Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Повышение эффективности научно­-исследовательской работы

Вопросы повышения эффективности научно­-исследовательской работы в вузах сегодня в зоне особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. Свою точку зрения высказали проректоры по научной деятельности нескольких крупных региональных вузов страны, ответив на вопросы журнала «АО».

30.01.2015
Просмотров: 25

Вопросы повышения эффективности научно­-исследовательской работы в вузах сегодня в зоне особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. На заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ (июнь, 2014) при рассмотрении актуальных вопросов инженерного образования прозвучали новые идеи по организации вузовской науки и механизмов ее взаимодействия с внешними партнерами – высокотехнологичными предприятиями. На Х съезде Российского союза ректоров (октябрь, 2014) шла речь о необходимости раннего вовлечения талантливых студентов в исследовательскую работу вуза через студенческие конструкторско­исследовательские бюро, научно­учебные лаборатории, студенческие научные общества.

Свою точку зрения высказали проректоры по научной деятельности нескольких крупных региональных вузов страны, ответив на вопросы журнала «АО».

  1. В обсуждавшейся на Х съезде Российского союза ректоров доктрине «Новые университеты для новой России» утверждается: «Университеты – главные точки роста, обеспечивающие инновационное развитие страны». Каким конкретным контентом лично для вас наполнен этот тезис?
  2. Как повысить эффективность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вузов?
  3. Как, по­вашему, было бы правильнее решить двуединую задачу, стоящую перед российской высшей школой, о повышении уровня требований к диссертациям и степени ответственности экспертного сообщества?
КАМБОЛОВ ТамерланКАМБОЛОВ Тамерлан Таймуразович, первый проректор по научной работе и развитию Северо­-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, доктор филологических наук, профессор:

– (1) Как показывают глобальные политические и экономические процессы последнего времени, национальная безопасность России может быть обеспечена только при условии максимальной независимости ее экономики от внешних факторов. В первую очередь это касается наукоемких отраслей, где необходим качественный инновационный прорыв, который бы позволил создать основу для конкурентоспособной высокотехнологичной экономики. Очевидно, что решение этой задачи требует наличия трех составляющих – кадровой, материально­-технической и финансовой. Представляется, что именно университеты страны могут стать точками роста, обеспечивающими ее инновационное развитие. Действительно, специфика деятельности университетов позволяет эффективно интегрировать проблемы подготовки кадров, проведения научных исследований и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Полагаю, в этой связи было бы логично включить в перечень критериев эффективности вузов и показатель инновационной активности (с учетом специфики вузов).

– (2) Необходима более адресная государственная политика поддержки инновационной деятельности и коммерциализации РИД. В частности, было бы целесообразно возобновить государственную программу развития инновационной деятельности вузов. В ее рамках ежегодно проводить конкурс программ инновационной деятельности с выделением победителям финансовой поддержки для завершения коммерчески перспективных НИР и создания малых инновационных предприятий.

– (3) Следует продолжить уже начатую работу по сокращению количества диссертационных советов, поощрять практику объединения сохраненных или вновь создаваемых советов. Представляется, что диссертационные советы должны функционировать только на базе вузов, реально лидирующих в соответствующей области знаний. Они должны привлекать к своей работе и видных специалистов из других университетов и академических организаций.

КЛИМЕНОВ ВасилийКЛИМЕНОВ Василий Александрович, проректор по научной работе Томского государственного архитектурно-­строительного университета, доктор технических наук, профессор:

– (1) Сегодня университеты способны осуществлять подготовку кадров для инновационной экономики. Они выращивают новое поколение специалистов, способных создавать инновационные разработки и знающих пути их выхода на рынок, а при необходимости – готовых создавать инновационные предприятия. Во многом это возможно благодаря созданию в университетах условий для научно­-исследовательской деятельности, нацеленной на производство необходимых для развития ведущих отраслей экономики инноваций. Конечно, в условиях тесного взаимодействия с ключевыми предприятиями. Речь идет о работе по грантам, мегапроектам, по постановлению №218 Правительства РФ, технологическим платформам, программам инновационного развития.

– (2) В университетах сформировалось правильное и глубокое понимание коммерциализации РИД вузов. Созданы соответствующие службы в самих вузах и вне их. Однако для повышения эффективности коммерциализации недостает сети инжиниринговых центров по многим отраслям народного хозяйства. Работа в этом направлении начата, но очень важно придать ей массовый характер, так как восприимчивость к инновационным разработкам во многом зависит от степени их готовности к использованию, особенно в условиях серийных производств.

– (3) Решение задачи невозможно без подтверждения высокого уровня компетентности экспертов. Они должны иметь не только значимые публикации, но и положительную репутацию в научном сообществе. Необходимо также повысить ответственность диссертационных советов, принимающих работы к защите.

СТРЕЛЬНИКОВ АлександрСТРЕЛЬНИКОВ Александр Игоревич, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Ивановской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор:

– (1) Университеты – уникальные по своей сути организации, главной целью деятельности которых является целевое улучшение качества трудового ресурса региона, управляемый рост его профессионально­-квалификационного уровня. С другой стороны, их персонал сам по себе представляет мощный интеллектуальный ресурс, ориентированный на постоянное самосовершенствование и улучшение качества работы. Эти два фактора могут сформировать площадку для инвестирования интеллектуального труда, оригинальных научных решений и изобретений обучающихся и сотрудников в разработку и получение нового знания, что формирует основу инновации как таковой.

– (2) Обязательным условием является оценка эффективности работы участников инновационных исследований с учетом региональных социально­-экономических реалий.

На наш взгляд, только тесный диалог с региональным бизнес-­сообществом позволит выявить наиболее актуальные темы для научных исследований, а уникальный характер научно-­исследовательской деятельности может позволить решить вопрос импортозамещения на основе разработки отечественных технологий. Формирование списка таких технологий, равно как и выполнение посреднических функций – например, создание площадок для совместного диалога между бизнес­-сферой и университетами, – лежит на администрации региона. Таким образом, ориентированность исследовательской работы на региональные интересы может повысить эффективность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза в научной сфере.

Рост качества научных исследований невозможен без решения кадрового вопроса – как можно более раннего привлечения молодых ученых и студентов к инновационной деятельности, развития у них самостоятельности, ответственности и предпринимательской инициативы. Координируя свою деятельность с негосударственными общественными фондами и организациями, необходимо принять меры для создания и развития инновационных студенческих научных обществ, научно­учебных лабораторий, научно-­образовательных центров. Во избежание формализации и бюрократизации формирование этих структур следует производить исключительно на основе привлечения персонала университетов, успешно осуществляющего инновационную деятельность.

Широко применяемая парадигма «Наука как компонент образования» не может в полной мере обеспечить высокую ориентированность сотрудников и обучающихся на коммерциализацию результатов своей интеллектуальной деятельности, хотя именно коммерческая эффективность отделяет инновацию от изобретения. В связи с этим необходим пересмотр системы представления научного потенциала вуза в образовательном процессе – от концепции изложения научных достижений исключительно в рамках освоения текущих дисциплин к концепции сквозных инновационных курсов. Большую роль в этом может играть передача части элективных занятий научно-­образовательным центрам. Это позволит обеспечить поддержку молодого таланта с помощью индивидуализированной, актуальной среды, а также его самореализацию, сформировать целенаправленные траектории подготовки. Таким образом, комплекс мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливой молодежи, в совокупности с внедрением эффективного контракта может способствовать притоку молодых кадров в университет и развитию инновационного и экономического потенциала региона.

ОТ РЕДАКЦИИ

Вопрос поиска и поддержки талантливой молодежи в последнее время стал частью государ­ственной политики России.

Ведущий профориентационный портал страны moeobrazovanie.ru в декабре – январе провел очередной опрос среди школьников и абитуриентов. Готова ли современная молодежь посвятить свою жизнь науке?

Представляем результаты опроса, в котором приняло участие более 1 тыс. человек.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-77, экспресс-форум, наука, северо-осетинский государственный университет, томский государственный архитектурно-строительный университет, ИвГМА

Похожие материалы:
Главный актив вуза – интеллектуальный потенциал
Как повысить эффективность российской аспирантуры?
Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов
Николай Пустовой о науке в высшей школе
В ТГАСУ разработали уникальный проект первой в Сибири санной трассы
Потенциал российской рыбохозяйственной науки
СПХФА - флагман российской фармации
Ориентир на прорывные проекты и развитие
ТГАСУ развивает научное сотрудничество с Германией
Экспресс-форум: закон о малых предприятиях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#83Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
#87Информационная открытость – показатель эффективности
#86Четыре "звезды" Российского экономического университета
#86Сибирская кузница кадров
#87Информационная среда как фактор успеха
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники