Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Проблемы развития педагогического образования в Дагестане

О проблемах развития профессионального педагогического образования рассказывает в Республике Дагестан ректор Дагестанского государственного педагогического университета Джафар Маллаев.

Просмотров: 2750

Как помочь учителю

Проблемы развития педагогического образования в регионе

Д.М. МАЛЛАЕВ, ректор Дагестанского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Поддерживая добрые традиции педагогического образования в проектах, реализация которых намечена в Год учителя, хотелось бы осветить несколько вузовских вопросов.

Начиная с 2005 года под видом, якобы, отсталости и несовременности педагогического образования, неуклонно снижается государственное задание на подготовку специалистов по укрупненной группе «Образование и педагогика». А между тем, по стране только 82% работающих в сегодняшней школе учителей имеют высшее образование и 18% – достигли пенсионного возраста. В Республике Дагестан в настоящее время насчитывается 1655 общеобразовательных школ, где трудятся 48619 учителей. Из них только 72% имеют высшее образование и более 15% – пенсионеры. Приведенные цифры показывают, что говорить об избытке учителей с высшим образованием и сокращении их числа пока рано. Нам кажется, что речь должна идти о том, каким образом существенно повысить качество подготовки специалистов этой самой массовой профессии.

Хорошее педагогическое образование можно быстро разрушить, но невозможно создать из ничего или за день. Традицию давать студентам хорошее педагогическое образование надо сначала создать, а затем поддерживать и развивать. В нашем вузе такая традиция есть, и коллектив стремится ее развивать всеми возможными способами.

ДГПУ – крупнейший в регионе научно-образовательный комплекс. Мы понимаем, что концепция долгосрочного социально- экономического развития страны основывается на инновационном развитии. Известно, что фундамент инновации создает наука, а кадры готовит образование. Исходя из этой позиции, мы и формулируем требования к подготовке специалистов.

В условиях стремительного преобразования общества широкое распространение получили новые типы образовательных учреждений, сформировались центры инноваций, расширилось профильное обучение, внедряются информационные и коммуникационные технологии. Подвергаются серьезному пересмотру цели школьного обучения, содержание и технологии общего образования, принципы организации учебного процесса. Меняется характер профессиональной деятельности учителя, который перестает быть для учащихся единственным источником знаний. В то же время очевидно, что не всякая информация является знанием, а значит, важна роль учителя-проводника, помогающего найти и обработать нужную информацию.

Ключевым моментом модернизации  педагогического образования является формирование учителя, который владеет фундаментальными знаниями в области конкретной науки и имеет психолого-педагогическую и профессиональную подготовку. Только такой учитель сможет формировать человека, способного обучаться, развиваться, раскрывать творческие возможности и таланты, конкурентоспособного и любящего Отечество.

Наш основной тезис таков: ключевым моментом модернизации педагогического образования является формирование учителя, который владеет фундаментальными знаниями в области конкретной науки и имеет психолого-педагогическую и профессиональную подготовку. Только такой учитель сможет формировать человека, способного обучаться, развиваться, раскрывать творческие возможности и таланты, конкурентоспособного и любящего Отечество. Мы стремимся готовить настоящего Учителя – специалиста не только в области науки, но и в области образовательных технологий и методики. Лидеры педагогического образования России (МПГУ, РГПУ и др.) придерживаются точки зрения, что в педагогическом вузе должна быть особая образовательная среда, в центре которой – человек. Это отличается от ситуации, которая складывается в классическом или техническом вузе, где в центре внимания, как правило, находятся либо сама фундаментальная наука, либо прикладное применение в производстве ее достижений. Свою задачу мы видим в том, чтобы использовать знания для развития человека, формирования его мировоззрения и характера.

Педагогическое образование в основном опирается на три составляющие: предметная область, психолого-педагогические компетенции, воспитательная и общекультурная подготовка будущего учителя. Дополняют этот перечень владение информационно-коммуникационными технологиями и знание иностранного языка. Такой концепции придерживается наш вуз.

С 1993 года, в числе первых, мы перешли на подготовку бакалавров и магистров. Сегодня в ДГПУ самая большая в Северо-Кавказском федеральном округе магистратура – 400 человек.

Скоро должны появиться образовательные стандарты третьего поколения, во многом ориентированные на европейские аналоги. Мы со своей стороны участвуем в их разработке, обсуждении, высказываем предложения.

Для приема мобильных студентов из других вузов и стран в университете разработаны десятки программ, позволяющих вести обучение, в том числе, и на английском языке. Они соответствуют европейским стандартам, построены на кредитно-модульных технологиях. Разработка таких программ продолжается.

«Наша новая школа» так, как ее представляет Президент Д.А. Медведев, даст возможность обучаться детям с разным уровнем подготовки, особенностями развития и обеспечивает равные условия для всех. Она мыслится как исследовательская, творческая, свободная, личностно и социально ориентированная, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Обучение в такой школе будет организовано по-разному на начальной, основной и старшей ступенях.

Программы обучения будут состоять из двух частей: обязательной и сформированной школой. Разовьется система поддержки талантливых детей. Изменится оценка качества знаний. Она станет независимой.

Многие педагогические идеи, разработки, образовательные, коррекционные, реабилитационные программы не оформляются в виде интеллектуального продукта, который можно коммерциализировать после получения авторского свидетельства. Корни проблемы глубоки, ведь у нас всегда очень дешево ценились результаты интеллектуального труда, которые нельзя представить в виде детали или какого-либо материального продукта.

Главная особенность школы будущего – новые учителя, открытые, отзывчивые, хорошо знающие свой предмет, владеющие технологиями воспитания, психолого-педагогическими, коммуникативными компетенциями. Они не учат детей, это дети учатся у них и взаимодействуют с ними как с заинтересованными партнерами. Новые подходы к обучению предполагают не только передачу знаний по конкретным предметам, но и выработку умения применять эти знания в повседневной жизни.

Новая школа станет центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения и другими. У нее появится современная инфраструктура. В приоритетах нашего вуза – подготовка специалистов для работы в образовательных учреждениях всех ступеней – дошкольных, специальных, общеобразовательных, профильных и т.д., включая послевузовское педагогическое образование и переподготовку.

Мы понимаем, что в наше время необходимо направить усилия на обеспечение дополнительного самофинансирования, искать возможности для частичной коммерциализации своей деятельности. Закон о создании при вузах научно-производственных объединений это позволяет. Исследовательский продукт педагогических вузов, связанный с проектами воспитания и развития самого главного – мировоззрения человека – пока еще не полностью востребован. У нас 22 научные школы, результаты деятельности которых являются интеллектуальной собственностью, а значит, имеют стоимость и могут быть реализованы на рынке. Но есть проблемы. Многие педагогические идеи, разработки, образовательные, коррекционные, реабилитационные программы не оформляются в виде интеллектуального продукта, который можно коммерциализировать после получения авторского свидетельства. Корни проблемы глубоки, ведь у нас всегда очень дешево ценились результаты интеллектуального труда, которые нельзя представить в виде детали или какого-либо материального продукта.

Некоторые дополнительные доходы дают международные контакты, в частности, академический обмен в рамках Болонского процесса, участие в Европейских проектах по коррекционной педагогике, инклюзивному образованию и других.

Сегодня огромное значение придается академической мобильности студентов. Участие в европейских проектах содействует этому процессу. А с февраля этого года наши студенты на конкурсной основе выехали на обучение в Бирмингем (Англия), Гент (Бельгия), Краков (Польша).

В нашем вузе много десятилетий складывалась логически взаимосвязанная и взаимозависимая система непрерывного педагогического образования (дошкольное, начальное, среднее общее и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское, дополнительное). Подготовка кадров для всех этих ступеней строилась и на понимании, что необходимо работать с детьми, имеющими особые потребности. Таких немало: одаренные и талантливые дети, являющиеся инвалидами с рождения; дети с различными недостатками здоровья, получившие психические и физические увечья в результате социальных конфликтов и дисгармонии в обществе; люди, нуждающиеся в психической реабилитации и адаптации.

В качестве Центра педагогического образования наш вуз разрабатывает инновационные программы для дошкольного, начального и среднего общего образования и является лидером по подготовке учебников по дагестанским родным языкам, литературе, культуре и традициям. В целом мы видим ДГПУ как центр воспитательной и культурно-просветительской работы в республике. В этом центре возродились и развиваются студенческие движения «Мир Кавказу» и «Молодежь против наркотиков и экстремизма», дважды проводились недели дружбы и дважды – международные форумы студенческой молодежи. В прошедшем форуме приняли участие представители вузов из 22 регионов России и восьми зарубежных стран. На участие в предстоящем, запланированном на апрель 2010 года, поступили заявки из 32 субъектов России и 14 зарубежных стран.

Мы взаимодействуем со многими районами республики. Это давняя традиция. Аспекты взаимодействия различные. Один из них – целевой прием студентов по направлениям из районов. Мы будем еще активнее развивать данный аспект взаимоотношений и самым тщательным образом изучать потребности районов и городов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: педагогическое образование, республика дагестан, дагестанский государственный педагогический университет, компетентно, ао-38

Похожие материалы:
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Вологодский государственный педагогический университет: повысить престиж профессии учителя
Интервью с Натальей Сенниковой о современном учителе
Социально-педагогический институт: миссия, цели
Рынок труда Владимирской области
Мензелинский педагогический колледж - направление развития
Дагестанский педагогический университет: учить по кодексу любви
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка
Владимирский сегмент наноиндустрии
Плюсы образовательного кластера

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#103Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
#103В Индии состоялась конференция APQN
#104Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
#107Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани