Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Повышение конкурентоспособности аграрного образования

Проблема повышения конкурентоспособности современного аграрного образования в России сегодня актуальна, как никогда. Продолжая тему профильного образования, редакция «АО» попросила представителей руководства аграрных вузов страны ответить на вопросы.

28.11.2014
Просмотров: 28

Проблема повышения конкурентоспособности современного аграрного образования в России сегодня актуальна, как никогда. Продолжая тему профильного образования, редакция «АО» попросила представителей руководства аграрных вузов страны ответить на вопросы.

  1. Каким должно быть современное аграрное образование, чтобы в полной мере соответствовать запросам инновационной экономики? Как обеспечить повышение его качества?
  2. Какой вы видите роль образовательных организаций в реализации национальных и региональных стратегий развития АПК?

ОВЧИННИКОВ Алексей Семенович, ректор Волгоградского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент РАН

– (1) Краеугольным камнем современного аграрного образования, без сомнения, должна быть практиоориентированность, соответствие содержания учебного процесса передовым агротехнологиям. Этого можно достичь только в тесном взаимодействии с работодателями, предоставляющими студентам свою базу для проведения всех видов практики, современную технику и оборудование. Всё это позволит сформировать у обучающихся необходимые профессиональные компетенции, чтобы выпускник вуза, получив диплом, мог сразу в полном объеме приступить к исполнению своих должностных обязанностей, а не осваивать вдогонку необходимый для профессии базис.

Волгоградский ГАУ предоставляет студентам все возможности почувствовать профессию напрямую: в учебно-выставочном павильоне представлены новейшие образцы отечественной и зарубежной сельхозтехники, партнерами университета оборудованы специализированные аудитории (например, ГК «Ростсельмаш»). Вуз тесно сотрудничает с десятками базовых хозяйств. В их числе крупнейшие фермерские хозяйства и предприятия региона, компании с широко известными брендами, типа «Сады Придонья», «Агро-Инвест», «Конфил», «Волгоградагролизинг». Наши партнеры воспринимают студентов-практикантов как полноценный кадровый резерв и, по мере возможности, трудоустраивают выпускников.

При этом качество образования можно поднять только повышением мотивации самого студента. Он должен стремиться стать не только хорошим профессионалом в области сельскохозяйственного производства, но и востребованным и успешным специалистом в аграрном секторе. Выпускник должен видеть реальную перспективу карьерного роста. Эффективно продемонстрировать эту перспективу можно, используя медиаресурсы. Второй год университет реализует профориентационный видеопроект «Истории успеха», где рассказывается о выпускниках ВолГАУ – молодых специалистах, уже добившихся значимых результатов. В их числе фермеры, главные агрономы, ветеринарные врачи успешных хозяйств.

При этом необходимо помнить, что образовательная организация сельскохозяйственного профиля – это не только школа подготовки квалифицированных кадров для АПК, это еще и школа воспитания будущей сельской интеллигенции, представителям которой присущи патриотизм и любовь к своей земле.


ПЕТУХОВСКИЙ Сергей Львович, ректор Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

– (1) Чтобы в полной мере соответствовать запросам инновационной экономики, современное аграрное образование в целом должно работать на опережение – иметь динамичный спектр направлений подготовки и актуальную профильную направленность реализуемых вузами образовательных программ. Основанная на перечисленных выше принципах, образовательная деятельность отдельного вуза должна быть ориентирована на конкретную зону обслуживания, глубоко интегрирована в актуальную научную деятельность, также сопряженную с решением задач инновационного развития «своего» региона.

Ключевые инструменты непрерывного повышения качества аграрного образования – рост компетентности и активности профессорско-преподавательского состава и совершенствование менеджмента вузов; использование в организации образовательного процесса актуальных технологий и современной материально-технической базы –
в сочетании с широким доступом обучающихся к процессам аграрного производства в регионе; поиск «своего абитуриента» – на основе взаимодействия с сельскими образовательными организациями. Практическая реализация трех последних из названных подходов – свидетельство глубокой интеграции вуза в социально-экономическое развитие региона.

Если считать 2014 год стартовым для решения задач повышения качества образования, ближайшей перспективой является техническое перевооружение вузов и организация практического обучения на базе действующих профильных производственных структур.

– (2) В 2018 году ОмГАУ исполнится сто лет. Коллектив вуза считает своей миссией не только кадровое обеспечение и научную поддержку аграрного сектора экономики России, но и всемерное содействие развитию сельских поселений. Приоритетной целевой аудиторией для нас является село с его кадровыми, производственными, социальными и культурными проблемами, в решении которых – напрямую или опосредованно – может и должен принять участие вуз. Выполняя свою миссию в Омской области, мы исходим из постулата: аграрный вуз – один из мощных ресурсов развития аграрноориентированного региона на любом этапе его истории. В настоящее время он должен быть направлен на реализацию национальных и региональных стратегий развития АПК. Результативность использования этого ресурса напрямую зависит от того, насколько эффективно будут действовать обозначенные выше ключевые инструменты постоянного повышения качества деятельности учебного заведения. Особенно важным представляется наличие действительно партнёрских и взаимовыгодных отношений между вузом и региональными структурами, ответственными за развитие экономики в целом и АПК в частности.


СЮСЮРА Дмитрий Александрович, проректор по инновационной работе Оренбургского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, доцент

– (1) Возможность получения аграрного образования должна быть реальна для представителей каждого, даже самого удаленного сельского домохозяйства. Содержание агрообразования должно обеспечивать удовлетворение растущих запросов государства, сельского сообщества, бизнес-среды в формировании у обучающихся специального набора компетенций. Назовем основные: эффективное применение международных стандартов качества и безопасности производства, умение работать на международных агропродовольственных рынках, а также возвращать в оборот земли сельскохозяйственного назначения, обеспечивать правовое решение вопросов землеустройства, внедрять комплексные решения по ресурсосбережению, альтернативной энергетике и автономному энергоснабжению сельских территорий и производственных объектов.

Учитывая многообразие решаемых задач и существенные отличительные особенности сельских территорий России, одной из наиболее востребованных в среднесрочной перспективе должна стать квалификация экономиста (менеджера) по устойчивому развитию сельских территорий.

Технологии образовательной деятельности должны обеспечивать возможность качественного освоения содержания образовательных программ с учётом индивидуальных способностей обучаемого и потребностей заказчика. Это предполагает активное применение методов дистанционного обучения, реализацию дуального практикоориентированного обучения в непосредственном взаимодействии с наукой.

Дальнейшее развитие должна получить система непрерывного агрообразования, направленная на развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, интеграцию систем среднего профессионального и общего образования под эгидой высшего аграрного образования.

Для управляемого повышения качества образования считаем необходимым применение программно-целевого метода, разработку и реализацию федеральной целевой программы «Развитие аграрного образования для укрепления кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ».

– (2) Аграрно-промышленный комплекс – сектор отечественной экономики, который в сложившихся условиях ещё раз подтвердил своё стратегическое значение для российского государства. Для России сохранение и развитие этого сектора равносильно сохранению и укреплению государственности.

Города занимают около одного процента площади страны, все остальные территории – сельские. Роль агрообразования в реализации не только стратегий развития АПК, но и в обеспечении социальной стабильности, сохранении национальных традиций и русской культуры, укреплении государственности, обеспечении социального контроля над сельскими территориями является ключевой.

В этой связи государству необходимо включить вопрос развития системы агрообразования в число приоритетных. Необходимо уделять повышенное внимание укреплению учебно-практической базы и инфраструктуры организаций системы агрообразования, ключевой целью развития которой в современных условиях становится непрерывное качественное улучшение кадрового потенциала АПК и сельских территорий. Это позволит обеспечить продовольственную независимость России, повышение ее глобальной конкурентоспособности на мировых агропродовольственных рынках, а также эффективно решать задачи по устойчивому развитию сельских территорий страны.


ЗАКАБУНИН Александр Викторович, проректор по информационным технологиям и региональным связям Российского государственного аграрного заочного университета (г. Балашиха, Московская область), кандидат технических наук, доцент

– (1) Система аграрного образования переживает нелучшие времена – это связано с целым рядом причин. Одной из главных является слабость практической подготовки выпускников аграрных вузов. Проблема отсталости материально-технической базы формировалась десятилетиями, носит системный характер и в настоящее время, с учетом темпов технического развития, только обостряется. Простое «вливание» финансовых средств не позволяет кардинально изменить ситуацию. Однако до сих пор учебные хозяйства не включены в перечень сельхозтоваропроизводителей, что не дает им возможности воспользоваться мерами федеральной и региональной поддержки и ставит в заведомо проигрышное положение по сравнению с другими сельскохозяйственными организациями. Как следствие – ликвидация учебных хозяйств. Для обеспечения опережающей подготовки кадров для аграрного производства необходимо срочное внедрение целевых мер поддержки учхозов, а также системы льгот предприятиям и организациям, предоставляющим свою базу для практического обучения студентов.

Нельзя не затронуть вопрос системы непрерывного образования. Передача учреждений СПО на региональный уровень, смена их учредителя приводит к разобщенности, создает препятствия в совместной организационной, научной и учебно-методической работе вузов и ссузов аграрного профиля.

Очевидно, только объединив усилия научных, образовательных организаций всех уровней и работодателей, аграрное образование сможет достойно конкурировать в современном мире. Необходимо исключить нагромождение дополнительных искусственных межведомственных препятствий для взаимодействия организаций, а разрабатывать и реализовывать меры всесторонней поддержки интеграции. Хороший пример подобного взаимодействия – создание на базе РГАЗУ электронной библиотечной системы «AgriLib», объединяющей учебно-методические ресурсы 22 вузов и 28 ссузов агротехнологического направления.

– (2) Сельское хозяйство является важнейшим сектором российской экономики. Однако ни финансовые, ни организационные меры его поддержки не будут эффективными, если не будет решен главный вопрос – обеспечение села квалифицированными кадрами. К сожалению, в последнее время аграрные вузы играют роль своеобразного реверса, способствуя оттоку наиболее перспективной молодежи из села в город. А ситуацию необходимо менять, и кардинально. Ведь современное сельское хозяйство – это давно уже не соха и мотыга. Спутниковые системы навигации, высокоточное земледелие, автоматизированные и роботизированные комплексы – вот сегодняшний день аграрного производства.

Мало сделать жизнь на селе комфортной. Необходимо привить молодежи вкус к работе на земле, показать все ее привлекательные стороны, сделать престижной, модной. И здесь основную роль должны играть образовательные организации, являясь основными проводниками идеи в массы. Но при этом и аграрным вузам необходимо соответствовать современным требованиям. Использование в учебном процессе современного оборудования, внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, привлечение ведущих ученых и создание условий для научной деятельности в вузе – далеко не полный перечень первоочередных задач.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, экспресс-форум, аграрное образование, ВолГАУ, ОмГАУ, оренбургский государственный аграрный университет, РГАЗУ

Похожие материалы:
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
Агроклассы – связующее звено школы и вуза
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Формула аграрного образования
Экспресс-форум: Качество школьного образования
Три ключевые роли Волгоградского ГАУ
Экспресс-форум: естественнонаучное образование в докладе ОЭСР
ВолГАУ: партнерство науки, образования, бизнеса
УМО аграрного профиля на этапе реформирования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#84Проблемы реализации инклюзивного образования
#82Совместная реализация высокотехнологичных проектов
#86Новый подход к выбору лучших программ
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
#84Россия и Китай: дорога с двусторонним движением
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике