Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

О проектном подходе в государственной молодежной политике

О реализации проектного подхода, развитии деловой и общественной активности студенческой молодежи в стране и в системе потребительской кооперации наш корреспондент беседует с одним из авторов Стратегии государственной молодежной политики в РФ – Сергеем Гилем.

20.09.2012
Просмотров: 3861

Хорошо, когда идеи воплощаются, а не мерещатся

ГИЛЬ Сергей Сергеевич –  начальник управления образования и инноваций Центросоюза России, доктор педагогических наук, профессор.

Разработчик ряда технологий и моделей массового обучения молодежи и переподготовки профессионалов. Один из авторов проекта Стратегии государственной молодёжной политики в РФ на период 2006­2016 годов. Президент научно­образовательного фонда «Интеллектуальный альянс».

В 2006 году в России была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в РФ, рассчитанная на десять лет. Один из ведущих принципов, на которых она базируется, – проектный подход, нацеленный на творческую деятельность и практический результат.

О реализации проектного подхода, развитии деловой и общественной активности студенческой молодежи в стране и в системе потребительской кооперации наш корреспондент беседует с одним из авторов стратегии – начальником управления образования и инноваций Центросоюза России, доктором педагогических наук Сергеем ГИЛЕМ.

– Сергей Сергеевич, характеризуя стратегию государственной молодёжной политики в Российской Федерации, вы отметили, что ее главное предназначение – пробить дорогу проектному подходу и официально легитимировать его на федеральном уровне. Вот это в целом удается?

– До 2016 года еще есть некоторое время. Но уже сейчас видно, что проектный подход в российском управлении, причем именно на федеральном уровне, пробил себе широкую дорогу и обрел свою функциональную нишу.

Посмотрите на факты: по указу Президента России в стране проводятся ежегодные конкурсы поддержки проектов некоммерческих организаций – это раз. Появился абсолютно новый цикл конкурсов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций по линии Министерства экономического развития – два. Более трех лет реализует стратегию развития региональных программ и проектов Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – три. Обрел роль главной сборочной площадки для инициативных авторов и проектировщиков Всероссийский молодежный форум на Селигере.

Но и это еще не все. Обратите внимание на деятельность Агентства стратегического развития. Сформированное по инициативе Председателя Правительства РФ, это учреждение становится ведущим модератором и лоббистом проектно­инновационной деятельности на территории России. Так что можно утверждать: к 2012 году тренд проектного подхода в нашей стране обрел институциональное выражение, причем именно по отношению к молодежи, которая и является ведущим проектантом.

А возвращаясь к стратегии, следует сказать, что нам как авторам всего лишь удалось уловить восходящую тенденцию движения к инновационной деятельности. В условиях турбулентной экономики переходного периода проектная инициатива – хороший инструмент для становления молодого человека.

– Какие из проектов последних лет, в которых участвуют студенты техникумов, колледжей, вузов, вы считаете самыми удачными и результативными в плане общественной значимости и значимости для участников?

– На ваш вопрос непросто ответить однозначно. По одному из известных определений, «проект – это вброс в будущее». Время, необходимое для воплощения одной более или менее значимой идеи, составляет около трех лет, а для ее устойчивого воспроизводства требуется шесть­восемь лет. И это в случае, если авторы неистово продвигают идею, заражая своей энергией других.
С момента принятия Стратегии государственной молодежной политики в РФ прошло не более шести лет. Выбрать самые интересные проекты крайне сложно, так как многие из них являются скоротечными. Но есть и претендующие на то, чтобы стать системными, образующими пространство для развития молодежи. На мой взгляд, абсолютными лидерами среди них являются Всероссийский молодежный форум «Селигер», который служит главной сборочной площадкой для проектного движения молодых, проект «Я – предприниматель», мотивирующий на качественный рост амбициозных молодых людей, знающих толк в деле и в деньгах, и их многочисленные собратья и спутники в регионах России. Конечно, обращают на себя внимание и иные проекты: например, такие как «Студенческая весна», «Всероссийский стройотряд», но у них другие задачи. Следует учесть и еще один момент. Проектная активность молодежи, связанная с реализацией ее потребностей, не имеет широкого размаха. И это нормально.

Как и то, что турбулентное время требует определения минимального числа приоритетов. Кстати, в стратегии их заявлено три. И относятся они не к важнейшим группам молодежи, а к юношам, девушкам и подросткам, которые находятся в разных социальных состояниях: одни являются лидерами, другие обладают высоким уровнем активности, а третьи характеризуются ограниченным ресурсом возможностей, причем среди третьих есть такие, которые находятся в конфликте с законом. Речь идет именно о состоянии, а не о стигме и печати.

К сожалению, как мне кажется, тонкая грань между этими понятиями весьма плохо понимается и еще хуже реализуется в молодежных проектах. И потому в регионах России к ним притягивается недостаточно ребят­инвалидов, детдомовцев, выпускников закрытых учреждений, в том числе тюрем. Прошу несогласных меня услышать: показателем состоятельности любого общественного проекта является численность его сторонников и «делателей», а таких среди названных выше категорий мало. Впрочем, молодежные проекты можно развивать в идеологии социальной помощи и по линии социальных услуг. Но с поправкой на то, что это проекты сферы социальной защиты населения.

Завершая ответ на ваш вопрос, могу добавить, что, на мой взгляд, к числу важнейших и прорывных в государственной молодежной политике относятся волонтерские проекты, всплеск которых наблюдается в настоящее время. Несмотря на колоссальную разницу в содержании их значение будет возрастать. Во­первых, потому что волонтерство – мировой атрибут общественной жизни.

Во­вторых, при помощи Сочи­2014 и Чемпионата мира по футболу­2018 целому поколению молодых россиян выпадет счастливый шанс быстро принять и освоить наивысшие стандарты и нормы общественной деятельности.

– Имеются ли, хотя бы на уровне регионов, проекты, адресованные студенческой молодежи системы российской потребкооперации? Что они собой представляют?

2011-й – год 180-летия старейшей отечественной экономической общественной организации – потребительской кооперации России. 2012-й – Международный год кооперации, объявленный ООН.

По оценкам экспертов, в современном мире в кооперативах и в кооперации работает более миллиарда людей. Что ими двигает? Потребность и возможность делать дело в команде, с пользой для себя и тех, кто рядом.

Неслучайно, на логотипе Центросоюза России обозначено: «В единении – сила!».

Не только в советское время, но и в наши дни потребительские общества играют важную роль в жизни сельских территорий, обслуживая населенные пункты, в которых проживает по 20-30 человек.

В наше время (2010 год) в системе Центросоюза России насчитывается 49 тыс. розничных торговых предприятий, в том числе 46,2 тыс. магазинов, 6 тыс. предприятий общественного питания, 6,7 тыс. цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой), 5,7 тыс. объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции. Численность работников приближается к 250 тыс. человек. Совокупный объём деятельности организаций потребительской кооперации составляет 228 млрд. рублей. Образовательную деятельность осуществляют 2 крупных вуза и 52 ссуза.

– Самой природой потребительской кооперации сформирован и особый уклад жизнедеятельности кооперативных техникумов и университетов. Кстати, в системе Центросоюза их 52+2, и учится в них около 100 тыс. студентов. Особенных. Назову их немного пафосно – «люди умеющие и делающие».

На чем основана такая уверенность? На тех самых специальных проектах, которые адресованы нашим студентам. Сегодня мы акцентируем внимание на трех из них: Национальном чемпионате профессий и предпринимательских идей, «Предпринимательской деревне» и профессиональном полигоне «Организация кооперативного дела и предпринимательства».

Эти проекты служат постоянно действующими площадками для профессиональных проб и карьерных взлетов студентов и молодых лидеров кооперации, являются социальными лифтами. Мы спроектировали их таким образом, чтобы каждый принявший решение об участии получил доступ к ресурсам лучших отечественных бизнес­тренингов и программ мобильного обучения, к освоению наивысших стандартов качества в профессиональной деятельности. В 2012 году, апробируя модель Чемпионата предпринимательских идей, мы вовлекли в него более тысячи студентов и удивили их мастерством примерно 20 тыс. человек в 13 регионах России. Использую глагол «удивили» сознательно. Так как все наши проекты открыты и адресованы населению, самые важные испытания стажеры проектов проходят перед лицом клиентов. На языке профобразования это называется «демонстрационный квалификационный экзамен перед заказчиком и клиентом». А у стажеров испытания вошли в историю чемпионата как масштабные флэшмобы1.

Важно отметить, что созданные нами проекты – долговременные, и мы постоянно мониторим их качество. Социальные лифты должны работать без перебоев и быть самими передовыми. Кстати, наши проекты поддержали эксперты Агентства стратегических инициатив и Министерства образования и науки России.

– Позвольте два вопроса, связанные именно с уникальностью системы потребительской кооперации, где специалистам приходится работать в очень сложных условиях. Первый – о профессиональной ориентации. Во многих европейских странах имеются консультанты, которые помогают и вчерашним студентам, и людям в возрасте сделать правильный выбор, ориентируясь на запросы рынка труда. В России таких специалистов нет. Как вы выходите из положения?

– Да, такие специалисты крайне необходимы. Но не столько в качестве навигаторов (что тоже важно), сколько в качестве провайдеров в достижении необходимого и востребованного жизнью уровня и качества профессиональных умений (компетенций). Нужны специалисты, которые способны помочь студентам выстроить траекторию достижения персональных результатов в профессии и в деле.

Мы увидели колоссальную необходимость в таком провайдере, как только приступили к проектированию профполигона «Организация кооперативного дела и предпринимательства» с пилотной командой Кемеровского кооперативного техникума и Ульяновского техникума экономики и права Центросоюза России. И тогда совместно с советом директоров кооперативных техникумов приняли решение о пилотной разработке темы «Провайдеры профессионализма». В течение начавшегося учебного года важно исследовать и спроектировать модель тренератьютора для предпринимательского и кооперативного образования.

– Сейчас в нашей стране введены в практику новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на компетенциях, и выполнение их требований напрямую связано с разработкой профессиональных стандартов. Вопрос второй: насколько сложно составить профессиональные стандарты для кооперативного образования и можно ли считать проделанную работу удовлетворительной? Если нет, что еще нужно сделать?

– Разработка профессиональных стандартов для кооперативного и предпринимательского образования – задача из многих ходов. Ее не решить силами только образовательной системы.

Отраслевое образование системы Центросоюза России приступило к проработке темы ФГОС третьего поколения одним из первых, в 2009 году. За время, прошедшее с той поры, мы скомплектовали собственную команду экспертов по ФГОС, способных решать задачи как для своего учебного заведения, так и для системы профессионального образования в целом. Это сотрудники техникумов, подтвердившие свой статус в ФИРО. Они подготовили востребованные программы для техникумов. В 2012 году мы начали работать над профильным (кооперативным и предпринимательским) компонентом образования. А площадкой для выработки и пилотирования искомого профессионального стандарта сделали упомянутый выше профполигон. Уже в августе 2013 года на Российском слете тренеров и тьюторов предпринимательского и кооперативного образования можно будет этот стандарт представить.

– На чей опыт профессиональной ориентации, выработки профессиональных компетенций у молодежи, подготовки квалифицированных специалистов, востребованных рынком труда, развития деловой и связанной с этим общественной активности молодежи могла бы опереться система кооперативного образования? Что вам кажется самым существенным в этом опыте?

– Могу показаться консервативным, но думаю, что опыт сам по себе нам не интересен. Важны технологические решения, приводящие к устойчивому результату. Необходимо актуализировать ресурсы отечественной педагогики, особенно связанные с коллективной творческой деятельностью, увидеть лучшие в мире «работающие» практики трудового воспитания и воспитания в труде (США, Финляндия), просканировать мировую модель WorldSkills International как технологическую платформу комплексного решения для указанных вами вопросов. Мы это сделали. Потому и родились проекты, о которых говорилось выше.

Объем публикации не позволяет широко ответить на вопрос, поэтому процитирую два базовых принципа организации профессионального образования и профессионального воспитания молодежи в Финляндии. Они потрясающе просты: обучение в работе плюс удовлетворение студента от себя в процессе работы.

В педагогике и образовании важны не столько организационные модели, сколько базовые идеи. В нашей работе эти идеи воплощаются, а не мерещатся. Правда, не в том объеме, как хочется. Зато у нас много работы и перспектив.

– Что, на ваш взгляд, нужно предпринимать в дальнейшем на уровне России, системы образования, каждого учебного заведения, чтобы подготовить инновационное поколение, которое сумеет воссоздать прочную систему потребительской кооперации, базирующуюся на новых рыночных основах?

– Необходимо многократно, во многих циклах сделать то, о чем мы уже говорили. Как иронизировали у нас на истфаке Омского пединститута: лет пятнадцать тренировки и потом двести лет устойчивого воспроизводства лучших педагогических моделей.

– Ваш прогноз: как скоро появится такое поколение инноваторов?

– Оно уже живет, опережая нас с вами. Но в основном выбирает сферы, где все проще: есть Интернет, сетевые коммуникации и сообщества, мобильный бизнес. Все наши проекты «про инноваторство». Реализуя их, мы обладаем уникальным шансом любоваться взлетами и победами участников. Могу сказать скептикам: зрелище достойно внимания. Уверен: придет время, и сегодняшние стажеры проектов заявят о себе с необходимой для их дела степенью громкости. Инноваторы не шумят, они делают.

  1. См. в социальных сетях страницы http://vk.com/club37802268, http://www.facebook.com/ProfessionalnyeSostazania?ref=ts
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: поддержка талантливой молодежи, сергей гиль, Центросоюз России, молодежная политика, гость номера, ао-58

Похожие материалы:
Лекции международных экспертов на Осеннем кампусе
Russian Startup Tour в ДВФУ
Завершается Летняя школа Благотворительного фонда Потанина
Финал конкурса «Молодые профессионалы устойчивого будущего России»
Гражданско-патриотическое воспитание через профессию
Поддержка одаренных детей: начать с семьи
Стартуют «Московские интеллектуальные игры»
Форум «iВолга-2013»
Молодых ученых познакомили с новой ипотекой
Инновационный дайвинг: глубокое погружение

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#92Форпост личностного роста
#88Прямая оценка качества подготовки
#89Итоги приeмной кампании опорных вузов
#93Новости образования 93
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники