Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проект «5-100»: перезагрузка

До конца февраля 2017 года вузы-участники проекта «5-100» должны представить по пять стратегических академических единиц (САЕ), созданных усилиями различных университетских структур.

Просмотров: 123

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович ВОРОБЬЕВ Александр Егорович – заведующий кафедрой нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела Российского университета дружбы народов, директор научно-образовательного центра «Инновации в горном и нефтегазовом комплексе», доктор технических наук, профессор.

В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участ­ников проекта «5-100». Из прежней модели было исключено обеспечение «приоритетных направлений», в результате чего система финансирования стала базироваться только на двух компонентах: трансформационном и поддерживающем. Логика новой системы заключается в финансовой поддержке прежде всего тех научно-исследовательских и образовательных направлений, которые являются «вытягивающими» для каждого конкретного университета, вошедшего в данную программу1.

До конца февраля 2017 года вузы-участники проекта должны представить по пять стратегических академических единиц (САЕ), созданных усилиями различных университетских структур.

Единицы лидерства

Стратегические академические единицы – особые структурные подразделения, имеющие достаточный потенциал для последующей контролируемой трансформации университета с его выводом на безусловные лидерские позиции на национальном и международном уровнях. По сути, эта система представляет собой кардинальный реинжиниринг российского образования, является принципиально новой, многообещающей моделью его интенсивного развития.

Стратегические академические единицы бывают двух типов.

  • САЕ первого типа. Научно-образовательные консорциумы, сформированные за счет одного или нескольких факультетов и научных подразделений университета на основе коллективов исследователей, работающих в довольно близких актуальных научных направлениях, а также активно участвующих в образовательной деятельности, реализуя программы всех уровней обучения. Такие объединения должны быть признаны международным академическим сообществом, иметь довольно высокий потенциал в заявляемом научном направлении.
  • САЕ второго типа. Центры превосходства, которые созданы для проведения перспективных научных исследований в более узких междисциплинарных областях, интегрированных в международную академическую повестку. На базе центров реализуются только магистерские и аспирантские образовательные программы.

Стратегические академические единицы, как правило, обладают матричной структурой, включающей несколько основных исследовательских направлений, охватывающих различные сферы изучения с выделением отдельных приоритетных областей. Университету, участвующему в таком проекте, в первую очередь необходимо осуществить выбор опережающих направлений исследований, своеобразных «точек роста». Процесс включает генерацию, сбор, развитие, оценку и выбор различных наиболее перспективных научных идей, имеющих не столько мировую новизну, сколько мировое превосходство.

В рамках выбранных направлений целесообразно иметь весьма существенный задел, а приоритет исследований коллектива САЕ обязательно должен быть подтвержден публикациями в ведущих мировых научных журналах. Кроме того, необходимо осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов. В итоге можно ожидать значительных прорывных (превышающих мировой уровень) научных и технических результатов.

Решения о конкретной форме реализации САЕ первого или второго типа каждый участвующий в программе университет принимает самостоятельно [3]. Это может быть формат мегафакультетов, объединяющих в себе факультеты, кафедры, научно-исследовательские институты и лаборатории, а также инженерно-технологические подразделения и студенческие исследовательские объединения. В другом случае возможно создание, например, школ или консорциумов мирового превосходства. Стратегическими партнерами консорциумов подобных САЕ являются ведущие ученые, коллективы участвующих в программе университетов, исследовательских и академических институтов, инновационных компаний и резидентов технопарков [5]. При этом, с одной стороны, в таких САЕ концентрируется наибольший исследовательский потенциал университета, с другой – они ориентированы на перспективные области национального и мирового развития, имеющие значительную степень востребованности со стороны реальных секторов национальной экономики, а также тех или иных государственных и общественных структур (профессиональных сообществ).

Результаты САЕ представляют собой исследовательские и образовательные программы мирового класса, обычно включающие явно выраженный инновационно-предпринимательский трек [4]. Они имеют самую актуальную повестку и комплексный, трансдисциплинарный характер – то, что определяет последующий статус университета, выдвинувшего САЕ, не только на российском, но и на международном уровнях.

Инновационное развитие

Тематика проектов вузов-участников предполагает выработку принципиально новых знаний с получением соответствующих охранных документов – патентов на изобретения [1, 2]. Данное обстоятельство находится в русле основных инженерных исследований западных университетов, характеризующихся следующими факторами:

  • увеличением количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Евросоюза, США и Японии – до 2,5-3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году – всего 63 патента);
  • увеличением доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре платежей, поступающих в ведущие российские университеты из всех источников финансирования – до 25 процентов.

Если сравнивать Россию с другими странами, то такой показатель, как «публикации в ведущих научных журналах мира», у нас на данный момент составляет 2,03 процента, а у Китая, например, – 5,86 процента. При этом, в 1995 году РФ занимала по этому параметру 11 место, в то время как КНР – 14-е.

Не выдерживает Россия конкуренции с азиатскими парт­нерами и по доле высокотехнологичной продукции на мировом рынке – 0,3 процента против 4-8 процентов у Сингапура, Кореи и Тайваня.

Что касается объема экспортных технологий, то у России он составляет 0,63 млрд. долларов, в то время как Венгрия, Финляндия и США располагают 1,6, 3,3 и 75,4 млрд. долларов соответственно.

И, наконец, относительно уровня инновационной активности в промышленности Россия имеет показатель 9,4 процента, а страны ЕС Венгрия и Германия – 21 и 73 процента.

В перспективе намеченных и происходящих изменений доля высокотехнологичных товаров и услуг РФ в общем объеме на мировых рынках в таких областях, как ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружение и военная техника, образовательные услуги, космические услуги и производство ракетно-космической техники, к 2020 году может достичь 5-10 процентов2.

Исследования по разработке и апробированию опережающих технологий новой экономики носят междисциплинарный характер, что обусловливает необходимость участия в САЕ многих структурных подразделений вузов-участников программы. Их объединение позволит осуществлять подготовку специалистов, способных быстро адаптироваться к любым изменениям внешней среды, самостоятельно получать знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности в принципиально новых условиях, а также осваивать актуальные компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьев А.Е. Пути повышения эффективности финансирования НИР вузов // «Альма-матер (вестник высшей школы)», № 2, 2015. – С. 19-26.
  2. Воробьев А.Е. Разработка «дорожной карты» повышения эффективности финансирования НИР вузов // «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО», № 1, 2015. – С. 10-17.
  3. Курс на САЕ: зачем вузам реструктуризация // research.ifmo.ru/ru/news2/ 5761/kurs_na_sae:_zachem_vuzam_restrukturizaciya.htm
  4. САЕ как миф и реальность // tsu.ru/university/rector_page/sae-kak-mif-i-realnost
  5. Стратегические академические единицы // nsu.ru/SAE_ru

СНОСКИ

  1. См. аналитическую статью Е.П. Синдеевой «Белые начинают и выигрывают» // «Аккредитация в образовании», 2013. – № 8 (68). – С. 6-9.
  2. Подробнее: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: РУДН, проект 5-100, ао-91, тенденции

Похожие материалы:
Национальный исследовательский университет – «куда плыть»
Развитие экспорта новозеландского образования
Академическая мобильность ангольских студентов
Матрица в образовании
Перспективы развития экономического образования
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Проблемы докторской подготовки и признания квалификаций в европейском образовательном пространстве
Промежуточные итоги проекта «5-100»
В жестких рамках гранта. Молодые ученые о времени и о себе
Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
Ресурсный центр г. Сызрань Самарской области реализует дополнительные профессиональные программы,...
Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
Воронежский государственный университет (www.vsu.ru) – центр инновационного, технологического и...
Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
Тетюшский сельскохозяйственный техникум – динамично развивающаяся образовательная организация...
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова на протяжении всей своей истории динамично...
Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Более девятоста лет колледж обеспечивает качественное образование и личностное развитие...
Из журнала
#96Цифровая трансформация в образовании
#94СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров
#94Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады
#103Отраслевая наука в большом долгу у практики
#104Филиал ОмГПУ в г. Таре реализует стратегические проекты
Информационная лента
10:06В ТГТУ продолжаются разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности
10:03В ВГСПУ стартовали новые онлайн курсы по различной тематике
10:02Конкурсы в сфере общественно-политических наук, проводимые РФФИ и АНО ЭИСИ
10:01Подписано соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ и ЗС РК
09:58Новая старая дружба АГУ с турецким вузом