Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Мониторинг эффективности. Программа вместо забастовки

Итоги нашумевшего мониторинга российских вузов, которое провело Министерство образования и науки РФ, до сих пор вызывают острую реакцию. Как стало известно, студенты, оказавшегося "неэффективным" Российского государственного торгово-экономического университета, провели на днях в знак протеста против такого решения Минобрнауки забастовку.

Просмотров: 1587

 

Итоги нашумевшего мониторинга российских вузов, которое провело Министерство образования и науки РФ, до сих пор вызывают острую реакцию. Как стало известно, студенты, оказавшегося "неэффективным" Российского государственного торгово-экономического университета, провели на днях в знак протеста против такого решения Минобрнауки забастовку. Напомним, что КемГУ по первым итогам этого мониторинга был отнесен к группе вузов с "признаками неэффективности", затем в министерстве это решение изменили и отнесли вуз к "образовательным учреждениям, нуждающимся в оптимизации деятельности". Недавно Ученый совет КемГУ утвердил программу развития на 2013 - 2017 годы. Ее основные показатели проанализировал доктор экономических наук, профессор, завкафедрой экономической теории ЭФ КемГУ В.А. Шабашев.

- Владимир Алексеевич, для того, чтобы сказать о том, какие показатели заложены в новую программу, необходимо напомнить, а из-за чего собственно разгорелся весь этот сыр-бор?

-В соответствии с распоряжением Минобрнауки все вузы до 15 сентября 2012 г. подготовили сведения о своей работе за 2011 год по 50 показателям. После их анализа Минобрнауки 1 ноября 2012 г. разместил на своем сайте список более 100 государственных вузов, признанных неэффективными. Потом появилась другая трактовка: "имеют признаки неэффективности". КемГУ оказался в их числе. При этом использовалось лишь 5 показателей. Условие такое: если вуз не укладывается в пороговые значения по четырем из пяти показателей, он является не эффективным, требуется его оптимизация.

Первый показатель: средний балл зачисленных в вуз абитуриентов. Пороговое значение - 60 баллов. В КемГУ он превышен: 61,61 баллов. Здесь все в порядке. Причем он самый высокий из всех кузбасских вузов (кроме медакадемии).

Второй показатель: объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на одного научно-педагогического работника (НПР). Пороговое значение: 50 тыс.рублей. В КемГУ этот показатель - около 47 тыс. рублей, меньше на 6 %. Заметим, что по итогам 2012 года он будет больше порогового - 62,8 тыс.рублей, в 2017 г. - 165,5 тыс. рублей.

Третий показатель - доходы вуза из всех источников (в том числе бюджетных) на одного НПР. Пороговое значение - 1100 тыс. рублей. В КемГУ этот показатель - 1045,19 тыс. рублей, т. е. на 5 % меньше. По итогам 2012 года он будет больше порогового: 1196,2 тыс. рублей; в 2017 г. - 2000,7 тыс. рублей.

Четвертый показатель - доля иностранных студентов, обучающихся в вузе. Пороговый показатель - 0.7 %. В КемГУ - 0,3 %. Удастся довести его до порогового значения в 2013 году, в 2017 г. - 1,0 %.

Пятый показатель - общая площадь учебно-научных помещений в расчете на одного студента. Пороговое значение - 11 квадратных метров. В КемГУ - 8,8 квадратов. Достигнуть пороговое значение удастся в 2013 году, в 2017 г. - 11,9 квадратных метра. Это произойдет за счет того, что администрация Кемеровской области и города Кемерово планируют передать КемГУ в безвозмездное пользование здание на 6600 квадратных метров.

- Словом, в КемГУ по анализируемым показателям не все так плохо, чтобы его относить к неэффективным. А как обстоят дела с другими критериями?

- Другие показатели деятельности КемГУ позволяли входить в последние 5 лет в сотню лучших из 600 вузов. Обратим внимание на оценку деятельности КемГУ экспертным сообществом, которое в 2012 году учитывало качество подготовки выпускников работодателями, востребованность выпускников на рынке труда и несколько десятков других показателей. Наш вуз вошел в 100 лучших (98 место). В этой сотне нет других вузов Кемеровской области.

- Почему именно названные пять показателей выбраны для характеристики эффективности вуза?

- Когда российская вузовская общественность возмутилась по этому поводу, Минобрнауки не дал внятного ответа. Кстати, эти показатели не согласовывались с Советом ректоров вузов России. По крайней мере, первый, четвертый и пятый показатели к эффективности никакого отношения не имеют. Это, скорее, предпосылка, базовое условие для решения главной цели вуза - готовить высококвалифицированных выпускников.

Эффективность в строгом экономическом смысле - соотношение результата (эффекта) с затратами. Для вуза под эффективностью следует считать достижение поставленной цели. Минобрнауки планировал ряд неэффективных вузов закрыть или присоединить к другим. И это несмотря на то, что существуют официальные процедуры оценки деятельности вузов: лицензирование, аккредитация.

После давления общественности Межведомственная комиссия по проведению мони-торинга деятельности вузов 22 ноября 2012 года приняла решение снять ярлык "неэффективный вуз" и считать эту группу вузов нуждающимися в оптимизации.

Комиссия также обязала вузы этой группы разработать планы развития. Принятая в КемГУ программа предлагает существенный рост не только этих пресловутых показателей, но и более важных: рост остепенённости преподавателей, повышение качества научных результа-тов, рост участия студентов в научной деятельности, увеличение обеспеченности студентов учебно-методическими пособиями, развитие магистерских программ и другие.

Пресс-центр КемГУ

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Пилотный проект по созданию и развитию центров исследований в области IT
Экспорт образования в условиях конкуренции
Минобрнауки России: «373 вуза и филиала – реорганизовать»
Сайты школ и институтов ждет массовая проверка
Всероссийский семинар-практикум Минобрнауки России
Главный приоритет – качество образования
Вузы отказались от создания Кембриджа в Домодедово
Утверждены меры по совершенствованию среднего профобразования
РГГУ не будет присоединен в Высшей школе экономики
МАРХИ и Литинститут выведут из списка неэффективных вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ