Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проект «5-100»: перезагрузка

До конца февраля 2017 года вузы-участники проекта «5-100» должны представить по пять стратегических академических единиц (САЕ), созданных усилиями различных университетских структур.

Просмотров: 204

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович ВОРОБЬЕВ Александр Егорович – заведующий кафедрой нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела Российского университета дружбы народов, директор научно-образовательного центра «Инновации в горном и нефтегазовом комплексе», доктор технических наук, профессор.

В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участ­ников проекта «5-100». Из прежней модели было исключено обеспечение «приоритетных направлений», в результате чего система финансирования стала базироваться только на двух компонентах: трансформационном и поддерживающем. Логика новой системы заключается в финансовой поддержке прежде всего тех научно-исследовательских и образовательных направлений, которые являются «вытягивающими» для каждого конкретного университета, вошедшего в данную программу1.

До конца февраля 2017 года вузы-участники проекта должны представить по пять стратегических академических единиц (САЕ), созданных усилиями различных университетских структур.

Единицы лидерства

Стратегические академические единицы – особые структурные подразделения, имеющие достаточный потенциал для последующей контролируемой трансформации университета с его выводом на безусловные лидерские позиции на национальном и международном уровнях. По сути, эта система представляет собой кардинальный реинжиниринг российского образования, является принципиально новой, многообещающей моделью его интенсивного развития.

Стратегические академические единицы бывают двух типов.

  • САЕ первого типа. Научно-образовательные консорциумы, сформированные за счет одного или нескольких факультетов и научных подразделений университета на основе коллективов исследователей, работающих в довольно близких актуальных научных направлениях, а также активно участвующих в образовательной деятельности, реализуя программы всех уровней обучения. Такие объединения должны быть признаны международным академическим сообществом, иметь довольно высокий потенциал в заявляемом научном направлении.
  • САЕ второго типа. Центры превосходства, которые созданы для проведения перспективных научных исследований в более узких междисциплинарных областях, интегрированных в международную академическую повестку. На базе центров реализуются только магистерские и аспирантские образовательные программы.

Стратегические академические единицы, как правило, обладают матричной структурой, включающей несколько основных исследовательских направлений, охватывающих различные сферы изучения с выделением отдельных приоритетных областей. Университету, участвующему в таком проекте, в первую очередь необходимо осуществить выбор опережающих направлений исследований, своеобразных «точек роста». Процесс включает генерацию, сбор, развитие, оценку и выбор различных наиболее перспективных научных идей, имеющих не столько мировую новизну, сколько мировое превосходство.

В рамках выбранных направлений целесообразно иметь весьма существенный задел, а приоритет исследований коллектива САЕ обязательно должен быть подтвержден публикациями в ведущих мировых научных журналах. Кроме того, необходимо осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов. В итоге можно ожидать значительных прорывных (превышающих мировой уровень) научных и технических результатов.

Решения о конкретной форме реализации САЕ первого или второго типа каждый участвующий в программе университет принимает самостоятельно [3]. Это может быть формат мегафакультетов, объединяющих в себе факультеты, кафедры, научно-исследовательские институты и лаборатории, а также инженерно-технологические подразделения и студенческие исследовательские объединения. В другом случае возможно создание, например, школ или консорциумов мирового превосходства. Стратегическими партнерами консорциумов подобных САЕ являются ведущие ученые, коллективы участвующих в программе университетов, исследовательских и академических институтов, инновационных компаний и резидентов технопарков [5]. При этом, с одной стороны, в таких САЕ концентрируется наибольший исследовательский потенциал университета, с другой – они ориентированы на перспективные области национального и мирового развития, имеющие значительную степень востребованности со стороны реальных секторов национальной экономики, а также тех или иных государственных и общественных структур (профессиональных сообществ).

Результаты САЕ представляют собой исследовательские и образовательные программы мирового класса, обычно включающие явно выраженный инновационно-предпринимательский трек [4]. Они имеют самую актуальную повестку и комплексный, трансдисциплинарный характер – то, что определяет последующий статус университета, выдвинувшего САЕ, не только на российском, но и на международном уровнях.

Инновационное развитие

Тематика проектов вузов-участников предполагает выработку принципиально новых знаний с получением соответствующих охранных документов – патентов на изобретения [1, 2]. Данное обстоятельство находится в русле основных инженерных исследований западных университетов, характеризующихся следующими факторами:

  • увеличением количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Евросоюза, США и Японии – до 2,5-3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году – всего 63 патента);
  • увеличением доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре платежей, поступающих в ведущие российские университеты из всех источников финансирования – до 25 процентов.

Если сравнивать Россию с другими странами, то такой показатель, как «публикации в ведущих научных журналах мира», у нас на данный момент составляет 2,03 процента, а у Китая, например, – 5,86 процента. При этом, в 1995 году РФ занимала по этому параметру 11 место, в то время как КНР – 14-е.

Не выдерживает Россия конкуренции с азиатскими парт­нерами и по доле высокотехнологичной продукции на мировом рынке – 0,3 процента против 4-8 процентов у Сингапура, Кореи и Тайваня.

Что касается объема экспортных технологий, то у России он составляет 0,63 млрд. долларов, в то время как Венгрия, Финляндия и США располагают 1,6, 3,3 и 75,4 млрд. долларов соответственно.

И, наконец, относительно уровня инновационной активности в промышленности Россия имеет показатель 9,4 процента, а страны ЕС Венгрия и Германия – 21 и 73 процента.

В перспективе намеченных и происходящих изменений доля высокотехнологичных товаров и услуг РФ в общем объеме на мировых рынках в таких областях, как ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружение и военная техника, образовательные услуги, космические услуги и производство ракетно-космической техники, к 2020 году может достичь 5-10 процентов2.

Исследования по разработке и апробированию опережающих технологий новой экономики носят междисциплинарный характер, что обусловливает необходимость участия в САЕ многих структурных подразделений вузов-участников программы. Их объединение позволит осуществлять подготовку специалистов, способных быстро адаптироваться к любым изменениям внешней среды, самостоятельно получать знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности в принципиально новых условиях, а также осваивать актуальные компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьев А.Е. Пути повышения эффективности финансирования НИР вузов // «Альма-матер (вестник высшей школы)», № 2, 2015. – С. 19-26.
  2. Воробьев А.Е. Разработка «дорожной карты» повышения эффективности финансирования НИР вузов // «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО», № 1, 2015. – С. 10-17.
  3. Курс на САЕ: зачем вузам реструктуризация // research.ifmo.ru/ru/news2/ 5761/kurs_na_sae:_zachem_vuzam_restrukturizaciya.htm
  4. САЕ как миф и реальность // tsu.ru/university/rector_page/sae-kak-mif-i-realnost
  5. Стратегические академические единицы // nsu.ru/SAE_ru

СНОСКИ

  1. См. аналитическую статью Е.П. Синдеевой «Белые начинают и выигрывают» // «Аккредитация в образовании», 2013. – № 8 (68). – С. 6-9.
  2. Подробнее: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
СПО: Лед тронулся
Промежуточные итоги проекта «5-100»
Ежегодная студенческая конференция «Об итогах Второй мировой войны»
Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
СПХФА - флагман российской фармации
Развитие экспорта новозеландского образования
Академическая мобильность ангольских студентов
Будущее науки – за междисциплинарными исследованиями
Технопарки в России и мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ