Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Пётр Чубик: «Пора уходить в отрыв!»

Петр Чубик: В марте следующего года должен состояться конкурсный отбор 10–15 ведущих исследовательских университетов России. И, как я уже говорил, нам нужно не только участвовать в этом конкурсе, но и победить! Вторая задача – выполнение программных показателей, так как без этого наше существование в статусе НИУ или ВИУ невозможно.

Просмотров: 1750

– Пётр Савельевич, развитие – это всегда переход из одного состояния в другое, лучшее, более совершенное. На Ваш взгляд, насколько продвинулся ТПУ в своём развитии в уходящем 2012 году?

– Наше продвижение лучше всего демонстрируют показатели реализации Программы развития ТПУ как национального исследовательского университета (НИУ). Согласно этому документу, мы ежегодно должны прирастать в среднем на 20 % по каждому программному показателю. Из восьми показателей категории «А» (я их называю «расстрельными» в связи с тем, что их невыполнение чревато лишением статуса НИУ) – мы выполняем все. Из показателей категории «Б» (их выполнение должно быть не ниже 80 %) у нас не всё благополучно с объёмами заработанных внебюджетных средств и с соотношением объёма внебюджетных и бюджетных средств в консолидированном бюджете университета. Почему так? Потому что по сравнению с предыдущим годом объём финансирования из федерального бюджета увеличился на 500 млн рублей и, чтобы сохранить требуемое соотношение внебюджетных и бюджетных средств, мы должны были заработать внебюджетных средств ещё больше, чем планировали.

Мы же даже свой первоначальный план недовыполнили и, прежде всего, по хоздоговорным работам. Причин тому я вижу несколько. Во-первых, в российской экономике не наблюдается оживления (темпы роста ВВП ниже, чем в прошлом году), в том числе, и из-за общего снижения темпов роста мировой экономики. Были и внутренние причины. В руководстве наукой и институтами произошла смена первых лиц. У нас сегодня 4 новых проректора-директора и новое руководство в научном управлении. В такой ситуации остановка, хотя бы для того, чтобы оглядеться, неизбежна. Я надеюсь, что «болезнь роста» благополучно излечена, и в следующем году мы будем работать более эффективно.

Что ещё говорит о том, что мы движемся и развиваемся? Безусловно, рейтинги. В национальных рейтингах мы выглядим весьма убедительно, в международных нам удалось сохранить свою позицию… Ещё один признак развития университета – это посещение его первыми лицами государства, визиты знаковых людей. То, что мы находились в объективе их внимания, свидетельствует о нашем движении в правильном направлении и в нужном темпе.

– В итоговом выпуске газеты «За кадры» много рейтингов, характеризующих показатели развития ТПУ. Просим Вас составить «рейтинг ректора»: десятка наиболее важных событий и достижений университета в 2012 году?

– Пожалуй, ПЕРВОЕ – это как раз рейтинги. На рейтинги сегодня обращают внимание все субъекты, связанные с высшей школой. И абитуриенты, и их родители, и работодатели, и власть, и международное сообщество. И если мы хотим занимать достойное место среди вузов Томска, СФО, России и мира, у нас должны быть сильные позиции в рейтингах. По-другому никак. В 2012-м году мы сохранили место в ТОП-700 лучших университетов мира по версии QS World University Ranking, хотя и немного «просели», несмотря на то, что по всем оценочным показателям прибавили. Очень порадовала осень, так как принесла восьмую позицию в национальном рейтинге университетов по версии РА «Эксперт», где мы уступаем только ведущим московским и санкт-петербургским вузам.

ВТОРОЕ – это визиты знаковых людей, начиная с январского визита в ТПУ В.В. Путина, тогда ещё Председателя Правительства, а с мая месяца – Президента Российской Федерации. За последние три года нас посетили все первые лица страны. Это очень важно, если учесть, что за всю предыдущую историю вуза этого никогда не было. В уходящем году у нас побывали в гостях послы Великобритании, Дании, Франции, глава крупнейшей в мире корпорации «Газпром» А.Б. Миллер. У нас ещё в ранге министра был А.А. Фурсенко, заместитель министра из новой команды И.И. Федюкин, Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконский, экс-министры Л.И. Филимонов и В.И. Калюжный

ТРЕТЬЕ – приказ Министра образования и науки Российской Федерации о выделении ТПУ средств в размере 300 млн руб. на строительство в 2013 г. студенческого общежития на 650 мест. Это очень важно, поскольку мы испытываем в этом острую необходимость. Доля иногородних студентов становится всё больше. В этом году в магистратуру к нам поступили выпускники 55 вузов. А что будет в 2015 г., когда произойдёт первый массовый выпуск бакалавров? Мы должны быть готовы к тому, что в нашу магистратуру будет очень высокий конкурс. И мы всё для этого должны делать. Бакалавры всей страны должны знать, что нужно ехать поступать в магистратуру в ТПУ. Приезжих станет ещё больше, причём уже достаточно взрослых людей, поэтому нужно современное общежитие. Там будут жить магистранты, аспиранты, молодые научно-педагогические работники…

ЧЕТВЕРТОЕ – обновление команды управленцев и оптимизация структуры. В силу разных обстоятельств команда управленцев ТПУ существенно обновилась, этому способствовала, прежде всего, оптимизация организационной структуры. Мы объединили административно-хозяйственное управление с управлением социальной и воспитательной работы в один блок, и оставили одного проректора вместо двух. Мы сократили двух начальников управлений, объединив управление кадровой политики и юридическое управление и ликвидировав управление материально-технического обеспечения. Путём укрупнения структуры упразднили 30 центров и отделов и сократили 29 ставок заместителей руководителей. Проделана колоссальнейшая работа. В команду управления пришли новые люди: А. Пестряков, С. Байдали, Д. Чайковский, Л. Смышляева, С. Никифоров, В. Губин, Д. Сон, Н. Прощаева. Получили новые, более высокие кадровые назначения М. Ведяшкин, О. Долматов, А. Замятин, А. Яковлев. Кадровые ошибки дорого стоят, поэтому к замещению руководящих должностей подход был очень взвешенный…

ПЯТОЕ – впервые в университете состоялась публичная защита программ инновационного развития (ПИР) 64 кафедр и 33 лабораторий. В такую плоскость, заставив всех посмотреть в завтра, мы работу ещё не переводили. Но это правильный шаг. Программа развития ТПУ как НИУ на период 2009–2018 гг. должна выполняться усилиями каждой кафедры, каждой лаборатории, усилиями каждого сотрудника университета. Во второй половине января–первой половине февраля 2013 г. мы публично заслушаем отчёты заведующих кафедрами и лабораториями о выполнении своих ПИР в 2012 году. Так будет и далее.

ШЕСТОЕ – наша страна в лице Ассоциации инженерного образования России (АИОР), усилиями преимущественно томских политехников, принята в Вашингтонское соглашение (Washington Accord). Участники Вашингтонского соглашения уже более двух десятилетий занимаются разработкой и совершенствованием международных стандартов инженерного образования. Требования Вашингтонского соглашения к результатам обучения по инженерным программам формируются, исходя из требований к компетенциям профессиональных инженеров, определяемых международной организацией Engineers Mobility Forum. В результате присоединения АИОР к Вашингтонскому соглашению инженерные образовательные программы российских вузов, аккредитованные АИОР, получают международное признание. Это даёт возможность выпускникам в перспективе пройти сертификацию и регистрацию в качестве «международных профессиональных инженеров» в регистре Engineers Mobility Forum, что обеспечивает им глобальную конкурентоспособность. А это – прямое свидетельство уровня подготовки специалистов в конкретном вузе.

СЕДЬМОЕ – создание и открытие Института социально-гуманитарных технологий (ИСГТ), завершившее структурную реорганизацию университета. Перед новым Институтом поставлена задача: сделать социально-гуманитарный блок в образовательных программах «технарей» (96 % бюджетных студентов ТПУ) лучшим в стране, а еще предпочтительнее – лучшим в мире.

Ведь без этой огранки «технари» едва ли будут способны на создание продуктов социально ориентированной интеллектуальной экономики шестого технологического уклада. Мы возлагаем на ИСГТ надежды и в продвижении как в образовательном, так и в научном планах тематики ресурсоэффективности, социальной инженерии, инженерного предпринимательства, здоровьесбережения и др.

ВОСЬМОЕ – переход на личностно-ориентированную образовательную среду (ЛООС) и учебный процесс для аспирантов. Общеизвестно, что массовизация высшего профессионального образования в России зашкаливает. Сегодня в вузы, по разным оценкам, поступают от 80 % до 95 % выпускников школ. В советское время таковых было порядка 20 %. Отсюда, вузы вынуждены учить и сильных (примерно те же 20 %), и средних, и откровенно слабых студентов. А в такой ситуации гарантировать высокое качество подготовки всех выпускников трудно. Массовизацию не отменят, это мировая тенденция. Что же нужно сделать, чтобы в условиях массовизации сохранить высокое качество образования? На наш взгляд, по-разному учить сильных, средних и слабых студентов. Потому что, если всех их учить одинаково, например, ориентируясь на средний уровень, то сильные очень быстро станут средними, слабые – отчисленными, а вуз – безденежным. В ЛООС три траектории: адаптированная, основная и элитная. В адаптированной подготовка ведется по основным образовательным программам, соответствующим требованиям ФГОС, ниже которых мы не имеем права опускаться. В основной подготовка ведётся по разработанным в ТПУ образовательным программам, дополняющим требования ФГОС требованиями международных сертифицирующих и регистрирующих организаций к компетенциям профессиональных инженеров и критериями международной аккредитации инженерных программ. Траектория элитного технического образования (ЭТО), которая в нашем университете действует с 2004 г., основана на углубленном изучении естественнонаучных и математических дисциплин с последующей комплексной подготовкой к исследовательской, проектной и инновационной инженерной деятельности с привлечением лучших научно-образовательных ресурсов ТПУ и зарубежных университетов-партнёров. Наша программа ЭТО во многом схожа с Gordon-MIT Engineering Leadership Program, реализуемой в Массачусетском технологическом институте (MIT). Замечу, что программа MIT стартовала в 2006 г., т. е. на два года позже нашей.

Учебный процесс для аспирантов. Еще одно революционное начинание в данном случае по инициативе Минобрнауки России. В основе – две принципиально новых вещи. Первая. Теперь мы можем и должны отчислять аспиранта за то, что он в рамках своего учебного плана не сдал экзамен или зачёт. Второе и главное. Учебный процесс в аспирантуре предполагает на выходе обязательную защиту диссертации. У нас сегодня эффективность аспирантуры 50 %. Чтобы она была близка к 100 %, должен быть другой, гораздо более высокий конкурс в аспирантуру. В этой связи считаю правильным доверить подготовку кадров высокой и высшей квалификации (магистров, кандидатов и докторов наук) только ведущим вузам, где есть соответствующие материально-техническая база и научные руководители. И ТПУ должен быть в числе таких университетов.

ДЕВЯТОЕ – 2012 год мы объявили годом ресурсоэффективности и сделали первые заметные шаги в направлении развития этой тематики. Принята «Программа развития ресурсоэффективности ТПУ на период до 2018 г.». Коллективом высококвалифицированных авторов подготовлено и издано учебное пособие «Основы ресурсоэффективности» (первое в стране). Мы близки к тому, чтобы начать читать всем «технарям» дисциплину (модуль) по ресурсоэффективности. И надо продолжать двигаться в этом направлении. Россия вступила в ВТО. Продукция нашей страны в немалой степени имеет низкую конкурентоспособность на глобальном рынке из-за высокой материалоемкости и энергоемкости производства. Эту ситуацию нужно исправлять.

И ДЕСЯТОЕ. Уже несколько месяцев мы занимаемся подготовкой Программы развития ТПУ уже как ведущего исследовательского университета (ВИУ). Задача стать таковым чрезвычайно сложная, но шанс попасть в 10–15 университетов, которые получат государственную поддержку для повышения конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров и продвижения в ТОП-100 мировых рейтингов университетов, нужно максимально использовать.

– Мы декларируем, что ТПУ сейчас в ТОП-700 мировых рейтингов, и наше будущее – это ТОП-100. Какие позиции нам необходимо усилить, какие первостепенные шаги предпринять, чтобы обеспечить ТПУ место в «высшей лиге»?

– Мы в первую очередь ориентируемся на критерии рейтинга QS, в котором присутствуем уже два года подряд. Продвижение в QS позволит нам закрепиться и в других академических рейтингах: Times Higher Education (THE), SCImago, Webometrics. В QS шесть показателей: академическая репутация, цитируемость публикаций, оценка работодателей, соотношение числа преподавателей и студентов, численность иностранных студентов и численность иностранных преподавателей. Академическая репутация и оценка работодателей – это экспертные оценки. Для того чтобы о нас хорошо говорили эксперты, нам нужно активно участвовать в формировании экспертного сообщества. Мы должны работать с экспертами, регулярно донося до них информацию о ТПУ, информацию объективную и позитивную.

В каком случае, например, работодатели оценят деятельность университета на «хорошо»? Только в случае, когда наши выпускники будут востребованы всемирно известными компаниями, занимающими заметное место в экономике России, и не только. Когда с этими компаниями мы выстроим конструктивное сотрудничество, будем вести для них подготовку специалистов по уникальным программам, выполнять в их интересах НИОКР, создавать совместные научно-образовательные структуры и др. Высокая академическая репутация требует наличия у вуза образовательных программ, соответствующих международным требованиям, их международной аккредитации, сертификации выпускников, совместных программ с зарубежными и отечественными вузами-партнёрами, широкой академической мобильности преподавателей, исследователей и студентов и др.

Самая слабая наша позиция – низкая цитируемость публикаций. Поэтому для нового проректора по научной и инновационной деятельности повышение цитируемости публикаций сотрудников ТПУ – задача № 1. Говорю для всех: в ТОП-100 нет ни одного вуза с низкой цитируемостью.

– Создание ИСГТ завершило масштабную структурную реорганизацию университета. Каковы дальнейшие шаги по пути оптимизации и совершенствования организационной структуры ТПУ, по решению кадровых проблем?

– Начну с последнего, с людей – нашей главной ценности. Я дал поручение подготовить Программу развития персонала. Обсуждать её мы начнём, ориентировочно, к концу января 2013 г. Программа будет всеобъемлющей: планирование потребности в кадрах, подбор и расстановка кадров, система найма сотрудников, их адаптация, аттестация, переподготовка и повышение квалификации, карьерный рост и ротация, мотивация, социальная поддержка и др. Аналогов такой Программы в вузах страны мы не нашли, поэтому и здесь будем первопроходцами…

Что касается организационной структуры… На верхнем уровне, на уровне институтов, мы всё уже сделали. Наступает время задуматься о внутренней структуре институтов, и вызвано это массовым переходом на уровневую подготовку и объединением факультетов с НИИ. Сегодня у нас есть кафедры, которые отвечают за одно направление подготовки или одну специальность, есть кафедры, которые отвечают за несколько направлений подготовки, и есть программы подготовки, за которые отвечают сразу несколько кафедр. Кроме этого, у нас есть кафедры, которые объединились с лабораториями (и я этот процесс гармонизации отношений приветствую), ещё много кафедр и лабораторий, которые существуют параллельно. Всё это нужно как-то разумно упорядочить. У меня готовых рецептов нет, поэтому любые идеи на этот счёт приму с благодарностью.

– Вопросы о материальном стимулировании труда всегда вызывают споры. Денег, как известно, никогда не бывает много, их всегда не хватает. Вопрос, который волнует профессорско-преподавательский состав (и не только). Насколько эффективной оказалась система материального стимулирования, принятая в университете? Будет ли она изменена и продолжена?

Система, вопреки некоторым мрачным пророчествам (сродни «концу света»), оказалась эффективной. Мы прибавили по всем, без исключения, показателям. Главный «передовик производства» за 11 месяцев текущего года по новой системе материального стимулирования дополнительно заработал 415 тыс. руб. (почти по 1 тысяче евро в месяц, неплохо!).

Ждут ли систему материального стимулирования изменения? Да, но в выгодную для сотрудников ТПУ сторону. Мы намерены поднять сумму премиальных за публикацию статей с высоким импакт-фактором (дифференцированно, в зависимости от величины импакт-фактора) и ввести ещё один показатель, связанный с объёмами средств, привлекаемых по международным программам и грантам. Исчерпывающие формулировки этих изменений должны появиться сразу после новогодних каникул.

– Теперь о студентах. Что нужно сделать, чтобы качественный уровень абитуриентов и студентов в ТПУ был более высоким?

– Ответ напрашивается простой – сделать более высоким конкурс! Но как это сделать – другой вопрос. Чтобы было больше своих качественных абитуриентов, мы в прошлом году в два раза увеличили площади нашего политехнического лицея. В планах ТПУ широкое использование новой формы довузовской подготовки – «интернет-лицея», в котором изучение математики, физики, химии и других предметов будет основано на подходах, характерных для компьютерных игр. Это даст возможность привлечь в ТПУ многотысячную аудиторию будущих абитуриентов. Этот проект мы уже обсуждали на ректорате и намерены сделать его проектом 2013 года. Готового такого продукта в мире нет. Значит, нужно создать самим.

– Как решается судьба «Института воды» – знакового проекта 2012 года?

– Последовательно и настойчиво. Проблем две. Мы планировали построить для Института воды отдельный корпус модульного типа. Дело осложнилось получением разрешений на подключение к инженерным сетям, без чего строительство начинать невозможно. Тогда мы нашли варианты его расположения на существующих площадях, правда, требующих ремонта.

Вторая и главная проблема. Впервые в нашей истории мы хотим сделать Институт, работающий как сетевой. Так работает весь мир. И нам нужно этому научиться. Не научимся объединять усилия – ничего путного не сделаем. Сегодня в ТПУ водой занимаются многие структуры в разных институтах. В силу нашей ментальности, сами они не в состоянии объединиться и выбрать главного среди равных. Поэтому принято решение объединить их под крылом научного управления. Институт воды для научного управления будет своеобразным «стартапом». После выращивания Института до рабочего состояния он будет передан в руки того, кто сможет его возглавить, объединив всех. А научное управление возьмётся за следующий «стартап». Я буду помогать этому проекту всячески, и не столько потому, что создать такой Институт – моя идея, сколько для того, чтобы сетевой принцип у нас заработал.

– Какие важнейшие события и проекты ожидают университет в 2013 году?

– В марте следующего года должен состояться конкурсный отбор 10–15 ведущих исследовательских университетов России. И, как я уже говорил, нам нужно не только участвовать в этом конкурсе, но и победить! Вторая задача – выполнение программных показателей, так как без этого наше существование в статусе НИУ или ВИУ невозможно. Программу развития ТПУ как НИУ даже при переходе в более высокий статус никто не отменит. В 2013 году на выполнение Программы НИУ выделяется 1 млрд руб.: 600 млн руб. – субсидия государства и 400 млн руб. – софинансирование. Таких сумм на развитие мы ещё никогда не имели!

Далее, нам предстоит построить общежитие на 650 мест, продвинуться в рейтингах QS и Webometrics, национальных рейтингах. Серьёзные изменения ждут сайт ТПУ на английском языке. Мы рассчитываем на победы в третьем этапе конкурса по постановлению Правительства № 220 и пролонгацию проектов участников предыдущего конкурса, победы во втором туре конкурса по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров, третьей очереди конкурса по постановлению Правительства № 218 и др. Нам нужно существенным образом перестроить внутреннюю коммуникационную политику, создать виртуальный лицей.

Работы на пути к университету мирового уровня предостаточно.

– Какие цели Вы ставите перед собой и коллективом ТПУ в новом году?

– Перед коллективом: перейти из разряда НИУ в разряд ВИУ.

Для меня следующий год – выборный, мои ректорские полномочия 30 декабря 2013 г. истекают. Я ставлю перед собой цель стать ректором Ведущего исследовательского Томского политехнического университета. Если мы попадаем в «высшую лигу», то это будет абсолютный отрыв и гарантия того, что мы уже никогда не сдадим своих позиций лидера.

Ольга ЩУКИНА

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дорожная карта Томского политехнического университета 2013-2020
Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны
Пётр Чубик: «Ландшафт консорциума томских вузов может измениться»
Председателем консорциума томских вузов вновь избран Пётр Чубик
ТПУ: перспективы развития
21 задача: как будет развиваться ТПУ в 2016 году
В ТПУ пройдут презентации зарубежных вузов-партнеров
Пётр Чубик: «Консорциум вузов для Томска – вечный двигатель»
Ректор ТПУ стал «Инженером десятилетия»
Нобелевская премия и Интернет-лицей для миллионов. О планах развития ТПУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ