Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

УГМА: повышение показателя трудоустройства выпускников

Правительством Свердловской области в 2011 году была принята Концепция кадровой политики здравоохранения региона на период до 2020 года. Согласно указанному документу, в области укомплектованность врачами на 10 тыс. человек составляет 27,9 при среднем показателе по РФ 35,0, при этом на 10 тыс. человек в сельской местности приходится 9,3 врача.

Просмотров: 2410

Партнерство Уральской государственной медицинской академии с медицинскими учреждениями как условие повышения показателя трудоустройства выпускников

С.М. КУТЕПОВ, ректор Уральской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор

А.Р. БЕЛЯВСКИЙ, министр здравоохранения Свердловской области, доктор медицинских наук

Д.Р. МЕДВЕДСКАЯ, заместитель министра здравоохранения Свердловской области, кандидат медицинских наук

А.У. САБИТОВ, проректор по довузовской и последипломной подготовке УГМА, доктор медицинских наук, профессор

Э.В. ПАТРАКОВ, заведующий центром трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников УГМА, кандидат педагогических наук, доцент

Формируем систему социального партнерства с работодателями

Социальное партнерство между учебным заведением и работодателем традиционно является одним из механизмов, обеспечивающих качество профессиональной подготовки. Это находит отражение как в методологии профессионального образования, так и в экономике труда и управлении кадрами.

Федеральный закон №309 от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС» открыл новые направления развития профессионального образования. В развитии социального партнерства с работодателями существенное значение имеет то, что Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование требований к результатам освоения образовательной программы совместно с работодателем. Но, как показывает практика, предметом сотрудничества с медицинскими учреждениями становится не только анализ качества профессиональной подготовки, востребованность компетенций специалиста, но и взаимодействие по вопросам трудоустройства выпускников. Прежде всего речь идет о студентах, обучавшихся за счет средств целевого бюджета.

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда студенты по их просьбе освобождаются от исполнения договора, в частности, в соответствии с пунктами 1, 2 части I статьи 81 и пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части I статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, выпускники имеют немало возможностей для неисполнения договорных обязательств по трудоустройству. Сложившийся правовой вакуум в части их понуждения к соблюдению договорных отношений о трудоустройстве стимулирует Академию, органы исполнительной власти субъекта РФ и медицинские учреждения к поиску новых организационных и правовых механизмов сотрудничества по повышению исполнения договорных отношений.

Кадровая проблема

Правительством региона в 2011 году была принята Концепция кадровой политики здравоохранения Свердловской области на период до 2020 года [1], в разработке которой активное участие принимали сотрудники Уральской государственной медицинской академии.
Согласно указанному документу, в области укомплектованность врачами на 10 тыс. человек составляет 27,9 при среднем показателе по РФ 35,0, при этом на 10 тыс. человек в сельской местности приходится 9,3 врача. Областной показатель укомплектованности врачебных должностей физическими лицами составляет 51 процент. Коэффициент совместительства среди врачей – 1,8, укомплектованность участковыми терапевтами – 60 процентов, педиатрами – 61 процент, анестезиологами – 39 процентов.

Наблюдается текучесть врачебных кадров и неравномерность занятости, укомплектованности врачами по территории области. Основная часть специалистов сосредоточена в крупных городах и Екатеринбурге, где трудятся 28 процентов всех врачей области, а с учетом федеральных учреждений, расположенных в областном центре, этот показатель возрастает до 40,5 процента.

Не вызывает оптимизма и возрастной состав медицинских работников: свыше 3 тыс. врачей или более 22 процентов старше 56 лет. Учитывая, что ежегодный выпуск УГМА в среднем составляет 600 человек, из которых 62 процента – специалисты лечебного профиля, встает вопрос о кадровых ресурсах медицинских учреждений. Одним из вариантов является применение иностранной рабочей силы, но ее привлечение имеет свои дискуссионные аспекты.

Международный опыт

По данным ВОЗ, Россия относится к числу 57 стран с критической нехваткой работников здравоохранения [3]. Медицинские специальности в целом являются одними из наиболее востребованных на планете. Так, глобальный дефицит составляет 2,4 млн. врачей, медсестер и акушерок [2]. Испытывают кадровый дефицит и достаточно благополучные страны. Любопытным будет в этой связи обратиться к британскому опыту восполнения кадрового дефицита. Великобритания имеет наибольшую плотность медицинских работников на душу населения [6].

Национальная служба здравоохранения Великобритании насчитывает более 1,4 млн. медицинских кадров (за исключением стоматологов) и обслуживает 52 млн. человек. Тем не менее наряду с другими странами, включая США и Канаду, она продолжает активно привлекать медицинских работников из-за рубежа [4]. Как признают аналитики в Великобритании, кадровый дефицит является наследием элитарности медицинского образования и его исключительной дороговизны: стоимость подготовки одного врача в Великобритании составляет 200 тыс. фунтов стерлингов. К тому же растет спрос на услуги в результате медицинского прогресса и старения населения [5,6].

Качественный анализ результатов деятельности специалистов-мигрантов позволил Великобритании в течение истекших десятилетий иммиграционные потоки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона сместить в страны Восточной Европы и Прибалтики и активнее «продвигать высокие стандарты в области найма медицинских работников из-за рубежа» [6]. Британия рассматривает возможности экспорта образования для обучения специалистов за рубежом с последующим трудоустройством на своей территории, что снизит издержки при получении медицинского образования.

Таким образом, меры по снижению кадрового дефицита могут быть многовекторны, и в мире идет острейшая конкуренция за квалифицированные медицинские кадры. Нужно отметить, что выпускники многих российских медицинских вузов являются востребованными на Западе.

Создан центр трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников Уральской государственной медицинской академии

В связи с кадровой ситуацией ряд задач, поставленных Концепцией, представляется особенно актуальным, а именно:

  • управление текучестью медицинских кадров;
  • организация системы их трудоустройства и закрепления;
  • управление системой профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями отрасли и конкретных медицинских учреждений Свердловской области.

Среди ожидаемых результатов внедрения Концепции:

  • прекращение оттока кадров из здравоохранения области;
  • обеспечение постоянного совершенствования системы профессиональной подготовки медицинских кадров.

Нацеленность на эти два интегральных результата и является основным предметом социального партнерства академии и медицинских учреждений.

Конкретным шагом в этом направлении стало создание в 2011 году центра трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников на факультете специализации интернов и ординаторов УГМА. В течение года этим подразделением был реализован следующий комплекс мер, направленных на снижение оттока медицинских кадров из бюджетного здравоохранения:

  • адресная рассылка медицинским учреждениям и министерству здравоохранения области информации о выпускниках, завершающих обучение в рамках целевого федерального бюджета;
  • консультирование представителей медицинских учреждений о возможностях понуждения выпускников к исполнению договорных отношений;
  • уведомление под роспись студентов и интернов, обучающихся за счет средств целевого федерального бюджета, о возможных мерах со стороны медицинских учреждений при неисполнении договорных отношений выпускниками;
  • размещение на сайте академии информации о вакансиях медицинских учреждений;
  • регулярное консультирование студентов старших курсов сотрудниками деканата факультета специализации интернов и ординаторов о специальностях, востребованных практическим здравоохранением.

В рамках этого направления разработан ряд показателей эффективности, в том числе процент возвращенных в досудебном порядке средств, количество согласованных переводов на другие места трудоустройства. Но интегральным показателем, отражающим результативность работы, является количество письменно заявленных претензий от медицинских учреждений в связи с неисполнением выпускниками договорных отношений. В 2011 году этот показатель составлял 11,81 процента от числа выпускников, обучавшихся за счет целевого федерального бюджета и целевого контракта, а в 2012 году – 5,32 процента. Кроме того, систематизация данных об образовательной и профессиональной траектории студентов-целевиков способствовала созданию эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи кадровой информации для принятия обоснованных управленческих решений.

Практическая направленность

В рамках второго направления, нацеленного на обеспечение постоянного совершенствования системы профессиональной подготовки медицинских кадров, можно выделить следующие основные мероприятия:

  • ретроспективный анализ качества подготовки;
  • регулярное информирование обучающихся о наиболее востребованных навыках при трудоустройстве.

Используемые методы исследования в рамках данного направления – формализованное и полуструктурированное интервью, анкетирование интернов, ординаторов, опросы выпускников.

Результаты исследований показывают, что учеба становится результативнее, если к студентам проявляет интерес учреждение, по направлению которого они обучаются. Этому способствуют встречи руководителей с обучающимися, уточнение предстоящего содержания профессиональной деятельности, участие в решении социально-бытовых проблем будущих сотрудников.

Как было выявлено, наибольшее значение для формирования профессиональных компетенций и профессионального роста интернов и ординаторов имеют факторы, представленные в порядке убывания значимости:

  1. участие в профессорских обходах, консилиумах, разбор клинических случаев с мест предполагаемого трудоустройства;
  2. дежурства;
  3. посещения конференций, работа с оригинальными научными источниками;
  4. участие в научной работе;
  5. доступность необходимого научного и практического материала, совместная интерпретация клинических данных, результатов лабораторных исследований.

Данное направление пока является опытно-поисковым, но уже сейчас можно говорить о его существенной эффективности в сфере повышения уровня профессиональной компетентности будущих специалистов.

В целом можно отметить, что систематизация социального партнерства вуза с практическим здравоохранением позволяет оптимально задействовать человеческий фактор в решении стратегических задач, стоящих перед отраслью, и обеспечить дальнейшее повышение качества медицинской помощи населению на основе рационального использования ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Постановление Правительства Свердловской области № 721‑ПП от 14.06.2011 г. «О концепции кадровой политики здравоохранения Свердловской области на период до 2020 года».
  2. World Health Organization: Working Together for Health, World Health Report. http://www.who.int/whr/
  3. World Health Organization: Global Health Observatory. http://www.who.int/gho/countries/en/
  4. Pond B., McPake B.: The health migration crisis: the role of four Organisation for Economic Cooperation and Development countries. Lancet 2006, 367:1448-1455.
  5. Robinson M., Clark P.: Forging solutions to health worker migration. Lancet, 2008, 371:691-693.
  6. United Kingdom Department of Health: Code of Practice for NHS Employers Involved in the International Recruitment of Healthcare Professionals. London, 2012
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Медицинское образование в условиях кризиса
Профобразование: эффективность взаимодействия с производством под вопросом
В рамках конструктивного диалога с работодателем
Уральская государственная медицинская академия: мы нашли своих абитуриентов
Учебно-методический центр целевой подготовки ГК «СУ-155» начинает новый учебный год
Соглашение о сотрудничестве подписали ИГУ и Сбербанк
«СПЛАТ» растит специалистов, опираясь на внутренние ресурсы
Круглый стол: торгово-экономическое образование
Дни профессионального образования в Москве
Перспективы трудоустройства для студентов ЮРГПУ (НПИ)

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ