Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессиональное самообразование – безграничный ресурс

По мнению автора статьи, в ближайшие десять-пятнадцать лет профессиональное самообразование вовлечет в свою орбиту не менее 30 процентов всех обучающихся в системе ДПО. И, с одной стороны, этот прогноз имеет под собой веские основания, с другой – в его реализации есть крайняя необходимость.

Просмотров: 2206
ЛОБАНОВ Николай Андреевич – директор научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинград-
ского государственного университета им. А.С. Пушкина, кандидат экономических наук, профессор.

Профессиональное самообразование – безграничный экономический и социальный ресурс

Из «любительской деятельности» – в область профессионального труда

Амбициозные задачи, стоящие перед Россией в целом и её экономикой в частности, в области инновационного развития ставят перед системой образования по меньшей мере три первоочередные и взаимосвязанные проблемы.

Первая – повысить качество подготовки студентов среднего и высшего профессионального образования, приблизив уровень их компетентности к запросам реального сектора экономики и социальной сферы.

Вторая – повысить уровень профессиональной компетентности работающего населения и в первую очередь в отраслях, стратегически важных для роста отечественной экономики и обеспечения национальной безопасности, в которых приращение профессионального знания имеет тенденцию спонтанного ускорения. Таким образом, обновление профессионального знания – необходимое условие эффективности индивидуальной и коллективной работы.

Третья – как следствие первых двух – обеспечить постоянное воспроизводство необходимого и достаточного уровня профессиональной компетентности работающих граждан. Прежде всего это касается стратегических отраслей российской экономики.

Практическое осуществление третьего фактора прямо и непосредственно связано с дополнительным профессиональным образованием (ДПО). Сложившиеся формы и методы ДПО хорошо известны, и многие из них доказали свою продуктивность. Однако в институциональной практике на периферии научных интересов и практической реализации оказалось профессиональное самообразование. К сожалению, оно как форма дополнительного профессионального обучения не нашло своего отражения и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.

Полагаем, что в ближайшие десять-пятнадцать лет профессиональное самообразование вовлечет в свою орбиту не менее 30 процентов всех обучающихся в системе ДПО. И, с одной стороны, этот прогноз имеет под собой веские основания, с другой – в его реализации есть крайняя необходимость.

Во-первых, рынок услуг первичного профессионального образования к настоящему времени в целом сложился. Ожидаемые изменения в ближайшие годы в основном будут связаны со структурными изменениями в области профессиональной специализации в рамках средних и высших учреждений: появлением новых и объединением нескольких специальностей. Количественно рынок услуг первичного профобразования расти не будет, более того, он в последнее время заметно сокращается. Что касается рынка дополнительного образования (обучения), то его рост объективно обусловлен. Именно этот рынок образовательных услуг и сегодня, и в дальнейшем будет определять темпы продвижения по пути инновационного развития.

Во-вторых, достаточно очевидно, что рынок дополнительных образовательных услуг в большинстве отраслей экономики и социальной сферы в сложившемся виде ни в какой мере не отвечает задачам модернизации России. Не следует ожидать радикальных изменений и в ближайшие годы, что связано не только с экономическими причинами, но и с невозможностью в короткие сроки подготовить корпус компетентных специалистов, которые способны были бы работать в инновационно-обучающей среде ДПО.

В значительной мере преодолеть барьеры, стоящие на пути обеспечения постоянного воспроизводства необходимого количества компетентных специалистов, могло бы развитие государственно-корпоративной системы профессионального самообразования. Для этого следует отказаться от социально-экономических стереотипов, доставшихся нам от эпохи доинновационного развития. Отношение государства и общества к профессиональному самообразованию остаётся прежним – словно к форме удовлетворения индивидом собственных интересов, несмотря на всеобщее понимание важности института самообразования как практически безграничного экономического и социального ресурса.

Разумеется, и в настоящее время профессиональное самообразование продолжает нести в себе социальную функцию удовлетворения индивидуальных интересов. Однако его результаты все чаще приобретают общественное значение и дают начало новым социальным и техническим инициативам. Самообразование всё более обретает черты профессионального образования. Возможно, что именно проявлению личного профессионального интереса – непрерывному профессиональному самообразованию – мы обязаны большинству прошлых открытий и многим нынешним. Нам ещё предстоит осознать место и роль этой формы образования в XXI веке. Но совершенно очевидно, что самообразование из области «любительской деятельности» перемещается в область профессио-нального труда.

Несомненно, именно в эпоху эскалации институциональных форм профессионального обучения и развития различных форм дополнительного образования потребность в профессиональном самообразовании для значительной части работающего населения становится социальным и экономическим императивом. Это условие сохранения своего социального статуса, способ поддержания конкурентоспособности на рынке труда. И эту, может быть, не очень явно выраженную тенденцию нельзя упустить.

Самообразование – один из древнейших социальных институтов общества, сопровождающий человека на протяжении всей его сознательной жизни. В широком смысле под этим термином понимается процесс приобретения знаний, умений и навыков путём (способом) самостоятельных занятий и наблюдений.

В контексте обсуждаемых вопросов особый смысл приобретает понятие «профессиональное самообразование», под которым мы понимаем целенаправленный процесс приобретения знаний, умений, навыков и компетенций путём самостоятельных занятий и наблюдений по специальным образовательным программам, утверждённым работодателем, или по учебным программам учреждения ДПО, согласованным с работодателем, в интересах которого осуществляется обучение.

Однако дополнительное профессиональное образование в большинстве случаев предполагает временное отвлечение работника от основной работы, что имеет нежелательные последствия. Для работодателя работник временно выбывает из производственно-трудового процесса, требуется оплата командировочных расходов, стоимости обучения и прочее, для самого работника его доход на время учёбы уменьшается, часто он оторван от семьи, привычного быта.

Частично минимизировать эти факторы можно, используя такую форму обучения, как самообразование. Для этого необходимо:

  • придать самообразованию статус государственной формы обучения;
  • разработать учебные программы профессионального самообразования, придав им статус образовательных программ дополнительного образования;
  • создать систему контроля и оценки знаний обучающегося самостоятельно;
  • материально заинтересовать работника в самообразовании.

Экономический эффект от такой формы непрерывного образования очевиден.

Можно ли в настоящее время профессиональное самообразование использовать как полноправную и широкомасштабную форму дополнительного образования, повышения квалификации? Несомненно, но для этого следует определить список профессий, для которых уже имеются учебные программы, создать учебные программы для тех профессий, в которых особо нуждаются экономика и социальная сфера, а также создать – применительно к данной профессии, специальности – образовательную инфраструктуру. Кроме того, огромными информационными возможностями для самостоятельного обучения обладает Интернет, и они многократно возрастают для англоязычного пользователя. Уже сегодня многие вузы и крупные корпорации в экспериментальном порядке организовали повышение квалификации своих работников, используя такую форму обучения, как профессиональное самообразование.

В 2001 году в Массачусетском технологическом институте создана для широкого пользования медиатека OpenCourseWare (OCW), на сайте которой выложены лекции преподавателей. К 2009 году 80 процентов образовательных программ стали достоянием профессионального сообщества, что позволило сайту названного проекта стать одним из самых посещаемых в мире. В 2012 году открылся ещё один образовательный ресурс – edX.org. Он объединил медиатеки Массачусетского технологического института, Гарвардского, Кембриджского университетов и других вузов, предоставляя академическое дистанционное образование. Сегодня пользователи этого ресурса исчисляются несколькими десятками тысяч. В нашей стране на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других вузов создан медиапроект «Лекториум», на портале которого выложено более 2 тыс. лекций российских и иностранных преподавателей.

Думается, работник учреждения или корпорации, давший согласие участвовать в обязательной программе дополнительного обучения в заочной форме, должен получать на протяжении всего образовательного периода ежемесячную надбавку к своему заработку – возможно, не менее 20 процентов к своей тарифной ставке или сумме оклада, что, разумеется, является прерогативой работодателя, – или аккордно доплату после завершения определенной программы и сдачи экзамена или защиты проекта. Самообразование – это значительные затраты времени и сил работника за пределами его рабочего дня, и эти затраты должны адекватно материально возмещаться.

Создав систему непрерывного профессионального самообразования в рамках ДПО, мы многократно увеличим его потенциальные возможности и ответим на вызовы, которые XXI век ставит перед экономическим и социальным развитием России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ДПО: как покинуть периферию?
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Сертификация квалификаций: начало большого пути
Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Сетевой университет СНГ: мыслить шире
Четыре условия непрерывного образования машиностроителей
Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
Итоги деятельности Сетевого университета СНГ
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в Тольятти

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ