. Несмотря на проводимую модернизацию, система СПО все еще не соответствует требованиям времени по ряду ключевых параметров: качеству подготовки кадров, материально-технической оснащенности, зарплатам педагогов. Президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин комментирует: «Стараясь догнать, мы все равно отстаем, а нужно работать на опережение» .

«Работа на опережение» проводится в направлении создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, соответствующей требованиям развития инновационной экономики и запросам современного общества. Эта задача требует готовности образовательных организаций и педагогов к инновационной деятельности по опережающему обучению специалистов, призванному поднять подготовку кадров на качественно новый уровень.

Проблема преодоления разрыва между потребностями рынка труда и качеством подготовки кадров успешно решается на базе региональных инновационных площадок (РИП). Так, например, с 2014 года коллектив Вятско-Полянского механического техникума (ВПМТ) совместно с Институтом развития образования Кировской области реализует проект «Разработка опережающих программ профессионального обучения специалистов сварочного производст­ва в соответствии с требованиями регионального рынка труда» .

Цели проекта были определены приоритетными направлениями образовательной госполитики РФ. В частности, речь идет о создании системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров с учетом запросов работодателей и профстандартов (ПС), разработке основных и дополнительных профессиональных образовательных программ (ОП), а также программ профессионального обучения различного вида и направленности с учетом соответствующих ПС, о развитии системы открытого образования. Особое внимание уделено разработке разнообразных траекторий профессионального образования – параллельного освоения обучающимися нескольких ОП, разработке необходимых организационно-педагогических условий их реализации, оценки и контроля освоения программ профессионального образования и профессионального обучения.

Поставленные цели достигались путем решения ряда концептуальных для совершенствования СПО задач, определивших и основные этапы работы РИП.

Инновации в действии

Задачей проекта и в то же время значимым условием его реализации стало обновление материально-технического обеспечения ОП, в том числе благодаря государственно-част­ному партнерству – одному из главных механизмов повышения конкурентоспособности учреждений СПО, определяющих соответствие образовательных продуктов запросам рынка.

Результаты сотрудничества оказались положительными. Студенты ВПМТ разработали и внедрили в производство технологический процесс сборки-сварки сборочных единиц ригельных замков, наполовину снижающий трудоемкость их изготовления. Предприятиями-партнерами инициированы открытие обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих «Наладчик станков и оборудования в механообработке», организация курсов профподготовки по профессии «Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей». Кроме того, учащиеся техникума приняли участие в молодежном форуме «PROF движение – 2015» – масштабном проекте по совместной работе государства, бизнеса и образования в профориентации и популяризации профессий.

С 2016 года в ВПМТ реализуется инновационная форма организации профобразования – внедрение в образовательный процесс стандартов WorldSkills Russia. Для усиления практико-ориентированной составляющей обучения, подготовки выпускников к прохождению независимой оценки квалификации и работе на профильных предприятиях проводится соответствующая адаптация ОП. Например, в рамках экспериментального проекта в программу государственной итоговой аттестации обучающихся по специальности «Технология машиностроения» включен демонстрационный экзамен по методике WS. Это дало отличные результаты: успешное прохождение процедуры экзамена всеми студентами, решение прикладных задач в рамках программы обучения, непрерывная совместная работа по корректировке учебного процесса, обеспечивающая постоянное взаимодействие педагогического коллектива и профессионального сообщества, ежегодная практика участия в конкурсах профессионального мастерства по методике и стандартам WS, трудоустройство выпускников специальности (76 %) и другие.

Еще одна траектория интенсивного развития СПО, реализуемая в техникуме, – модернизация образовательного процесса в соответствии с топ-50 наиболее востребованных профессий и специальностей. Среди первых итогов – разработанная с учетом новых тенденций программа стратегического развития техникума на 2017–2022 годы, проект «Внедрение ФГОС СПО по топ-50 в Вятско-Полянском механическом техникуме». Разработанные в ссузе программы по востребованным специальности «Информационные системы и программирование» и профессии сварщика (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) получили лицензию. Ряд преподавателей повысил квалификацию.

Согласно задаче по разработке опережающих программ профессионального обучения специалистов сварочного производства в соответствии с потребностью регионального рынка труда создана нормативная база для программ ДПО по профессиям электрогазосварщика, электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах, дефектоскописта по магнитопорошковому и ультразвуковому контролю (на сегодняшний день – единственная в области).

В связи с личностно-ориентированным характером опережающего профобразования необходимым и перспективным направлением деятельности коллектива стал поиск новых методов профориентационной работы и профессионального воспитания. Результат проектирования элементов технологии профессиональной ориентации – создание системы взаимодействия с потенциальными абитуриентами (см. рис. 1).

На основании анализа профессионально важных личност­ных качеств (ПВЛК) специалиста определены формы, их развивающие, а также личностные качества, необходимые в каждой профессии и специальности (см. рис. 2). Составлены рекомендации для классных руководителей.

Создание единой информационно-образовательной среды (ИОС) на основе свободного программного обеспечения – задача, реализуемая с целью оперативной корректировки обучающего материала и, соответственно, повышения ка­чества образования, а также формирования профессионально-информационной компетентности студентов (см. рис. 3).

Важный структурный элемент ИОС – электронные образовательные ресурсы (ЭОР), в которых присутствуют логически выверенные этапы вхождения в профессиональную деятельность. Благодаря ЭОР, размещенным в электронной библиотеке техникума, обеспечивается высокое качество обучения, качественный и количественный прорыв в области информационно-коммуникативных технологий, реализуются ОП, решаются другие задачи. Информационно-методическая и организационная поддержка учебного процесса осуществляется на базе дистанционного портала.

С целью решения актуальных задач образовательной организации параллельно с мероприятиями в рамках РИП реализовывалась непрерывная внутрифирменная подготовка педагогов. Так, в интересах совершенствования системы управления, внутренних и внешних рабочих процессов, формирования корпоративной культуры в период с 2013 по 2017 год проведены четыре профессионально-педагогических практико-ориентированных площадки. В отличие от традиционных, преимуществом такой формы корпоративного обучения является выведение слушателей на уровень метапредметного знания. Это позволяет осуществлять трансфер технологий, подходов, творческий перенос новейшего знания в образовательный процесс.

Например, проектирование технологии перевода требований профстандартов в программы профобразования и обучения, а также методики стыковки ПС с ФГОС выполнялось в контексте работы профессионально-ориентированных площадок. При сопоставлении ФГОС «Сварочное производство» и ПС «Сварщик» были выявлены рабочие профессии, не предусмотренные федеральным стандартом: например, сварщик термитной сварки и сварщик ручной сварки полимерных материалов. Они могут быть предложены в качестве программ дополнительной подготовки.

Эффекты реализации

Проделанная работа привела к ряду положительных результатов.

• Создание опережающих программ профессионального обучения по направлению «Сварочное производство». С 2016 года в техникуме ведется подготовка по новой профессии «Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования». В мае 2017 года получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».

• Увеличение количества слушателей на курсах дополнительной подготовки.

• Рост продажи металлоизделий.

• Активизация научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. В период реализации проекта на базе техникума ежегодно проводились региональные профессиональные конкурсы, студенты становились призерами всероссийских олимпиад профессионального мастерства. В 2014 году ВПМТ победил в отборочном туре конкурса лучших практик подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, организованного Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО.

Инновационная деятельность позволила перейти на новый уровень социального взаимодействия – государственно-частное партнерство. Кроме того, возросло внимание к целевой подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области сварочного производства. Реализация вариативных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ позволяет сохранять прочные позиции на рынке образовательных услуг.

[1]Подробнее в статье «Задачи государственной важности» // «Аккредитация в образовании», № 1 (93), 2017, с. 46-48.

2 Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тенденции, ао-95, профессиональное образование, профориентация, СПО

Похожие материалы:
Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики готовит квалифицированных специалистов
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
Что изучает самый молодой доктор наук Архангельской области
Работы доцента кафедры фундаментальной и прикладной физики САФУ Дмитрия Макарова объясняют...
Из журнала
#101Омский ГАУ отметил столетний юбилей
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
#102Зимовниковский педагогический колледж готовит кадры новой формации
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#100Исполнилось пять лет с момента принятия нового закона об образовании
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов